Тема 17. Финансы в системе международных
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Лекции 48-49. Развитие финансов в условиях глобализации мировой экономики
Движущей силой глобализации является стремление государств к либерализации торговли, рынков капитала, укреплению международного характера производства и стратегии распределения продукции. Этому способствует также активное распространение новых технологий, устраняющих барьеры в перемещении товаров, услуг и капиталов. Глобализация представляет процесс, в рамках которого между структурами национального производства и финансов устанавливается взаимозависимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение труда, при котором создание национальных богатств все более зависит от экономических субъектов других стран.
Процессы глобализации существенно повлияли на развитие международных экономических отношений и трансформацию финансовых отношений, их опосредующих. В современных условиях среди основных форм международных экономических отношений можно выделить следующие:
- внешняя и мировая торговля;
- денежно-кредитные отношения, функционирование денежных и финансовых рынков;
- миграция и вывоз капитала;
- международные интеграционные процессы;
- международная миграция трудовых ресурсов;
- научно-техническое и производственное сотрудничество;
- создание сети транснациональных корпораций и финансово-кредитных институтов;
- межгосударственное регулирование международных экономических отношений (торговых, финансово-кредитных, валютных и т.п.).
Тенденции к глобализации мировой экономики воспринимаются и оцениваются по-разному. Среди новых возможностей – расширение взаимозависимости и интеграции в политической и экономической сферах, углубление взаимодействия международных и транснациональных структур как основы для масштабного мирового сотрудничества. К очевидным положительным сторонам можно отнести усиление экономического взаимодействия государств, создание условий для беспрепятственного доступа стран к передовым достижениям человечества в экономической и научно-технической сферах, что способствует равномерности развития различных регионов. В то же время глобализация имеет отрицательные грани: неравномерность процесса перераспределения богатств, консервация различных уровней обеспечения прав человека. Новые информационные технологии, согласованная либерализация рынков товаров, услуг и финансов не только обеспечивает ускорение мировых экономических процессов, но и уменьшает степень свободы экономической деятельности для менее развитых государств.
Процессы глобализации в первую очередь структурно изменили финансовые отношения, опосредующие международную торговлю, движение международных финансовых потоков, регулирование международных экономических отношений. Для этой цели созданы специальные финансово-кредитные институты.
Потоки международной торговли все глубже проникают в экономику различных государств, оказывая существенное влияние на общую экономическую структуру, а также на такие ее элементы, как распределение доходов, занятость, рост производительности. Торговля по-прежнему остается двигателем глобальной интеграции. Для развивающихся стран это особенно важно по ряду причин.
Во-первых, торговля зачастую является основным средством реализации выгод, создаваемых глобализацией: с открытием доступа к рынкам возрастают возможности для экспорта, через международные механизмы передачи в развивающиеся страны приходят новые технологии; возрастающая конкуренция оптимизирует распределение ресурсов.
Во-вторых, продолжающееся перемещение производства готовой продукции из промышленно развитых стран в развивающиеся предоставляет большие возможности для расширения торговли не только товарами, но и услугами, все чаще становящиеся предметом торговли.
В-третьих, торговля тесно связана с другим элементом глобализации – международными сетями производства. При этом последовательный процесс производства, традиционно сосредоточивающийся в одном районе, делится на отдельные, пересекающие границу сегменты. Данная тенденция ведет к дальнейшей диверсификации производства с учетом торговых связей.
В-четвертых, рост торговли опирается на правовую основу успешно работающих оранизаций – Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), а затем его преемника – Всемирную торговую организацию (ВТО), которые надежно регулируют торговлю на международном и национальных уровнях. ВТО служит интересам развивающихся стран за счет: а) поддержки торговой реформы; б) предоставления механизма урегулирования споров; в) укрепления доверия к торговой реформе; г) содействия формированию прозрачных торговых режимов, снижающих транзакционные издержки.
Этими выгодами объясняется стремление развивающихся стран войти в ВТО. В 1987г. 65 из них состояли в ГАТТ, а уже к 2000 г. членами ВТО являлись 110 стран, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На них приходится около 20% мирового импорта. Существенным является то, что благодаря политике ВТО обеспечивается все большая открытость торговли. Поддержание темпов роста торговли и расширение возможностей развивающихся стран в плане получения выгод от торговли возможны при условии, что международное сообщество продолжит ее дальнейшую либерализацию и проведение институциональных реформ.
Таким образом, тенденции развития финансов в сфере международной торговли определяются возрастанием роли международных организаций в определении и регулировании основных финансовых инструментов – таможенных пошлин, налогов и цен. Либерализация торговли оказывает сильное влияние на результаты работы предприятий. В результате снижения тарифов и изменения относительных цен на ресурсы происходит увеличение прибыли и национального дохода.
Международные финансовые потоки становятся мощным фактором, определяющим создание, регулирование и либерализацию финансовых рынков, хотя до настоящего времени потоки международного капитала концентрируются в десятке с небольшим развивающихся стран. Финансовые кризисы 1997-1999 гг., 2008-2009 гг. наглядно продемонстрировали растущую взаимозависимость стран мира.
