logo search
ответы на

Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.

Теория поведения потребителя исходит из некоторых предлпосылок. Прежде всего, предрполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т.е. стремится извлечь макс.полезности д/себя. Фактически потребитель решает что д/него более полезное, а след-но что он приобретает в 1ую очередь, а что потом. Теория поведения потребителя также исходит из того, что дох.всех потребителей ограничены и на все тов. установлены цены.

В основе теории потребит.поведения лежит теория предельной полезности,играющая важную роль в экон.теории. Еще А.Смитобратил внимание на то,что полезностью блага нельзя опр-ть его ценность («парадокс воды и бриллиантов»: почему вода, без кот.нельзя жить стоит намного дешевле, чем бриллианты).

Прежде всего теория предельной полезности вводит 2 важных понятия:

1) Общая полезность блага (TU)-то удовлетворения, кот.люди получают от потребления всего имеющегося у них кол-ва благ данного вида

2) Предельная полезность (MU) –прирост общей полезности, возникающ. вследствии увел.объема потребления данного блага на ед-цу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида ед-ц благ.

По мере насыщения потребностей в к-л благе степень полезности каждой доп.ед-цы блага д/индивида будет убывать. Т.е. при увеличении общей полезности предельная полезность потребления каждой след.ед-цы блага будет снижаться, и наоборот, при снижении объема потребл.благ, пред.пол.увел-ся.

Т.о. в основе теории потребит.поведения лежит закон убывающей предельной полезности.

Выбор потребителя:

1)Основоположники теории пред.полезности исходили из количественного (кардиналистского) подхода , предполагая, что потребители субъективно оценивают полезность благ в ютилях. При этом чем больше полезность, тем выше качеств.оценка блага. Ф-ия полезности тов.А: TU=f(Qa). Взаимосвязь м/д общей и пред.полезности выраж-ся: MUa=∆TU/∆Q. Далее графики TU и MU.

Условие равновесия потребителя:

MU- предельная полезность отдельных товаров. Р- их цена.

Иными словами: последний рубль, затраченный на мясо, должен представлять ту же полезность, что и последний рубль, затраченный на апельсины. Данный подход выбора потребителя основан на распределении своего дох. м/д приобретениями разл.тов. и услуг так, чтобы их общая полезность оказалась максимальной. Это-правило максимизации полезности.

2)Ординалистский подход. Построен на предположении, что потребитель не соизмеряет полезности благ, а лишь ранжирует их по принципу: данное благо более полезно, или менее полезно, или равно по полезности др.благу.

В рамках такого подхода принимается, что потребитель приобретает разл.наборы, состоящие из 2х тов.(кривая безразличия). Кривая безразличия – геометр.место точек, кот.показ.различ.комбинации 2х благ, обладающих одинаковой полезностью. Чем выше и левее представлена кривая безразличия, тем более высокий уровень полезности она представляет.

Кривые безразличия имеют выпуклую форму. Потребитель, переходя к наборам благ, жертвует все меньшим кол-ом ед-ц тов. Y ради получения в обмен тов.Х. Происходит повышение ценыY относительно цены Х/ Это находит отражении в снижающемся значении пред.нормы замещения (MRS – соотношение, в соотв. с кот. одно благо м.б. заменено на др. при неизменном уровне полезности)) тов.Y тов.Х.: .

Д/выбора опт.размера соотношения 2х благ, необходимо на графиках кривых безразличий построить бюджетную линию –линия, отображающая мн-во вар-ов набора из 2х благ, приобретение кот.требует одинаковых ден.затрат. Ур-ие бюдж.линии:Y=, где М-ден.дох.потребителя. Данная линия имеет отрицат.наклон (при увел.покупки одного тов., снижается покупка другого).

Положение потребит.равновесия будет достигнуто в точке пересечения бюджетной линии с одной из кривых безразличия.

Равновесие потребителя – состояние потребителя, при кот. он покупает тов. при данных ценах и ден.доходе в таких объемах, чтобы достичь максим.общей полезности и расходует при этом весь доход.