Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
Лекция 25. Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
В основе подразделения народного хозяйства на сферу материального производства и непроизводственную сферу лежат классические определения материального производства, производительного и непроизводительного труда, материальных благ и т.д. Сфера материального производства – главное поле человеческой деятельности и является основой существования нашего общества.
К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, а также связанные с перемещением грузов, хранением продуктов, сортировкой, упаковкой и реализацией товаров.
Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (образование, культура, искусство, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, фундаментальные области наук и научное обслуживание, организация общественного и государственного управления).
Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сферы, вытекают из специфики отраслей и характера общественного труда в них. Основное отличие непроизводственной сферы от сферы материального производства состоит в том, что труд в отраслях непроизводственной сферы не является непосредственно производительным и чаще носит характер услуг. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может выступать в виде вещи (картина художника) и иметь стоимость, намного превосходящую стоимость усилий десятков тысяч человек. В целом развитие непроизводственной сферы направлено на повышение производительности труда работников, занятых в производственной сфере, создает условия для раскрытия творческих возможностей людей, повышения их общеобразовательного уровня и квалификации.
Непроизводственная сфера – это совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию материального продукта.
Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг и развития социальной инфраструктуры общества.
Сфера обслуживания – совокупность отраслей и видов деятельности, в которых продукция выступает в виде услуг, включает большинство отраслей непроизводственной сферы – пассажирский транспорт, общественное питание, бытовое обслуживание.
Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей. Одним из важнейших является объем государственного финансирования общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан. Доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными в деле достижения экономического прогресса и напрямую влияют на социально-экономическое развитие страны в целом. Но размер средств, направляемый в отрасли непроизводственной сферы, определяется не только потребностями общества в их услугах, но и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета и проводимой финансовой политикой.
Услуги, предоставляемые субъектами непроизводственной сферы, могут быть платными, бесплатными или частично оплачиваемыми их потребителями. Понятие «бесплатные» следует понимать в том смысле, что они бесплатны для потребителя, но не для производителя. Тот, кто оказывает такие услуги, обязательно производит соответствующие затраты. Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой – от характера их предоставления. В свою очередь, услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны, а их источник – государственный бюджет. Однако в условиях хронического дефицита бюджета непроизводственная сфера все больше переходит на платные услуги, что привносит специфичность в методы ведения хозяйств и формы финансовых отношений.
Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно входящие в ее состав предприятия, организации и учреждения классифицировать с учетом особенностей их деятельности, методов организации управления и финансирования:
1 группа – предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, а финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства.
2 группа – организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные.
3 группа – учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги полностью бесплатны для потребителя, источником их финансирования является государственный бюджет.
В каждой из названных групп организация финансовых отношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Они возникают между:
- предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У субъектов хозяйствования, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль (организация, учреждение) получает доходы от хозяйственной и коммерческой деятельности, финансовые отношения приобретают двусторонний характер, они связаны с уплатой в бюджет обязательных платежей;
- распорядителями бюджетных средств – по поводу распределения бюджетных ресурсов. Данные отношения многоступенчаты, они определяются системой управления финансами отрасли;
- вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями – по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределния;
- организациями, учреждениями одного ведомства – по поводу перераспределения финансовых ресурсов;
- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства – по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;
- организациями, учреждениями непроизводственной сферы – по поводу оплаты оказываемых услуг;
- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективами работников - по поводу оплаты их труда;
- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением – по поводу оплаты стоимости оказанных населению услуг;
- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами – по поводу оказания финансовой помощи в виде добровольных взносов и пожертвований;
- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами – по поводу перечисления средств из этих фондов;
- организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами – по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды и получения средств из них в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, финансы непроизводственной сферы – это совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения стоимости созданного в отраслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг. Общим для этих отношений является отсутствие их в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.
Поскольку процесс производства и потребления услуг совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий, либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов непроизводственной сферы:
- финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование;
- источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размеров зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития отраслей непроизводственной сферы, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материально производства, в частности, той его долей, которая направлена на потребление;
- поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы;
- большинство предприятий, организаций и учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти ( вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях – ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах;
- в условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета, развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования, что значительно расширяет сферу финансовых отношений;
- в структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60-80%), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы – его формирование, распределение и использование.
Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их и с учетом этого реформировать финансовый механизм в условиях становления и развития рыночных отношений.