Глобализация финансовых рынков влияет на экономическое развитие, поскольку финансы играют важную роль в экономическом росте и индустриализации. Воздействие финансовой глобализации на экономический рост происходит двумя способами: а) за счет повышения глобального предложения капитала; б) стимулированием развития национальной финансовой системы. Как следствие во втором случае возрастает эффективность распределения денежных ресурсов, появляются новые финансовые инструменты, улучшается качество банковских услуг.
Быстрое развитие технологий сбора, обработки и распределения информации, открытие внутренних финансовых рынков, либерализация операций по счетам движения капитала и рост частных пенсионных сбережений стимулировали финансовые нововведения и обернулись триллионами долларов международного мобильного капитала. В то же время консолидация глобальной банковской отрасли и конкуренция со стороны небанковских финансовых учреждений (включая хеджинговые и пенсионные фонды) вывели новых игроков на международную финансовую арену. Эти тенденции, усилившись в 1990-е гг., привели к расширению возможностей для инвестирования сбережений и увеличению диапазона источников заемного капитала.
В последние два десятилетия финансовые рынки ведущих промышленно развитых стран объединились в глобальную финансовую систему, что позволяет направлять все более крупные суммы капитала помимо собственной экономики в экономику развивающихся стран на переходном этапе. С конца XX в. суммы прямых чистых инвестиций возросли более чем в 12 раз.
Как развивающиеся, так и промышленно развитые страны все больше средств получают с международных рынков ценных бумаг. Транснациональные корпорации регистрируют свои акции на фондовых биржах более чем одной страны и привлекают средства финансовых рынков разных стран.
Активизация международных операций с капиталом в этот период наряду с существенным расширением торговли товарами и услугами привела к увеличению оборота валютных бирж в 8 раз. Финансовые инструменты со схожей степенью риска приносят одинаковую прибыль независимо от места их выпуска, что служит еще одним доказательством роста интеграции национальных рынков капитала. Еще 10-20 лет назад прибыльность таких инструментов существенно различалась в разных странах.
Между банками и альтернативными финансовыми институтами (хеджинговые и пенсионные фонды, страховые компании, другие учреждения по управлению инвестициями и активами) идет конкурентная борьба за привлечение национальных сбережений. Институциональные инвесторы используют ослабление ограничений во многих промышленно развитых странах для международной диверсификации своих портфелей, расширяя фонды финансового капитала, потенциально доступного развивающимся странам и странам с переходной экономикой.
Регулирование денежно-кредитной и валютной политики обусловлено тем, что глобальная финансовая интеграция выявила не только преимущества мобильности мирового капитала, но и существенные риски, вызванные финансовыми кризисами, периодически возникающими в денежно-кредитной сфере.
Ни одна страна с высоким уровнем миграции капитала не защищена от внезапных перемен в настроениях инвесторов и как следствие – изменений в направлении денежных потоков. Порой они оказываются непомерными для сильных финансовых систем и катастрофическими – для более слабых. Экономические кризисы, возникающие в результате подобных колебаний, оборачиваются огромными издержками для стран: падением жизненного уровня, безработицей, банкротством, разрушением информационного и организационного капитала. На восстановление утраченного требуются годы.
К оценке факторов риска, связанных с оттоком и притоком международного капитала, в системе денежно-кредитного и валютного регулирования применяются различные подходы, разграничивая методы либерализации применительно к: а) внутренним финансовым учреждениям; б) счетам движения капитала.
Хотя оба вида либерализации требуют разных инструментов политики и сопряжены с различными факторами риска, при неправильном управлении и те, и другие могут привести к финансовой нестабильности. События последних десятилетий показали, как высоки издержки глобальных банковских кризисов. Они затормозили экономический рост ряда государств на долгие годы, к тому же им зачастую сопутствовали валютные кризисы. Либерализация счетов движения капитала влияет на внутреннюю финансовую стабильность, поскольку портфельные инвестиции также подвержены колебаниям.
Стабильность банковской системы особенно важна для стран с переходной экономикой и развивающихся стран, где доля финансовых посреднических операций в банковском секторе выше, чем у промышленно развитых стран.
Поскольку для накопления капитала, роста производительности труда и. экономики в целом имеет значение состояние банковского сектора, то в целях снижения риска банковского кризиса требуется введение жесткой системы банковского регулирования. Образцом регулирования банковской деятельности могут служить Базельские соглашения, разработанные Комитетом по регулированию банков, а также обобщенная практика банковского надзора Банка международных расчетов – Базельские стандарты.
Совершенствование банковского регулирования, обеспечивающее надежность и безопасность банковских систем, особенно актуально в условиях колебаний международных потоков капитала. Эффективность этого процесса повышается, если он согласуется с национальной стратегией либерализации счетов движения капитала.
Ключевым элементом последовательного подхода к регулированию денежно-кредитной и валютной политики является контроль над спросом на краткосрочные займы. Иностранный капитал этого вида в первую очередь покидает страну, дестабилизируя экономику и банковскую систему. Помимо воздействия на краткосрочное иностранное заимствование важен выбор валютного режима политики страны в отношении инвалютных депозитов в своей финансовой системе.
Международные учреждения и организации участвуют в оказании помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций. В условиях глобализации мировой экономики международные финансово-кредитные учреждения не только выполняют функции всемирных кредитных учреждений и инвесторов, но и отслеживают экономические показа-тели, координируют работу по оказанию краткосрочной помощи в решении проблем ликвидности, смягчая остроту финансового кризиса.
