logo
Мигурский+конспект+лекций+теория+финансов

2 Организация финансового контроля, его виды и методы

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный; ведомственный, внутрихозяйственный; общественный и независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель – обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы: независимости, гласности, законности, объективности, ответственности. Контроль в сфере государственных финансов функционально организуется в следующих направлениях: налоговый контроль; бюджетный контроль; страховой надзор; банковский надзор; контроль рынка ценных бумаг.

Налоговый контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, соблюдение субъектами хозяйствования действующего законодательства о налогах. Налоговым контролем охвачены все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, а также граждане, получающие доходы.

Бюджетный контроль представлен следующими видами ревизионной и аналитической деятельности:

- контроль за выполнением основного финансового плана страны – государственного бюджета по доходам и расходам;

- сбор и накопление финансовой информации, ее анализ и разработка предложений по дополнительному привлечению финансовых ресурсов в бюджет;

- обеспечение эффективного расходования средств госбюджета путем совершенствования нормирования расходов, контроль выполнения установленных норм и нормативов расходов;

- искоренение и профилактика непроизводительных, нецелевых расходов, бесхозяйственности, растрат и хищений.

Бюджетный контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, а также на предприятиях негосударственного сектора, которые осуществляют работы, оказывают услуги, проводят мероприятия, финансируемые из бюджета.

Банковский надзор проводится в ходе формирования и движения кредитных ресурсов, в процессе капитального строительства, при проверках соблюдения предприятиями кассовой дисциплины, при безналичных расчетах. Банковским контролем охвачены все субъекты хозяйствования, участвующие в кредитно-расчетных отношениях.

Финансовый контроль в сфере страхования осуществляется в форме надзора за своевременным, полным формированием и целевым расходованием средств страховых фондов, за правильным проведением страховых операций, за выполнением всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании.

Также осуществляются: валютный, таможенный, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.

Ведомственный финансовый контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии или в учреждении. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный контроль осуществляется отдельными физическими лицами (специалистами) или группой лиц (ревизионные группы, комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом является финансово-хозяйственная сторона функционирования вышеназванных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование).

Независимый (аудиторский) контроль проводится вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с заключенными договорами и за определенное вознаграждение. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая консультации по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций.

По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка является существенным методом последующего контроля. Она в основном применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Проверки, в свою очередь, подразделяются на несколько видов, главными же из них являются счетные проверки отчетности и тематические проверки (обследования).

Под счетной проверкой отчетности понимается изучение круга вопросов, связанных с достоверностью бухгалтерских отчетов и балансов. Она осуществляется финансовыми органами, как правило, один раз в год. Кроме этого, достоверность отчетных данных проверяется статистическими, банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов хозяйственного управления при приемке отчетности, при ревизиях, тематических проверках, анализе финансово-хозяйственной деятельности. Основными вопросами при счетных проверках отчетности являются достоверность отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции, прибыли, производительности труда, рентабельности, уровень затрат на производство и себестоимость продукции, соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы, направление прибыли на образование фондов экономического стимулирования и на внутрихозяйственные нужды предприятия, расчеты с бюджетом по платежам из прибыли.

Тематическая проверка проводится по конкретным видам деятельности организации.

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, осуществляющими определенный вид финансовой деятельности (банковский надзор, страховой надзор).

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности организаций. В ходе ревизии устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ревизии классифицируют по ряду признаков.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические и комплексные.

Полной ревизии подвергают все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.

Частичная ревизия ставит целью проверку отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности организации.

Тематическая ревизия проводится по конкретным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия в состоянии охватить всю деятельность организации, в том числе ее производственную и финансово-хозяйственную составляющие.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, которые подразделяются на документальные и фактические. Документальная ревизия предполагает проверку подлинных первичных бухгалтерских и других документов, фактическая – проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре.

По времени проведения ревизии делятся на плановые и внеплановые.

Методы, используемые при проведении ревизии:

- аналитически-нормативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле за выпускаемой продукцией; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных норм и нормативов.

- метод встречной проверки - установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров или клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель этой проверки – убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место. Этим методом проводятся ревизии всех действий, связанных с бюджетными ресурсами, и с некоторых пор – все предприятия негосударственной формы собственности.

- корреспондирующий метод – это сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция или хищение или же приписка.

- метод изучения законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям. Оригинальность этого метода в том, что все иные методы рассматривают движение финансов и материалов в количественном отношении, в какой форме это происходит и насколько достоверны действия субъектов, нет ли хищений, недостач. Но сделка или действия могут быть просто незаконны (отсутствие лицензии), и виновные лица должны нести ответственность уже за сам факт этих действий, не говоря уже о тех злоупотреблениях, которые могут быть выявлены при совершении действий другими методами ревизии.

По итогам ревизии принимаются конкретные меры по устранению выявленных недостатков. В тех случаях, когда ревизией выявлены серьезные нарушения, влекущие за собой судебную ответственность, материалы передаются следственным органам. Ревизия считается окончательно завершенной после того, как все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.

Лекция 19

1. Формы финансового контроля

2. Органы финансового контроля

3. Развитие аудиторского контроля