Лекция 26. Финансовое обеспечение социальной сферы
Социальная сфера – это совокупность отраслей экономики, участвующих в определенной степени в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан. В этом процессе задействован комплекс хозяйственных сфер (в том числе и в материальном производстве) и социальных объектов, формирующих социальную инфраструктуру. Это прежде всего – жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, связь, дорожное хозяйство, торговля, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура и спорт, культура и иные отрасли и учреждения, определяющие качество жизни населения. Социальная сфера в значительной степени представлена отраслями непроизводственной сферы.
Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений социальной сферы является бюджет и внебюджетные фонды. Размер выделяемых на содержание социальной сферы бюджетных средств зависит прежде всего от состояния самого бюджета. В настоящее время из государственного бюджета финансируются расходы ряда отраслей социальной сферы, которые должны организовывать свою деятельность на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования (ЖКХ, транспорт, дорожное хозяйство и т.д.). В частности, субсидии из государственного бюджета получают организации и предприятия ЖКХ, дорожного хозяйства, транспорта, связи на покрытие расходов по содержанию и ремонту жилого фонда, предоставлению коммунальных и транспортных услуг населению, услуг связи, благоустройству городов, поселков и деревень, содержанию и ремонту дорог.
Монополистический характер этих структур, безусловно, вызывает необходимость регулировать цены и тарифы на оказываемые услуги. В то же время, сократив финансирование текущей деятельности предприятий названных отраслей, государство получает возможность направлять высвободившиеся бюджетные ресурсы на дополнительное финансирование тех отраслей, которые формируют социальную сферу и представляют нерыночный сектор экономики, - образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, средств массовой информации.
Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование текущих затрат, особенно в рыночной экономике, имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях. Безусловно, государственные дотации на покрытие убытков предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства, огромные суммы из бюджетных ресурсов, используемые на возмещение разницы в ценах, до некоторой степени снижают социальную напряженность, поддерживают уровень жизни населения в сложной экономической ситуации. Однако с экономической точки зрения эта практика неэффективна – наличие ряда дотационных хозяйств дестабилизирует экономику, способствует развитию инфляционных процессов.
Для обеспечения безубыточной работы предприятий жилищного, коммунального, транспортного хозяйства и связи необходимо увеличить возмещение стоимости их услуг до уровня реальных цен за счет потребителей, что, в свою очередь, требует приведения зарплаты, а также других доходов в соответствие с ценами. Государственные субсидии в этом случае будут иметь адресное направление и выдаваться конкретным потребителям услуг соответствующих отраслей.
В период перехода к рыночным отношениям, особенно в условиях кризиса и обострения социальных проблем, роль названных отраслей в социальной защите населения для поддержания его жизненного уровня значительно возрастает. В этих условиях расширяется социальная деятельность государства, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов на соответствующие цели.
Безусловно, государство должно обеспечивать гражданам конституционно гарантированные им права на охрану здоровья, образование, социальное обеспечение, но в условиях развития рыночной экономики услуги непроизводственной сферы не могут оставаться полностью бесплатными. По мере перехода к рынку традиционные бюджетные расходы на социально-культурные мероприятия будут сокращаться, и населению придется из собственных средств частично финансировать затраты на производство соответствующих услуг. При этом степень участия должна дифференцироваться в зависимости от уровня доходов: для малообеспеченной группы населения следует предусмотреть снижение участия в финансировании, вплоть до полного освобождения, либо компенсацию выпадающих доходов. К слову сказать, сегодня в Беларуси реализуется переход от остаточного метода финансирования социальной сферы к нормативному.
В финансировании расходов отраслей социальной сферы могут принять участие организации и предприятия других отраслей, что позволит направить высвободившиеся средства бюджета на улучшение условий функционирования данных отраслей и повысить качество оказываемых ими услуг.
В настоящее время организации социальной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получаемых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов внебюджетных средств.
Развитие платных услуг способствует развитию соответствующего рынка, причем за счет не только бюджетных учреждений, но и частных предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность в социальной сфере. Это в определенной степени снимает нагрузку с бюджета, позволяет расширить перечень и объем оказываемых населению услуг, запустить рыночные механизмы в социальных отраслях.
Расширение предпринимательства не означает отказ от бюджетного финансирования, однако в дальнейшем, очевидно, будут развиваться три вида финансового обеспечения организаций социальной сферы: 1) бюджетное; 2) бюджетно-хозрасчетное (смешанное); 3) хозрасчетное финансирование, осуществляемое исключительно за счет собственных средств субъектов хозяйствования.