Глобализация международных экономических отношений обусловила появление межрегиональных и международных организаций: стран – экспортеров нефти (ОПЕК осно-ван в 1960 г., объединяет 13 стран трех континентов), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР основана в 1961 г., состоит из 24 стран четырех континентов) и др.
Однако главную роль в глобализации международных экономических отношений в настоящее время выполняют учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), а именно:
ПРООН – Программа развития Организации Объединенных Наций;
ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, действующая под эгидой Генеральной ассамблеи ООН;
ЮНИДО – Организация ООН по промышленному развитию;
ВТО – Всемирная торговая организация, преемница ГАТТ. В состав ВТО входят ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности) и ГАТС (Соглашение о торговле услугами);
ЕЭК ООН – Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных наций;
ЭКОСОС – Экономический и социальный совет ООН;
КНТР – Комиссия по науке и технике в целях развития;
МТЦ – Международный торговый центр;
ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности.
ООН была создана в 1945 г. Сегодня эта уникальная международная организация объединяет 185 суверенных государств, в сферу ее интересов входит их экономическое, социальное и политическое развитие. ООН содействует формированию условий для интенсивного и прогрессивного взаимного сотрудничества всех стран и народов.
Особое значение приобретает функциональный аспект ООН, связанный с обеспечением дальнейшей интеграции государств, развитием аналитической и нормативной деятельности, разработкой перспективной экономической и социальной политики в мире.
Участвуя в исследовании проблем, связанных с влиянием глобализации экономики на регулирование мировых финансовых отношений. ООН содействует стабилизации финансового развития экономик различных стран, установлению рациональных и прогрессивных внешнеэкономических отношений, совершенствованию структуры мировой экономики. При этом важную роль играет разработка положений и процедур международных соглашений по предоставлению финансово-экономических преференций развивающимся странам, либерализации внешнеэкономических связей и их расширению. Так, под эгидой ООН промышленно развитые страны должны: разрабатывать и совершенствовать программы недискриминационных тарифных преференций для развивающихся стран; избегать мер, отрицательно влияющих на развитие их национальных экономик; искать дифференцированные подходы к каждому государству, чтобы максимально удовлетворять их нужды в международной экономической сфере.
Системному продвижению международной торговли способствует влияние ООН на процессы, содействующие свободному выбору каждым государством форм внешнеэкономических отношений с учетом развития многосторонних соглашений, отвечающих международным обязательствам и потребностям межгосударственного экономического сотрудничества.
Исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием мировой экономики, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов, а также практические шаги национальных экономик по достижению стабильного финансового развития осуществляются при содействии учреждений ООН на конкретных направлениях деятельности.
Так, целями ПРООН, как важнейшего финансирующего органа ООН, являются создание условий для устойчивости процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в накоплении реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.
Важнейшие функциональные аспекты работы ПРООН включают финансирование приоритетных направлений экономического развития. В настоящее время ПРООН осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более чем 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения; участвует в привлечении дополнительных финансовых средств и их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие бюджетные организации, для формирования специальных фондов развития стран.
ЮНКТАД является постоянным межправительственным и координационным центром Генеральной ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития. Цель его деятельности – содействие развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией международных экономических отношений и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе. Для достижения этой цели ЮНКТАД осуществляет исследовательскую и аналитическую работу, организует обсуждение соответствующих вопросов на межправительственном уровне, проводит деятельность в сфере технического сотрудничества и др.
Основным программным направлением данной организации являются глобализация и стратегия в области экономического развития, в связи с чем исследуются:
- тенденции мировой экономики и их влияние на процесс развития;
- макроэкономическая политика в контексте взаимозависимости основных макроэкономических тенденций;
- конкретные проблемы развития и успешный опыт их решения, который может быть использован странами, осуществляющими переход к рыночной экономике;
- вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностями, с точки зрения оказания помощи отдельным странам в регулировании долговых отношений.
Кроме того, в функции ЮНКТАД входят предоставление информации по вопросам торговли и развития, а также расширение банка данных.
ЮНИДО содействует промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также в разрезе секторов промышленности. В своей деятельности ЮНИДО руководствуется специальной программой, составленной с учетом бюджетов стран-участниц. Фонд промышленного развития, формируемый ЮНИДО за счет добровольных взносов и финансовых поступлений, используется для финансирования технической помощи отдельным странам в целях промышленного развития.
ВТО – одна из крупнейших международных экономических организаций, устанавливающая принципы, правовые нормы, а также правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Основной целью ВТО является либерализация внешней торговли, позволяющая путем повсеместного снижения таможенных тарифов существенно повысить доходы в этой сфере мировой экономики.
Базовыми принципами деятельности ВТО являются:
- обеспечение режима наибольшего благоприятствования внешнеторговым операциям посредством установления соответствующих таможенных пошлин и сборов, а также уравнивание прав продавцов импортных и местных товаров внутри страны за счет налогов и правил торговли;
- предоставление участникам соглашения всех прав, преимуществ и льгот по ввозу и вывозу товаров, таможенным пошлинам и другим аспектам;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национальных рынков, отказ от импортных квот и иных подобных ограничений;
- снижение таможенных тарифов на основе регулярного проведения многосторонних переговоров;
- предоставление преференций в торговле с развивающимися странами;
- разрешение торговых споров посредством переговоров, взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
ЕЭК ООН является межнациональным форумом, на котором достигаются взаимная договоренность и согласие в процессах формирования общих направлений деятельности стран, реализации их совместной политики.
