2 Организация финансового контроля, его виды и методы
Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный; ведомственный, внутрихозяйственный; общественный и независимый (аудиторский).
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель – обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы: независимости, гласности, законности, объективности, ответственности. Контроль в сфере государственных финансов функционально организуется в следующих направлениях: налоговый контроль; бюджетный контроль; страховой надзор; банковский надзор; контроль рынка ценных бумаг.
Налоговый контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, соблюдение субъектами хозяйствования действующего законодательства о налогах. Налоговым контролем охвачены все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, а также граждане, получающие доходы.
Бюджетный контроль представлен следующими видами ревизионной и аналитической деятельности:
- контроль за выполнением основного финансового плана страны – государственного бюджета по доходам и расходам;
- сбор и накопление финансовой информации, ее анализ и разработка предложений по дополнительному привлечению финансовых ресурсов в бюджет;
- обеспечение эффективного расходования средств госбюджета путем совершенствования нормирования расходов, контроль выполнения установленных норм и нормативов расходов;
- искоренение и профилактика непроизводительных, нецелевых расходов, бесхозяйственности, растрат и хищений.
Бюджетный контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, а также на предприятиях негосударственного сектора, которые осуществляют работы, оказывают услуги, проводят мероприятия, финансируемые из бюджета.
Банковский надзор проводится в ходе формирования и движения кредитных ресурсов, в процессе капитального строительства, при проверках соблюдения предприятиями кассовой дисциплины, при безналичных расчетах. Банковским контролем охвачены все субъекты хозяйствования, участвующие в кредитно-расчетных отношениях.
Финансовый контроль в сфере страхования осуществляется в форме надзора за своевременным, полным формированием и целевым расходованием средств страховых фондов, за правильным проведением страховых операций, за выполнением всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании.
Также осуществляются: валютный, таможенный, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.
Ведомственный финансовый контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии или в учреждении. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.
Общественный контроль осуществляется отдельными физическими лицами (специалистами) или группой лиц (ревизионные группы, комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом является финансово-хозяйственная сторона функционирования вышеназванных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование).
Независимый (аудиторский) контроль проводится вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с заключенными договорами и за определенное вознаграждение. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая консультации по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций.
По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.
Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.
Проверка является существенным методом последующего контроля. Она в основном применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Проверки, в свою очередь, подразделяются на несколько видов, главными же из них являются счетные проверки отчетности и тематические проверки (обследования).
Под счетной проверкой отчетности понимается изучение круга вопросов, связанных с достоверностью бухгалтерских отчетов и балансов. Она осуществляется финансовыми органами, как правило, один раз в год. Кроме этого, достоверность отчетных данных проверяется статистическими, банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов хозяйственного управления при приемке отчетности, при ревизиях, тематических проверках, анализе финансово-хозяйственной деятельности. Основными вопросами при счетных проверках отчетности являются достоверность отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции, прибыли, производительности труда, рентабельности, уровень затрат на производство и себестоимость продукции, соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы, направление прибыли на образование фондов экономического стимулирования и на внутрихозяйственные нужды предприятия, расчеты с бюджетом по платежам из прибыли.
Тематическая проверка проводится по конкретным видам деятельности организации.
Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.
Надзор производится за экономическими субъектами, осуществляющими определенный вид финансовой деятельности (банковский надзор, страховой надзор).
Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.
Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности организаций. В ходе ревизии устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ревизии классифицируют по ряду признаков.
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические и комплексные.
Полной ревизии подвергают все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.
Частичная ревизия ставит целью проверку отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности организации.
Тематическая ревизия проводится по конкретным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к их устранению.
Комплексная ревизия в состоянии охватить всю деятельность организации, в том числе ее производственную и финансово-хозяйственную составляющие.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, которые подразделяются на документальные и фактические. Документальная ревизия предполагает проверку подлинных первичных бухгалтерских и других документов, фактическая – проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре.
По времени проведения ревизии делятся на плановые и внеплановые.
Методы, используемые при проведении ревизии:
- аналитически-нормативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле за выпускаемой продукцией; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных норм и нормативов.
- метод встречной проверки - установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров или клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель этой проверки – убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место. Этим методом проводятся ревизии всех действий, связанных с бюджетными ресурсами, и с некоторых пор – все предприятия негосударственной формы собственности.
- корреспондирующий метод – это сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция или хищение или же приписка.
- метод изучения законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям. Оригинальность этого метода в том, что все иные методы рассматривают движение финансов и материалов в количественном отношении, в какой форме это происходит и насколько достоверны действия субъектов, нет ли хищений, недостач. Но сделка или действия могут быть просто незаконны (отсутствие лицензии), и виновные лица должны нести ответственность уже за сам факт этих действий, не говоря уже о тех злоупотреблениях, которые могут быть выявлены при совершении действий другими методами ревизии.
По итогам ревизии принимаются конкретные меры по устранению выявленных недостатков. В тех случаях, когда ревизией выявлены серьезные нарушения, влекущие за собой судебную ответственность, материалы передаются следственным органам. Ревизия считается окончательно завершенной после того, как все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.
Лекция 19
1. Формы финансового контроля
2. Органы финансового контроля
3. Развитие аудиторского контроля
- Теория финансов Конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- 1Финансы в системе производственных отношений
- 2 Виды денежных отношений, определяющих содержание и сущность финансов
- 1 Функции финансов
- 2 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Тема 2. Финансовые ресурсы
- 1 Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
- 2 Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 3 Амортизационный фонд
- 1 Государственный бюджет
- Ссудный фонд
- 3 Денежные доходы и сбережения населения
- 4 Страховой фонд
- Тема 3. Взаимосвязь финансов с экономическими
- 1 Финансы и экономические законы
- 2 Финансы и цена
- 1 Финансы и заработная плата
- Финансы и кредит
- 1 Понятие и сущность инфляции
- 2 Виды инфляции
- Механизм развития и определение уровня инфляции
- Меры борьбы с инфляцией
- Тема 4. Финансовая система государства
- Тема 5. Финансовая политика
- Тема 6 управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2 Органы управления финансами
- Тема 7. Финансовое планирование
- Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 2 Методы финансового планирования
- 3 Современная система финансовых планов
- 1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- 2 Бизнес-план
- Тема 8. Финансовый контроль
- Содержание и значение финансового контроля
- 2 Организация финансового контроля, его виды и методы
- 1 Формы финансового контроля
- 2 Органы финансового контроля
- 3 Развитие аудиторского контроля
- Тема 9. Финансы предприятий реального
- 1 Содержание финансов предприятий
- 2 Финансы домашних хозяйств
- 1 Особенности финансов некоммерческих организаций
- 2 Функции финансов предприятий
- 3 Принципы организации финансов предприятий
- Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
- Тема 11. Сущность и роль страхования в системе
- 1 Экономическая сущность страхования
- 2 Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 1 Организационно-правовые формы страховых компаний
- 2 Основные принципы организации финансов в страховании
- Тема 12. Социальная защита населения
- 1 Социальное страхование
- 2 Медицинское страхование
- Тема 13. Государственный бюджет
- 1 Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система
- 1 Бюджетный дефицит
- 2 Бюджетный процесс
- 1 Роль и функции государственного казначейства
- 2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
- Тема 15. Государственный кредит
- 1 Функции государственного кредита
- 2 Инструменты государственного кредита
- Тема 16. Современные формы финансового
- Тема 17. Финансы в системе международных
- Литература
- 212027, Могилев, пр-т Шмидта, 3.