2 Бюджетный процесс
Бюджетный процесс регулируется Конституцией страны, бюджетным кодексом, рядом законов и правовых норм. Составление, рассмотрение, утверждение проекта бюджета и исполнение бюджета – таковы его последовательные этапы. Участники процесса, обладающие бюджетными полномочиями, контролируют качество бюджетных показателей, оценивают их соответствие основным задачам бюджетной политики конкретного периода и эффективность использования государственных финансовых ресурсов.
Бюджетными полномочиями наделены законодательные и исполнительные органы власти, финансовые органы и органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) контроля. Кроме того, в бюджетном процессе участвуют все субъекты, вступающие в бюджетные отношения: бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджета.
На каждом этапе бюджетного процесса решаются конкретные задачи. По его завершении оформляются соответствующие документы. Первый этап – составление проекта бюджета; второй – рассмотрение проекта бюджета и вынесение заключения по нему; третий – утверждение проекта, после чего бюджет становится законом; четвертый этап – составление отчета по результатам исполнения бюджета.
От подготовки проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении проходит не менее двух лет. Этот период получил название бюджетного цикла.
Организация бюджетного процесса имеет свои особенности в унитарных и федеративных государствах, однако в обоих случаях обязанности по составлению проекта бюджета лежат на министерствах финансов.
Бюджетный процесс в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, законами «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговым законодательством и другими законодательными актами, а также Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования. В республике идет разработка Бюджетного кодекса страны.
Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное участие в работе над ними принимают Министерство финансов Республики Беларусь (республиканский бюджет), местные финансовые органы (местные бюджеты) либо местные исполнительные и распорядительные органы. Они определяют прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов, руководствуясь прогнозами социально-экономического развития республики и соответствующих административно-территориальных единиц, а также основными направлениями бюджетной и денежно-кредитной политики.
Проекты республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска служат основой проекта консолидированного бюджета Республики Беларусь. Все эти проекты бюджетов на предстоящий год и предложения по их сбалансированию вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Одобренные проекты республиканского и консолидированного бюджетов представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
При необходимости внести изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие порядок налогообложения, Глава государства направляет проекты соответствующих законов в Национальное собрание Республики Беларусь до внесения проекта Закона о бюджете либо одновременно с этим проектом. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь проект Закона о бюджете на очередной финансовый год рассматривается Национальным собранием по представлению Президентом Республики Беларусь.
Местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов, причем утверждение нижестоящих местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
Закон о бюджете Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты до 1 января очередного бюджетного года. В случае неутверждения республиканского и местных бюджетов до начала бюджетного года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований IV квартала предыдущего бюджетного года в пределах поступающих доходов.
Утвержденный бюджет Республики Беларусь становится законом и принимается к исполнению.
Изменения в организации исполнения бюджета с середины 1990-х гг. связаны с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета. Главное государственное казначейство организует исполнение республиканского бюджета Республики Беларусь и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства, составляет отчет об исполнении республиканского и консолидированного бюджетов за истекший год.
Территориальные органы казначейства осуществляют учет операций по движению средств республиканского бюджета на счетах органов казначейства, обслуживающих соответствующий регион, передают вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета по данной территории. Они контролируют своевременность совершения операций со средствами республиканского бюджета и их целевое использование.
Концентрация финансовых ресурсов государства на едином счете казначейства создала более широкие возможности для маневрирования ими, позволила ускорить расчеты, принципиально изменить процедуру исполнения бюджета.
Механизм исполнения бюджета через систему казначейства обеспечивает финансирование расходов министерств, ведомств и их подведомственных учреждений с единого казначейского счета. Средства перечисляются непосредственно в адрес поставщиков товаров и услуг для бюджетного сектора, минуя зачисление на счета распорядителей средств.
Лекция 36
1. Роль и функции государственного казначейства
2. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Теория финансов Конспект лекций для студентов специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Сущность и функции финансов
- 1Финансы в системе производственных отношений
- 2 Виды денежных отношений, определяющих содержание и сущность финансов
- 1 Функции финансов
- 2 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
- Тема 2. Финансовые ресурсы
- 1 Финансовые ресурсы, их состав и источники формирования
- 2 Чистый доход как главный источник финансовых ресурсов
- 3 Амортизационный фонд
- 1 Государственный бюджет
- Ссудный фонд
- 3 Денежные доходы и сбережения населения
- 4 Страховой фонд
- Тема 3. Взаимосвязь финансов с экономическими
- 1 Финансы и экономические законы
- 2 Финансы и цена
- 1 Финансы и заработная плата
- Финансы и кредит
- 1 Понятие и сущность инфляции
- 2 Виды инфляции
- Механизм развития и определение уровня инфляции
- Меры борьбы с инфляцией
- Тема 4. Финансовая система государства
- Тема 5. Финансовая политика
- Тема 6 управление финансами
- Общее понятие об управлении финансами
- 2 Органы управления финансами
- Тема 7. Финансовое планирование
- Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
- 2 Методы финансового планирования
- 3 Современная система финансовых планов
- 1 Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях
- 2 Бизнес-план
- Тема 8. Финансовый контроль
- Содержание и значение финансового контроля
- 2 Организация финансового контроля, его виды и методы
- 1 Формы финансового контроля
- 2 Органы финансового контроля
- 3 Развитие аудиторского контроля
- Тема 9. Финансы предприятий реального
- 1 Содержание финансов предприятий
- 2 Финансы домашних хозяйств
- 1 Особенности финансов некоммерческих организаций
- 2 Функции финансов предприятий
- 3 Принципы организации финансов предприятий
- Тема 10. Финансы непроизводственной сферы
- Тема 11. Сущность и роль страхования в системе
- 1 Экономическая сущность страхования
- 2 Страховой рынок, его социально-экономическое содержание
- 1 Организационно-правовые формы страховых компаний
- 2 Основные принципы организации финансов в страховании
- Тема 12. Социальная защита населения
- 1 Социальное страхование
- 2 Медицинское страхование
- Тема 13. Государственный бюджет
- 1 Сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система
- 1 Бюджетный дефицит
- 2 Бюджетный процесс
- 1 Роль и функции государственного казначейства
- 2 Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
- Тема 14. Налоги в системе финансовых отношений
- Тема 15. Государственный кредит
- 1 Функции государственного кредита
- 2 Инструменты государственного кредита
- Тема 16. Современные формы финансового
- Тема 17. Финансы в системе международных
- Литература
- 212027, Могилев, пр-т Шмидта, 3.