При решении вопроса о видах и объеме услуг, оказываемых населению за плату, необходимо учитывать, что жизненно важные услуги должны оказываться бесплатно и финансироваться из бюджета. Одновременно необходимо разработать механизм компенсации расходов по оплате услуг социального характера малообеспеченной группе населения.
Развитие рыночных отношений усилит роль внебюджетных источников в финансировании социальных отраслей, позволит уменьшить нагрузку на бюджет.
Лекция 27. Планирование и финансирование расходов бюджета на отрасли социальной сферы
Эффективность экономических методов управления социальными процессами находится в прямой зависимости от объемов финансирования отраслей социальной сферы, соотнесенных с поставленными перед этими отраслями задачами. В силу этого при бюджетном планировании учитываются три составляющие: политические целевые установки; социальные и финансовые показатели, нормы и нормативы; реальные технико-экономические параметры работы социальных служб. Задачами бюджетного планирования при этом являются обеспечение сбалансированного функционирования различных сфер жизнедеятельности и повышение обоснованного маневрирования финансовыми ресурсами.
Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны.
Большинство учреждений и организаций непроизводственной сферы Республики Беларусь находятся на бюджетном финансировании. Высокий уровень расходов государства на отрасли социальной сферы требует обоснования размеров средств, направляемых на развитие здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и их распределения между бюджетами, территориями и отдельными учреждениями. Эти отрасли объединяет единая методология формирования затрат как на уровне соответствующего бюджета, так и на уровне учреждения. Ввиду того, что суммы ассигнований в социальную сферу не могут определяться по потребности, практика формирования бюджетов и смет расходов учреждений социальной сферы, основанная на «достигнутом уровне» и возможностях бюджета, значительно отличается от требований действующего законодательства.
Планирование расходов бюджета на социально-культурные мероприятия осуществляется как по горизонтали, так и по вертикали. Планирование по горизонтали предполагает определение объема расходов отдельных учреждений – школ, больниц, библиотек, клубов, т.е индивидуальное планирование, а также расходов совокупности учреждений одного ведомства – отделов образования, здравоохранения, культуры, т.е. сводное планирование. Планирование по вертикали осуществляется по местным бюджетам различных уровней и республиканскому бюджету.
Базой для планирования являются показатели, дифференцирующиеся как показатели сети учреждений, штатов и контингентов. Расходы планируются в расчете на единицу: а) сети (учреждения); б) обслуживаемого контингента (больного); в) штатную единицу. Поэтому непосредственно планированию предшествует расчет данных показателей.
Планирование расходов осуществляется в разрезе предметных статей, подстатей и элементов расходов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов и одновременно – с ведомственной классификацией, т.е. в разрезе получателей бюджетных средств.
Для защиты социальных гарантий граждан в Республике Беларусь установлены единые социальные стандарты: единые правила оплаты труда работников бюджетной сферы, величина прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, объем и качество услуг учреждений образования, здравоохранения. На основе социальных стандартов разрабатываются финансовые нормативы, а для выравнивания расходов на отрасли непроизводственной сферы по регионам рассчитывается объем финансирования – норматив бюджетной обеспеченности в непроизводственной сфере на одного жителя. При этом нормативы расходования ресурсов в непроизводственной сфере выполняют несколько функций. Во-первых, напрямую связывают бюджетные ассигнования с оказанием услуг. В натуральном выражении нормативы позволяют определить общую потребность определенных учреждений и всей социальной сферы в конкретных видах материальных и трудовых ресурсов в зависимости от особенностей технологии обслуживания. Во-вторых, с помощью нормативов в денежной форме появляется возможность стоимостной оценки деятельности бюджетных организаций. Денежные нормативы позволяют увязать натурально-вещественный и стоимостной аспекты их деятельности. В-третьих, денежные нормативы, выполняя функцию ценообразования на услуги, предоставляемые бесплатно, позволяют включать результаты труда в этих учреждениях в хозяйственный оборот.
При различии уровней доходной базы местных бюджетов предусматриваются трансферты регионам для доведения бюджетной обеспеченности на одного жителя до среднего норматива.
Финансовое планирование для сметно-бюджетного финансирования хозяйствующих субъектов осуществляется в форме сметы расходов, в которой отражается односторонний характер взаимоотношений с бюджетом. В смете указываются объем бюджетных ассигнований на год с разбивкой по кварталам, а также их распределение по статьям и подстатьям расходов.
