1 Функции финансов
Функции экономической категории означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. Для финансов характерны три функции – распределительная, регулирующая и контрольная.
Действие распределительной функции финансов вытекает из сущности финансов:
-создание целевых фондов денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
-обеспечение отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта, национального дохода и прибыли;
-формирование резервов на уровне хозяйствующих субъектов, государства, домашнего хозяйства.
Механизм действия распределительной функции происходит в условиях разделения стоимостной и вещественной форм общественного продукта и национального дохода через прибыль (чистый доход). Именно чистому доходу присущи все особенности и черты, носящие характер распределения и перераспределения. В формуле стоимости C + V – это компенсация израсходованных средств производства и простое воспроизводство рабочей силы, а значит, черты распределения в себе не содержит. Чистый же доход М отвечает всем требованиям, вытекающим из сущности финансов: ему присущи, кроме распределительных и перераспределительных черт, и функции создания доходов и накоплений в составе ВВП и национального дохода. Чистый доход – один из источников формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а, значит, и источник процесса расширенного воспроизводства. Распределительный характер чистого дохода заключается в том, что только он может расщепляться и распределяться на фонды денежных средств в соответствии с требованиями и необходимостью расширенного воспроизводства. Чистый доход является составной частью цены, которая, как и чистый доход, имеет для формирования финансовых ресурсов глобальный практический смысл. Ведь цена является не только количественной формой выражения движения продукта, но и основой первичного распределения его всех элементов. Как бы не определялась цена (государством или рынком), для любой экономической системы важно то, что в цене заложен чистый доход - основной объект финансовых отношений. Посредством цены категория М в формуле стоимости обретает денежную форму, конкретные размеры и конкретное влияние на экономику государства. И далее уже цену необходимо рассматривать как фактор, непосредственно влияющий на содержание распределительных отношений, на удовлетворение экономических интересов участников.
Распределительная функция финансов состоит в прямом перераспределении национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования. Системе распределения присущи свои закономерности.
Во-первых, это последовательность распределения национального дохода на фонды целевого назначения. Прежде чем сформируются фонды индивидуального потребления, общество должно создать: 1) фонд расширения производства; 2) резервно-страховой фонд; 3) фонд общих издержек управления; 4) фонд совместного удовлетворения потребностей; 5) фонд обеспечения нетрудоспособных; 6) фонд обороны страны. Все попытки игнорировать эти закономерности распределения национального дохода приводят к серьезным негативным последствиям в экономике общества.
Во-вторых, это количественное соотношение между различными фондами с соблюдением объективно необходимых пропорций (пропорциональность). Для каждой страны эти пропорции могут быть свои, но в целом они различаются несущественно.
В-третьих, финансы своей распределительной функцией обеспечивают закономерности сочетания различных интересов в обществе (общегосударственные, коллективные, личные, региональные) и тем самым создают стимулы к наиболее эффективному процессу хозяйствования.
Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей попадает опять в сферу материального производства с тем, чтобы начать новый цикл первичного распределения общественного продукта с его последующим перераспределением; другая часть перераспределяемых денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона).
Таким образом, распределение и перераспределение национального дохода, совершаемые с помощью распределительной функции финансов, в любом государстве осуществляется между: 1) отраслями национальной экономики; 2) отдельными регионами страны; 3) формами собственности; 4) социальными группами населения.
Финансы выполняют распределительную функцию также и в процессе формирования и распределения доходов предприятий. При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода поступает в государственный бюджет, иные централизованные фонды, а другая остается в распоряжении предприятий на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования, на финансирование затрат по расширению и развитию производства. С помощью финансов осуществляется распределение части амортизационных отчислений в инновационные фонды министерств и ведомств.
Посредством распределительной функции осуществляется перераспределение также части национального богатства.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс.
Конечная цель распределения и перераспределения ВВП и национального дохода состоит: 1) в развитии производительных сил страны; 2) создании рыночных структур экономики (частных предприятий, фермерских хозяйств); 3) укреплении государства; 4) обеспечении высоко уровня качества жизни всех слоев населения.
