logo
Мигурский+конспект+лекций+теория+финансов

1 Бюджетный дефицит

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

- сбалансированность доходов и расходов бюджета;

- превышение доходов над расходами (профицит бюджета);

- превышение расходов над доходами (дефицит бюджета). Идеальный вариант – полное покрытие расходов доходами. Но даже сбалансированный бюджет не гарантирует отсутствие проблем в экономике страны.

Бюджетный дефицит в современном мире не относят к разряду исключительных, чрезвычайных финансовых явлений. Многие высокоразвитые государства на определенных этапах развития сталкивались с ним. Более того, известный английский экономист Дж.М. Кейнс в целях активизации экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.

Более того, государственные бюджеты стран с развитой рыночной экономикой хронически дефицитны, однако в условиях относительно устойчивого экономического положения это не рассматривается как зло. Вместе с тем с 1990-х гг. наблюдается сокращение бюджетного дефицита в развитых странах Запада.

Что касается государств с переходной экономикой, то бюджетный дефицит является общей чертой их бюджетов. Переходный период в финансовой жизни практически любого общества характеризуется дефицитностью государственного бюджета, в ряде случаев превышающей допустимые нормы.

Согласно законодательству Республики Беларусь при составлении и утверждении местных бюджетов должен соблюдаться принцип сбалансированности. В то же время республиканский бюджет на протяжении более десяти лет утверждается с дефицитом.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

- рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;

- чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

- экономический кризис.

Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.

По расчетам отечественных экономистов, финансовое положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3% к ВВП и государственном долге, не превышающем 50% его величины. При таком подходе состояние государственных финансов Республики Беларусь следует признать относительно стабильным: в 2001 г. бюджетный дефицит составлял 1,7% к ВВП; бюджет 2002 г. был выполнен с профицитом, положительное сальдо составило 21,6 млрд руб., или 0,1% к ВВП. Однако на 2003 г. был запланирован дефицит бюджета в размере 1,5% к ВВП, а на 2004 г. – 1,9%. В 2006 – 2008 гг. бюджет исполнялся с профицитом.

Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования ежегодно утверждаются в Законе о бюджете Республики Беларусь на соответствующий год.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в национальной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.

С начала 1990-х гг. в Республике Беларусь для покрытия бюджетного дефицита использовались денежная эмиссия и кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств. В 1993-1994 гг. основным источником покрытия дефицита были внешние займы. Так, в 1994 г. за счет этого источника было профинансировано более 60% бюджетного дефицита.

В 1996 г. дефицит более чем на 80% покрывался эмиссионными кредитами Национального банка. В 1998-2001 гг. из внутренних источников были профинансированы не только дефицит текущего года, но и погашение внешнего долга прошлых лет. Причем благодаря развитию рынка ценных бумаг в 2001 г. за счет внутреннего источника удалось покрыть около 50% объема дефицита.

Проблему бюджетного дефицита смягчают поступления от приватизации. В соответствии с решением Правительства Республики Беларусь, начиная с 2004 г. дополнительным источником финансирования бюджетного дефицита выступают средства от реализации принадлежащего государству имущества. Это самый безопасный и эффективный способ финансирования.

Для покрытия бюджетного дефицита в 2004 г. привлекались как внутренние, так и внешние источники финансирования. Вместе с тем в рамках унификации принципов бюджетно-финансовой политики России и Беларуси в 2004 г. не предусматривалось прибегать к кредитам Национального банка.

Таким образом, вопросы управления бюджетным дефицитом по-прежнему актуальны для Республики Беларусь. В связи с этим система мер включает мероприятия по управлению внутренним и внешним долгом. Обслуживание государственного долга требует дополнительных расходов, что способно привести к реструктуризации расходов бюджета в целом, сокращению социальных программ. Сумма получаемых государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться бременем на экономику страны.

Итак, дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, наращиванию государственного долга, истощению валютных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей и т.д.

Ряд стран доказали, что в экстремальных условиях, вызванных резким возрастанием дефицита бюджета, можно достичь сбалансированности доходов и расходов, задействовав весь механизм государственного регулирования. И хотя бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Условиями сокращения бюджетного дефицита являются: укрепление доходной базы бюджета; оптимизация расходов; реформирование бюджетного процесса.

В мировой практике для уменьшения бюджетного дефицита широко используется привлечение в страну иностранного капитала. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресурсы направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.