ЕЭК решает следующие задачи:
- содействует экономическому, научно-техническому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества;
- обеспечивает проведение совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономической и социальной сферами стран;
- готовит конвенции, проводит согласования с целью адаптации норм и стандартов во всех областях экономики;
- помогает развитию экономических и социальных возможностей стран, ставших на путь рыночных и экономических преобразований, способствует их объединению и интеграции в европейскую и глобальную мировую экономику;
- координирует деятельность центральных органов ООН, специализированных учреждений, европейских, правительственных и межправительственных организаций.
В результате поиска эффективных мер для разрешения глобальных мировых проблем и стабилизации мировой финансовой системы был создан ряд финансово-кредитных институтов и учреждении.
Основными целями их деятельности являются:
- исследование и выработка практических решений в области регулирования международных финансовых потоков и развития мировой экономики;
- межгосударственное финансовое и валютно-кредитное регулирование;
- разработка согласованной международной финансовой политики, координация стратегии и тактики функционирования международных финансовых рынков;
- создание механизмов бесперебойного функционирования финансово-валютных отношений, обеспечение стабилизации валют, предотвращение финансовых кризисов и разработка мер по ликвидации их последствий;
- содействие экономическому и социальному развитию, структурной перестройке экономики стран, вставших на путь рыночных преобразований, научно-техническому прогрессу.
К наиболее крупным финансово-кредитным учреждениям, оказывающим активное воздействие на мировые финансовые отношения относятся:
БМР – Банк международных расчетов;
МВФ – Международный валютный фонд;
ВБ – Всемирный банк;
ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития.
БМР является старейшей организацией в области международного валютно-финансового сотрудничества. В сферу его деятельности входят: контроль за банковской деятельностью, экономическое и валютное сотрудничество в Европе, выполнение роли центра валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств для наиболее эффективного выполнения своих функций центральными банками.
МВФ – межправительственная организация, в функции которой входят регулирование валютно-кредитных отношений и оказание финансовой помощи странам-членам при возникновении валютных затруднений в связи с нарушением равновесия платежных балансов. МВФ предоставляет странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных платежей, не прибегая к ограничительным мерам в области внешней торговли и расчетов; поддерживает устойчивость обменных курсов валют; способствует созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между своими членами и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли.
ВБ – межправительственная финансово-кредитная организация, основной целью которой является привлечение государств в мировую систему хозяйствования путем развития рыночных отношений. В сферу деятельности Всемирного банка входят: координация движения капитала в мировом масштабе; стабилизация экономики путем предоставления займов, грантов и направления технической помощи в инфраструктурные отрасли; устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами за счет стимулирования инвестиционных потоков из международных финансовых источников.
ЕБРР представляет собой международную организацию, оказывающую поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировое хозяйство. Европейский банк реконструкции и развития осуществляет прямое финансирование частного сектора и инфраструктуры, поддерживающей его деятельность, способствует переходу к рыночно-ориентированной экономике.
Кроме того, действует ряд региональных финансово-кредитных организаций: Азиатский банк развития (АзБР), Межамериканский банк развития (МАБР), Группа Африканского банка развития (АфБР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд развития (ЕФР) и пр. Все они выполняют функции финансово-кредитного регулирования, поддержки стабильности региональных финансовых рынков, оказания помощи странам своего региона по вхождению в мировое экономическое сообщество.
Международные учреждения играют значительную роль в оказании помощи странам, вступившим на путь экономического развития, обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций.
Процессы глобализации меняют характер международных финансовых отношений, усиливают мобильность и интернационализируют финансовые потоки, объединяют мировые финансовые рынки, вызывают к жизни новые наднациональные институты управления мировыми хозяйственными процессами, создают предпосылки глобальной финансовой интеграции.
Лекции 50. Воздействие финансов на международный интеграционный процесс
Мировая экономика XXIв. функционирует в системе дальнейшего развития мирохозяйственных связей, процессов интеграции и интернационализации и проблем глобализации. В связи с этим существенно меняются финансовые отношения, опосредующие как внутринациональные денежные потоки, так и межгосударственные экономические связи. Возникают новые формы интегрированных финансов (бюджет экономического сообщества), работает общий налоговый механизм интегрирующихся государств, активизируют свою деятельность международные финансовые и валютно-кредитные организации, создаются совместные региональные финансовые фонды развития и поддержки.
Характерной особенностью интеграционных процессов на сегодняшний день является их концентрация на региональном уровне. Региональная экономическая интеграция является следствием глобализации мировой экономики и одновременно действенным механизмом, понижающим негативные тенденции в области глобальных проблем.
Региональная экономическая интеграция проходит ряд этапов, на каждом из которых устраняются определенные экономические барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и укрепления внешнеэкономических связей между странами. В результате формируется целостная система региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления.