Если источником доходов является хозяйственная или коммерческая деятельность, то планирование осуществляется в самостоятельной приходно-расходной смете, а доходы используются в особом порядке.
Проблема финансового обеспечения обязательств государства перед населением страны и перед бюджетополучателями по реализации экономических и социальных программ в настоящее время приобретает особо важное значение. В Республике Беларусь законодательно закреплены вопросы адаптации бюджетной системы к новым экономическим условиям и с особой тщательностью раскрыт правовой режим процесса исполнения расходной части бюджета любого уровня, определены функциональные виды расходов, которые могут финансироваться из того или иного вида бюджета.
Процесс финансирования означает реальное перечисление средств на счет бюджетополучателя или реальную оплату расходов органом казначейства по поручению учреждения. Поскольку основным держателем и распорядителем бюджетных фондов потребления является государство, оно определяет порядок движения и использования бюджетных средств.
Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:
-финансирование расходов по строго целевому назначению, т.е. под конкретные цели и мероприятия;
-предоставление бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами;
-финансирование по мере выполнения плана по производственным оперативно-сетевым показателям. Этот принцип ставит объем предоставляемых бюджетных средств в зависимость от результатов деятельности учреждения и одновременно увязывает их с финансовыми возможностями государства. При невыполнении показателей по сети, штатам, контингентам размер бюджетного финансирования автоматически уменьшается.
Управление механизмом финансового обеспечения государственных расходов в Республике Беларусь, в том числе расходов на социальную сферу, возложено на казначейскую систему.
В настоящее время организации социальной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании, могут привлекать дополнительные ресурсы за счет внебюджетных средств, получаемых от видов деятельности, приносящих доходы. Они не включаются в состав бюджетов и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов внебюджетных средств. Часть внебюджетных средств направляется в фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.
Внебюджетные источники финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы формируются за счет поступлений от оказания платных услуг по профилю основной деятельности, другой предпринимательской или коммерческой деятельности, платы от сдачи в аренду помещений, добровольных перечислений и взносов юридических и физических лиц, общественных организаций, пожертвований.
- Теория финансов Конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- 1Финансы в системе производственных отношений
- 2 Виды денежных отношений, определяющих содержание и сущность финансов
- 1 Функции финансов
- 2 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Тема 2. Финансовые ресурсы
- 1 Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
- 2 Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 3 Амортизационный фонд
- 1 Государственный бюджет
- Ссудный фонд
- 3 Денежные доходы и сбережения населения
- 4 Страховой фонд
- Тема 3. Взаимосвязь финансов с экономическими
- 1 Финансы и экономические законы
- 2 Финансы и цена
- 1 Финансы и заработная плата
- Финансы и кредит
- 1 Понятие и сущность инфляции
- 2 Виды инфляции
- Механизм развития и определение уровня инфляции
- Меры борьбы с инфляцией
- Тема 4. Финансовая система государства
- Тема 5. Финансовая политика
- Тема 6 управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2 Органы управления финансами
- Тема 7. Финансовое планирование
- Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 2 Методы финансового планирования
- 3 Современная система финансовых планов
- 1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- 2 Бизнес-план
- Тема 8. Финансовый контроль
- Содержание и значение финансового контроля
- 2 Организация финансового контроля, его виды и методы
- 1 Формы финансового контроля
- 2 Органы финансового контроля
- 3 Развитие аудиторского контроля
- Тема 9. Финансы предприятий реального
- 1 Содержание финансов предприятий
- 2 Финансы домашних хозяйств
- 1 Особенности финансов некоммерческих организаций
- 2 Функции финансов предприятий
- 3 Принципы организации финансов предприятий
- Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
- Тема 11. Сущность и роль страхования в системе
- 1 Экономическая сущность страхования
- 2 Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 1 Организационно-правовые формы страховых компаний
- 2 Основные принципы организации финансов в страховании
- Тема 12. Социальная защита населения
- 1 Социальное страхование
- 2 Медицинское страхование
- Тема 13. Государственный бюджет
- 1 Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система
- 1 Бюджетный дефицит
- 2 Бюджетный процесс
- 1 Роль и функции государственного казначейства
- 2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
- Тема 15. Государственный кредит
- 1 Функции государственного кредита
- 2 Инструменты государственного кредита
- Тема 16. Современные формы финансового
- Тема 17. Финансы в системе международных
- Литература
- 212027, Могилев, пр-т Шмидта, 3.