Контрольная функция финансов, по сути, порождена распределительной функцией и вне ее не существует, поскольку в таком случае отсутствует объект контроля. Среди многообразия денежных отношений, выражающих сущность финансов, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем использования фондов денежных средств. Если сущность, природа и содержание финансов обусловлены движением чистого дохода, его распределением, созданием денежных фондов, то контрольная функция финансов соответствующим образом обслуживает весь этот процесс. В этом состоит единство и взаимосвязь двух функций финансов. Ведь если существуют закономерности распределения национального дохода, то существует и объективный механизм сигнализации о результатах соблюдения этих закономерностей.
Объективность финансовых отношений не означает, что эти отношения складываются стихийно, без управленческой деятельности государства. Наоборот, государство на основе познанных закономерностей распределения национального дохода, на основе обобщения практических результатов разрабатывает стратегию и тактику использования финансов и на базе этого придает финансовым отношениям различные формы, определяет методы их осуществления. В практической деятельности финансовые отношения выступают в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона.
Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая отражает финансовые показатели. Для получения такой информации, которая позволяет анализировать результаты экономической деятельности и на этой основе намечать пути совершенствования финансового механизма, необходим финансовый контроль. Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами установленных форм финансовых отношений, а также изучение их положительных и отрицательных сторон для дальнейшего совершенствования. Финансовый контроль осуществляется через деятельность финансовых, налоговых и других органов контроля.
В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики.
Распределительная и контрольная функции финансов проявляются на основе законов и правовых актов, что позволяет регулировать финансовую деятельность на уровне государства и хозяйствующих субъектов, тем самым воздействуя на процесс воспроизводства. В общем плане регулирующая функция финансов состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей общества и государства.
В целях регулирования экономики и социальных отношений государством в лице органов власти, Национального банка используются такие методы, как государственное бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, налоговое и таможенное регулирование, государственные программы помощи отдельным категориям бюджетной сферы.
Регулирующая функция финансов проявляется и на уровне элементов институциональной экономики, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств. В последнем случае можно говорить о саморегулировании финансов под воздействием внешних и внутренних факторов.
- Теория финансов Конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- 1Финансы в системе производственных отношений
- 2 Виды денежных отношений, определяющих содержание и сущность финансов
- 1 Функции финансов
- 2 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Тема 2. Финансовые ресурсы
- 1 Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
- 2 Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 3 Амортизационный фонд
- 1 Государственный бюджет
- Ссудный фонд
- 3 Денежные доходы и сбережения населения
- 4 Страховой фонд
- Тема 3. Взаимосвязь финансов с экономическими
- 1 Финансы и экономические законы
- 2 Финансы и цена
- 1 Финансы и заработная плата
- Финансы и кредит
- 1 Понятие и сущность инфляции
- 2 Виды инфляции
- Механизм развития и определение уровня инфляции
- Меры борьбы с инфляцией
- Тема 4. Финансовая система государства
- Тема 5. Финансовая политика
- Тема 6 управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2 Органы управления финансами
- Тема 7. Финансовое планирование
- Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 2 Методы финансового планирования
- 3 Современная система финансовых планов
- 1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- 2 Бизнес-план
- Тема 8. Финансовый контроль
- Содержание и значение финансового контроля
- 2 Организация финансового контроля, его виды и методы
- 1 Формы финансового контроля
- 2 Органы финансового контроля
- 3 Развитие аудиторского контроля
- Тема 9. Финансы предприятий реального
- 1 Содержание финансов предприятий
- 2 Финансы домашних хозяйств
- 1 Особенности финансов некоммерческих организаций
- 2 Функции финансов предприятий
- 3 Принципы организации финансов предприятий
- Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
- Тема 11. Сущность и роль страхования в системе
- 1 Экономическая сущность страхования
- 2 Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 1 Организационно-правовые формы страховых компаний
- 2 Основные принципы организации финансов в страховании
- Тема 12. Социальная защита населения
- 1 Социальное страхование
- 2 Медицинское страхование
- Тема 13. Государственный бюджет
- 1 Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система
- 1 Бюджетный дефицит
- 2 Бюджетный процесс
- 1 Роль и функции государственного казначейства
- 2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
- Тема 15. Государственный кредит
- 1 Функции государственного кредита
- 2 Инструменты государственного кредита
- Тема 16. Современные формы финансового
- Тема 17. Финансы в системе международных
- Литература
- 212027, Могилев, пр-т Шмидта, 3.