Условно можно выделить пять основных видов интеграционных объединений, различающихся между собой степенью интенсивности интеграционных процессов, уровнем экономической взаимозависимости и взаимопроникновения национальных экономик:
зона свободной торговли (ЗСТ) – простейшая форма экономической интеграции, которую отличает отсутствие таможенных барьеров во взаимной торговле;
таможенный союз (ТС) предполагает создание единого таможенного пространства с единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам;
общий рынок – более сложный вид объединения, обеспечивающий единое экономическое пространство для движения товаров и перемещения рабочей силы, услуг и капитала, а кроме того – ведение согласованной экономической политики;
экономический союз – наиболее сложная форма межгосударственной экономической интеграции, которой свойственны проведение единой экономической и валютно-финансо-вой политики, наличие системы регулирования социально-политических процессов, координация в разработке национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;
политический союз – высшая ступень региональной интеграции, на которой единое рыночное пространство превращается в целостное экономическое и политическое образование. Происходит формирование нового субъекта мирохозяйственных экономических и политических отношений, выступающего от имени всех участников этого союза.
Финансовые отношения в рамках интеграционных объединений также претерпевают изменения с переходом на очередной этап экономической интеграции. И если две первые формы объединений (зона свободной торговли и таможенный союз) ограничиваются требованием унификации такого финансового инструмента, как таможенные пошлины, и единства подходов к взиманию косвенных налогов, то дальнейшие этапы движения по пути экономической интеграции, ведущие к созданию единого экономического пространства и интегрированного финансового рынка, отличаются разработкой новых финансовых инструментов (общий бюджет, централизованные фонды, налоговая система сообщества) для проведения общей экономической и финансовой политики.
В зоне свободной торговли благодаря взаимным уступкам участников создается режим торговых отношений качественно нового уровня. Государства-участники ЗСТ свободны от тарифных и нетарифных ограничений, т.е. таможенных пошлин, квот и т.д. При этом обязательным условием функционирования ЗСТ является симметричная формула взимания косвенных налогов на экспортно-импортные операции во взаимной торговле.
Международный опыт доказывает, что для функционирования зон свободной торговли должны быть созданы органы управления ЗСТ и правового регулирования торговых споров, финансируемые государствами-участниками ЗСТ.
Формирование таможенных союзов возможно на базе полноценно действующей многосторонней зоны свободной торговли, в которой не ограничивается движение товаров и отсутствуют формы дискриминации. ТС предусматривает выработку согласованной торговой политики стран-участниц по отношению к третьим государствам, формирование общего таможенного тарифа, принятие защитных мер в отношении импорта третьих стран, соблюдение единого таможенного режима в торговле с ними и установление согласованных взаимоотношений с международными экономическими организациями. Завершающим этапом создания ТС является формирование единой таможенной территории, постепенное снятие внутренних таможенных границ и образование согласованной системы управления таможенными и внешнеторговыми органами путем передачи решающих полномочий органу управления союзом. Создание ТС подразумевает разработку согласованной налоговой политики (в первую очередь акцизной), а также единых принципов и механизмов изъятия косвенных налогов (НДС), установление единых правил валютного регулирования и валютного контроля.
Более высокие формы экономической интеграции требуют выделения из совокупности финансовых отношений, функционирующих на территории экономического сообщества (общего рынка или экономического союза), группы отношений, относящейся к интегрированным финансам.
Наиболее последовательным представителем региональной интеграции является Европейский союз (ЕС). Это образование имеет общее экономическое пространство, регулярно составляет свой бюджет и поддерживает интеграционные налоговые отношения.
Роль интеграционных налоговых отношений в системе экономических отношений ЕС определяется местом налоговой политики в его общей экономической политике. По мере развития интеграции задачи налоговой политики в достижении поставленной экономическим союзом цели развития постепенно менялись. На начальном этапе требовалось не допустить замены таможенных барьеров, упраздненных в связи с созданием Таможенного союза, барьерами налоговыми. По мере укрепления финансовой самостоятельности и развития идеи федерализации значение налогов как важнейшего источника единого бюджета определило необходимость более активного и разностороннего развития интеграционных налоговых отношений.
Налоговая система Европейского союза представляет собой совокупность обязательных платежей налогового характера, взимаемых в общий бюджет. И хотя понятие налоговой системы в нормативных актах не определено, налоги рассматриваются как важнейший источник формирования собственных ресурсов организации.
Принципиально система финансирования Европейских сообществ сформировалась после одобрения Концепции «собственных ресурсов». Основополагающим законодательным актом стало решение Совета ЕС, установившее следующую структуру системы финансовых ресурсов: сельскохозяйственные налоги, взимаемые в ЕС; таможенные пошлины, взимаемые на внешних границах ЕС; процентные отчисления от НДС, собираемого государствами-членами.
Концепция «собственных ресурсов» отражала тенденцию закрепления финансовой самостоятельности и усиления общенационального характера ресурсов членов ЕС и предполагала отказ от взносов государств-участников в общий бюджет.
Отказ от взносов означал устранение политических противоречий между государствами, недовольными размерами взносов (слишком велики) и финансовыми выгодами от членства в ЕС (слишком незначительны). Однако отказ от взносов противоречил принципу бездефицитности бюджета ЕС. Выход был найден в установлении фиксированного процента (не более 1,335) от валового национального продукта (ВНП) стран-членов.
