logo
Мигурский+конспект+лекций+теория+финансов

1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях

Стратегическое планирование – процесс определения целей организации, ресурсов для достижения этих целей и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. Стратегический план составляет коммерческую тайну предприятия.

Стратегический финансовый план устанавливает важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений.

Результатом процесса стратегического планирования является так называемая «система планов», включающая четыре вида взаимосвязанных планов:

1) основные направления развития – документ, фиксирующий стратегию достижения генеральных целей и основные направления хозяйственной деятельности;

2) перспективный план, который включает планы будущего совершенствования продукции и услуг, а также перехода к производству нового поколения реализуемой продукции;

3) краткосрочный (производственный) план, разработанный обычно на один год и охватывающий в основном текущую деятельность;

4) специальные планы, конкретизирующие такие цели, как создание нового оборудования, разработку новой продукции, проникновение на новые рынки, внедрение новых технологий.

Каждый из планов системы должен содержать механизм адаптации, позволяющий приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Из содержания стратегического корпоративного планирования можно сделать определенные выводы.

- Стратегическое планирование ориентировано на решение широкомасштабных задач, выделение наиболее важных событий, приводящих к изменению номенклатуры продукции и масштабов производства, а также их прогнозирование и оценку возможных последствий.

- Стратегическое планирование – комплексное понятие, включающее систему взаимосвязанных планов. Оно предусматривает четкое определение целей и задач, решаемых на разных иерархических уровнях управления.

- В основе стратегического планирования лежит долгосрочная концепция развития, что непосредственно влияет на «рыночное поведение» предприятия.

- В стратегическом планировании плановый горизонт ограничен не временем, а темпами развития организации и отрасли в целом.

Следует заметить, что в отрыве от производственно-технического, ценового обоснования финансовая стратегия и финансовые планы теряют свою актуальность.

В условиях экономической нестабильности и инфляционных ожиданий предприятия сталкиваются с трудностями прогнозирования и планирования будущего. Поэтому главное внимание субъекты хозяйствования уделяют текущему (краткосрочному) планированию, что предполагает разработку:

- финансового плана основной деятельности, с помощью которого обосновывается прибыль от реализации продукции и ее распределение;

- финансового плана непрофильной деятельности, для которого требуется расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;

- плана обеспечения ликвидности, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;

- оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана);

- кредитного, валютного и налогового планов.

Проследив эволюцию процесса планирования, можно заметить, что число проблем в управлении корпоративными финансами со временем не уменьшается. Для отечественных предприятий актуальными остаются стратегические цели, выбор вариантов вложения средств и источников финансирования затрат, необходимость предвидеть влияние внешних факторов и стремление учитывать при планировании все имеющиеся возможности и случайности. Для их решения необходимо создать систему планирования, адаптированную к рыночным условиям, возродить методологические принципы планирования, более широко использовать в расчетах показателей планов современные методики и подходы, принятые в международной практике.