Сельскохозяйственные налоги ЕС включают в себя:
- налог на импортируемую и экспортируемую сельскохозяйственную продукцию (уплачивается государствами, не входящими в ЕС);
- налог на сахар (уплачивается компаниями, производящими сахар в государствах-членах ЕС);
- налог на изоглюкозу (уплачивается вместе с налогом на сахар).
Налог на импортируемую сельскохозяйственную продукцию представляет собой разницу между ценой производителей в ЕС и ценой импортной продукции. Таким образом обеспечивается не только формирование доходов бюджета ЕС, но и защита отечественного рынка производителей сельхозпродукции. Налог на экспортируемую продукцию помимо обеспечения прямых поступлений в бюджет ЕС поддерживает единую аграрную политику. Он представляет собой разницу между мировыми ценами и уровнем цен, установленным в ЕС. Сельскохозяйственные налоги применяются и для введения ограничений на производство отдельных видов продуктов (например, налог на молоко и молочные продукты).
Таможенные пошлины, взимаемые в ЕС, выполняют в основном протекционистскую функцию и имеют две основные формы: компенсационную и антидемпинговую (последняя носит более регулярный характер). Таможенные пошлины устанавливаются на внешних границах ЕС в отношении экспортируемых и импортируемых товаров и определяются с учетом тарификации товаров, их происхождения и количества, таможенной стоимости и тарифной ставки, определяемой Единым таможенным тарифом (ЕТТ).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным в налоговой системе, его взимание – обязательное условие вхождения государств в ЕС, так как финансовые поступления от этого налога формируют общий бюджет организации.
Доходы, поступающие в бюджет ЕС от НДС, представляют собой установленную решением Совета ЕС единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах-членах. Объем обложения определяется интеграционным законодательством и включает поставки товаров и предоставление услуг на территории государств-членов ЕС, осуществляемые налогоплательщиком, приобретение товаров, пересекающих границы государств-членов, импортирование товаров из третьих стран.
Налог на добавленную стоимость – основной вид косвенных налогов. Его согласованное регулирование в рамках ЕС является необходимым условием функционирования общего рынка. В связи с этим создан единый механизм функционирования НДС. Так, в отношении товаров, пересекающих внутренние границы, НДС взимается по принципу страны назначения, т.е. плательщиком выступает лицо, которому товар был поставлен в качестве импорта. Исключение составляют товары, приобретаемые по почте, подакцизные товары и некоторые виды транспорта, в отношении которых действует принцип налогообложения страны происхождения. Применение НДС в отношении импорта товаров производится в соответствии с процедурой взимания таможенных платежей на границе.
Еще одним источником налоговой системы ЕС является подоходный налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС. Механизм и порядок его взимания определяется регламентом Совета ЕС. Налог исчисляется по прогрессивной шкале в размере от 5 до 45%. В соответствии с порядком налогообложения должностные лица и служащие освобождаются от уплаты национальных налогов с вознаграждений и иных выплат, осуществляемых в ЕС.
Из всех региональных группировок только ЕС имеет налоговую систему, формирующую совместный бюджет. Общая бюджетная политика определяет финансовые и экономические приоритеты деятельности. Она направлена на проведение интеграционных мероприятий и достижение общих задач.
На сегодняшний день существует единый бюджет трех Сообществ, функционирующих как составные части ЕС. Он составляется на год с учетом всех собственных и привлеченных источников. Расходная часть бюджета распределяется на административные расходы различных институтов объединения и текущие расходы Еврокомиссии. Определенная часть расходов направляется на финансирование Европейского фонда ориентации и развития для сельского хозяйства, в социальный и региональные фонды.
Кроме сельскохозяйственной политики и административных расходов (последние составляют около 5% бюджета ЕС) существует ряд сфер, финансируемых за счет средств общего бюджета: структурная политика, сотрудничество в области развития, исследования и технологии, культуры, энергетики, промышленности, транспорта и охраны окружающей среды. Около 36% расходов приходится на цели общего развития, определенная доля – на проведение совместной внешней политики и политики безопасности, обслуживание заимствований ЕС и ссудные операции.
Необходимо отметить, что развитие бюджета, финансовой (налоговой) системы ЕС тесно связано с экономическим и институциональным развитием входящих в него стран, поступательным движением по пути дальнейшей интеграции.
Создание экономического и валютного союза ставит новые задачи перед интегрированными финансами: финансирование общего экономического центра, проведение общей финансовой политики с целью стабилизации совместной валюты и успешного функционирования единого финансового рынка.
Тенденции в изменении структуры расходов союзного бюджета обусловлены также смещением акцентов с сельскохозяйственной политики в область созидательных программ. Присоединение к Европейскому союзу новых государств с различным уровнем экономического развития выдвигает на передний план региональную политику.
Совместная региональная политика является также новым явлением в области организации региональных экономических объединений, направлений формирования интеграционных финансовых потоков и их использования для регулирования социальных, структурных, аграрных и прочих проблем.
В Европейском союзе уровни экономического и социального развития государств-членов существенно различаются, что определяется расхождением в уровнях доходов в регионах и проблемами масштабной безработицы. С расширением Союза диспропорции резко обострились из-за низкого уровня экономического развития новых государств-членов. Региональная отсталость затрудняет реструктуризацию отраслей угольной, сталелитейной и текстильной промышленности – доведение их до уровня наукоемких производств и подотраслей.
Таким образом, существует необходимость, с одной стороны, смягчить неблагоприятные последствия экономической интеграции для работающих в уязвимых секторах экономики, с другой – добиваться финансового равновесия между регионами с высоким уровнем развития и отстающими.
Структурная политика Евросоюза строится на финансовых стимулах, с одной стороны, и контроле за политикой субсидирования отечественного товаропроизводителя – с другой, что должно гарантировать честную конкуренцию.
Основными инструментами региональной политики являются финансовые фонды.
Европейский фонд регионального развития финансирует отстающие в развитии регионы Евросоюза, направляет средства на инвестиции в производство, инфраструктуру, развитие малого и среднего бизнеса.
Европейский социальный фонд является основным инструментом борьбы сообщества с безработицей, облегчает доступ на рынок рабочей силы, содействует развитию профессиональной квалификации и созданию новых рабочих мест. В регионах, нуждающихся в помощи, за счет средств фонда в первоочередном порядке может производиться субсидирование развития общего и профессионального образования.
Европейский фонд ориентации и гарантий для сельского хозяйства (секция ориентации) стимулирует развитие села за счет корректировки и перестройки аграрных структур.
Кроме структурных фондов существует ряд иных интеграционных финансовых инструментов структурной политики: Фонд сплочения экономики слабых государств-членов (предоставляет средства под проекты в сфере окружающей среды и трансевропейских транспортных сетей); Фонд ориентации рыболовства; ссуды Европейского инвестиционного банка.
Региональная интеграция в развивающихся странах и странах с переходной экономикой получила бурное развитие, что подтверждается созданием ряда интеграционных группировок. На постсоветском пространстве усилиями новых независимых государств сформировано множество региональных экономических группировок, имеющих свои цели и приоритеты развития. Однако процесс находится на начальных этапах.
Механизм создания интегрированных финансов только начинает налаживаться путем гармонизации национальных законодательств в области таможенного, налогового, валютного регулирования, проведения согласованной денежно-кредитной политики. Единственным примером начальных этапов интеграции финансовых потоков может служить совместный бюджет Союза Беларуси и России. Он был впервые сформирован в 1998 г. за счет отчислений стран-участниц, выделенных в национальных бюджетах отдельной строкой. В бюджете около 90% средств предусматривается направлять на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий. Программный метод был принят за основу совместной производственной и социальной деятельности. Если в 1998 г. из союзного бюджета финансировалось 17 программ, то через год их уже стало 35 (включая проекты и мероприятия). В последующие годы продолжилось развертывание программного метода для совместного решения общих проблем: обустройства таможенных и государственных границ, обеспечения региональной группировки войск, охраны окружающей среды, создания информационного пространства. Совместно выполняются проекты в области научно-технических разработок и производств и т.д.
Основной проблемой Союзного бюджета является создание собственной базы финансовых ресурсов. Выделение государствами-участниками денежных средств на совместное развитие не решает проблемы сбалансированности бюджета и ограничивает возможности в проведении общей экономической политики. Формирование совместной налоговой и тарифной системы затрудняется отсутствием единого таможенного тарифа, работа над созданием которого ведется, и гармонизации в налоговой сфере.
В качестве собственных источников возможно привлечение доходов от союзной собственности, совместно созданных свободных экономических зон, а также от размещения средств на условиях платности и возвратности.
Лекция 51. Особенности финансов внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь
Мировые финансы имеют четыре аспекта: они дают анализ финансовой сферы в мировом масштабе; объединяют взаимодействие финансовых операций на мировом уровне; дают полный анализ финансовой деятельности на макро- и микроуровне; предполагают непрерывность процесса международных финансовых операций и его постоянные изменения.
За последнее время отмечены следующие структурные тенденции: изменения в отношениях между сырьевыми и промышленно развитыми странами; переход промышленно развитых стран от трудоемкого к наукоемкому производству; повышение значения международного движения капитала в мировой торговле; возрастание степени диверсификации деятельности транснациональных корпораций (ТНК).
Теоретически можно предположить, что международный капитал стремится туда, где доходы и производительность достаточно высоки. Структура доходов от производственных фондов должна быть стабильной, так как они тесно связаны с лежащей в его основе производительностью.
Интеграция РБ в мировое хозяйство предполагает широкое использование финансов как инструмента ускорения этого процесса. Финансовый механизм в области международных экономических отношений выступает средством реализации финансовой политики нашего государства в сфере международного сотрудничества.
Внешнеэкономическая деятельность оказывает положительное влияние на развитие экономики в разных аспектах:
- валютная выручка в масштабах всей национальной экономики выступает важным стабилизирующим фактором и составляет значительную долю бюджета республики;
- ВЭД способствует повышению технологического уровня производства за счет импорта современной техники и технологий;
- ВЭД способствует развитию экономики за счет долгосрочного производственного сотрудничества и стабильных связей между иностранными партнерами по совместной деятельности в производстве конкурентоспособной продукции и выходу с ней на международные рынки, что позволяет обеспечить реальное участие предприятий в международных экономических процессах и повышению рентабельности их деятельности.
При этом механизм валютно-кредитного обслуживания ВЭД предприятий подвержен воздействию двух факторов: 1) это передача права самостоятельного выхода на международный рынок всем предприятиям, которые конкурентоспособны на мировом рынке и 2) согласованности системы международных расчетных и кредитных отношений РБ.
Таким образом, финансы внешнеэкономической деятельности предприятий выражают систему экономических отношений, возникающих в ходе формирования и использования прибыли и фондов денежных средств при распределении и перераспределении части ВВП и национального дохода, полученного от ВЭД в иностранной и национальной валюте.
В современных условиях среди основных форм международных экономических отношений можно выделить следующие: внешняя и мировая торговля; денежно-кредитные отношения, функционирование денежных и финансовых рынков; миграция и вывоз капитала; международные интеграционные процессы; международная миграция трудовых ресурсов; научно-техническое и производственное сотрудничество; создание сети ТНК и финансово-кредитных институтов; межгосударственное регулирование международных экономических отношений (торговых, финансово-кредитных, валютных).
Роль финансов ВЭД проявляется в следующем:
- определение источников и мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансирования различных направлений сотрудничества;
- регулирование межгосударственных интеграционных процессов;
- стимулирование развития каждого вида отношений и непосредственных участников этих отношений.
Специфичность финансов ВЭД в их воплощении в ресурсы не только в белорусских рублях, но и в иностранной валюте.
Объектом финансов ВЭД являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования и использования прибыли и фондов в национальной и иностранной валюте.
Субъектом же выступает зарубежный партнер в лице иностранного государства, международной организации, юридического лица.
Предназначение ВЭД – обеспечение экономической независимости государства, ее системность и сбалансированность.
С помощью финансов при осуществлении внешнеторговой деятельности стимулируется импорт тех товаров, издержки производства которых в РБ выше по сравнению с другими государствами, и экспорт товаров, национальные издержки производства которых относительно ниже, а также создаются условия для использования передового зарубежного опыта.
В целом расширение международных отношений способствует:
- формированию внешних источников финансовых ресурсов;
- способствует конвергенции (схождению) национальных финансовых систем;
- интеграция модернизирует функционирование всех звеньев финансовой системы (особенно сферу государственных финансов);
- оказывает воздействие на финансовое положение отдельных стран и всего мирового сообщества.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности Беларуси являются:
- структурная перестройка экономики и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг;
- ускорение развития экспортоориентированных производств;
- финансовое стимулирование выхода и закрепления белорусских предприятий на мировом рынке;
- формирование эффективной инфраструктуры внешней торговли на основе развития дилерской сети и пунктов сервисного обслуживания предприятий-экспортеров;
- развитие экспорта национального капитала, расширение корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участие в реализации транснациональных проектов;
- совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности внешнеэкономического потенциала;
- повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами развитых государств;
- расширение интеграции белорусских субъектов хозяйствования в сложившуюся мировую систему разделения труда путем создания совместных предприятий и производств.
Укреплению внешнеэкономического потенциала и продвижению белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки будет способствовать вступление Беларуси в ВТО. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной основе, отстаивать и защищать национальные интересы на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.
- Теория финансов Конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- 1Финансы в системе производственных отношений
- 2 Виды денежных отношений, определяющих содержание и сущность финансов
- 1 Функции финансов
- 2 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Тема 2. Финансовые ресурсы
- 1 Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
- 2 Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 3 Амортизационный фонд
- 1 Государственный бюджет
- Ссудный фонд
- 3 Денежные доходы и сбережения населения
- 4 Страховой фонд
- Тема 3. Взаимосвязь финансов с экономическими
- 1 Финансы и экономические законы
- 2 Финансы и цена
- 1 Финансы и заработная плата
- Финансы и кредит
- 1 Понятие и сущность инфляции
- 2 Виды инфляции
- Механизм развития и определение уровня инфляции
- Меры борьбы с инфляцией
- Тема 4. Финансовая система государства
- Тема 5. Финансовая политика
- Тема 6 управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2 Органы управления финансами
- Тема 7. Финансовое планирование
- Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 2 Методы финансового планирования
- 3 Современная система финансовых планов
- 1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- 2 Бизнес-план
- Тема 8. Финансовый контроль
- Содержание и значение финансового контроля
- 2 Организация финансового контроля, его виды и методы
- 1 Формы финансового контроля
- 2 Органы финансового контроля
- 3 Развитие аудиторского контроля
- Тема 9. Финансы предприятий реального
- 1 Содержание финансов предприятий
- 2 Финансы домашних хозяйств
- 1 Особенности финансов некоммерческих организаций
- 2 Функции финансов предприятий
- 3 Принципы организации финансов предприятий
- Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
- Тема 11. Сущность и роль страхования в системе
- 1 Экономическая сущность страхования
- 2 Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 1 Организационно-правовые формы страховых компаний
- 2 Основные принципы организации финансов в страховании
- Тема 12. Социальная защита населения
- 1 Социальное страхование
- 2 Медицинское страхование
- Тема 13. Государственный бюджет
- 1 Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система
- 1 Бюджетный дефицит
- 2 Бюджетный процесс
- 1 Роль и функции государственного казначейства
- 2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
- Тема 15. Государственный кредит
- 1 Функции государственного кредита
- 2 Инструменты государственного кредита
- Тема 16. Современные формы финансового
- Тема 17. Финансы в системе международных
- Литература
- 212027, Могилев, пр-т Шмидта, 3.