24.3. Валютный контроль
Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством.1
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействие с ЦБ РФ.
В соответствии с таможенным законодательством Таможенные органы РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.1
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право:
проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:2
осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.
Органы и агенты валютного контроля, и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:3
знакомиться с актами проверок органов и агентов валютного контроля;
обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;
на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции;
выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Правительство РФ и Центральный банк РФ могут регулировать следующие валютные операции движения капитала:4
расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам и наоборот;
расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам и наоборот;
операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами) и наоборот.
Резиденты (физические лица индивидуальные предприниматели и юридические лица) обязаны продавать часть валютной выручки в размере 30% от суммы. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке. Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.2
- Содержание
- Введение
- 1.2. Функции финансов
- 1.3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- 2. Предмет и метод финансового права
- 2.1. Предмет финансового права
- 2.2. Методы финансового права
- 2.3. Взаимодействие финансового права с другими отраслями права
- 2.4. Система финансового права
- 2.5. Источники финансового права
- 3. Финансово-правовые нормы
- 3.1. Понятие финансово-правовой нормы
- 3.2. Классификация финансово-правовых норм и их состав
- 4. Финансовые правоотношения
- 4.1. Особенности финансовых правоотношений и их классификация1
- 4.2. Субъекты финансового права
- 4.3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- 5. Финансовый контроль
- 5.1. Виды финансового контроля
- 5.2. Органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Вопросы для самостоятельной работы по I разделу
- 6.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 6.3. Источники бюджетного права
- 6.4. Бюджетная система России
- 6.5. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7. Бюджетная классификация
- 7.1. Доходы бюджетов
- 7.1.1. Доходы федерального бюджета
- 7.1.2. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- 7.1.3. Доходы местных бюджетов
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- 7.4. Доходы и расходы федерального бюджета на 2005 год
- 8. Бюджетный процесс
- 8.1. Понятие бюджетного процесса
- 8.2. Стадия составления проекта бюджета
- 8.3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 8.4. Стадия исполнения бюджета
- 8.5. Отчет об исполнении бюджета
- 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- 10. Целевые государственные и местные денежные фонды
- 10.1. Классификация фондов
- 10.2. Целевые бюджетные фонды
- 10.3. Государственные и местные внебюджетные фонды
- 10.4. Целевые фонды Правительства рф и отраслевые денежные фонды
- Вопросы для самостоятельной работы по II разделу
- Раздел III. Правовое регулирование государственных доходов
- 11. Государственные и муниципальные доходы
- 11.1. Классификация государственных и местных доходов
- 11.2. Децентрализованные государственные доходы
- 11.3. Понятие налога и сбора
- 11.4. Функции налогов. Классификация налогов
- 12. Система налогов и сборов в российской федерации
- 12.1. Понятие налогового права Российской Федерации
- 12.2. Система налогов и сборов в России
- 12.3. Порядок установления налогов и сборов
- 13. Налоговые правоотношения
- 13.1. Субъекты налогового права
- 13.1.1. Налогоплательщики
- 13.1.2. Налоговые агенты, сборщики налогов
- 13.1.3. Представители налогоплательщика
- 13.1.4. Налоговые органы
- 13.1.5. Другие участники налоговых правоотношений
- 13.2. Налоговая обязанность
- 13.3. Ответственность участников налоговых правоотношений
- 13.4. Налоговый контроль
- 13.5. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 13.6. Защита прав субъектов налоговых правоотношений
- 14. Налоги с физических лиц
- 14.1. Налог на доходы физических лиц9
- 14.2. Налог на наследование или дарение6
- 14.3. Налог на имущество физических лиц2
- 14.4. Транспортный налог4
- 15. Налоги с организаций
- 15.1. Налог на добавленную стоимость1
- 15.2. Акцизы3
- 15.3. Налог на прибыль организаций2
- 15.4. Налог на имущество организаций1
- 15.5. Налог на игорный бизнес2
- 16. Платежи за пользование природными ресурсами
- 16.1. Налог на добычу полезных ископаемых1
- 16.2. Платежи за пользование недрами3
- 16.3. Водный налог1
- 16.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов4
- 16.5. Платежи за пользование лесным фондом1
- 16.6. Земельный налог
- 16.6.1. Земельный налог в соответствии с нк рф1
- 16.6.2. Земельный налог в соответствии с Законом «о плате за землю»1
- 17. Другие платежи и сборы
- 17.1. Единый социальный налог1
- 17.2. Государственная пошлина1
- 17.3. Таможенная пошлина3
- 17.4. Лицензионные сборы5
- 17.5. Лотереи4
- 18. Специальные налоговые режимы и международные налоговые нормы
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)1
- 18.2. Упрощенная система налогообложения7
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности2
- 18.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции2
- 18.5. Международные налоговые нормы
- Вопросы для самостоятельной работы по III разделу
- Раздел IV. Правовое регулирование государственнных расходов, кредитования, страхования, денежной и валютной системы
- 19. Государственный и муниципальный кредит
- 19.1. Понятие государственного и муниципального кредита
- 19.2. Особенности финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита
- 19.3. Формы государственного и муниципального долга
- 19.4. Внешний долг Российской Федерации
- 19.5. Управление государственным и муниципальным долгом
- 20. Правовое регулирование страхования
- 20.1. Общая характеристика страхования
- 20.2. Социальное страхование
- 20.3. Медицинское страхование
- 20.4. Обязательное страхование
- 20.4.1. Обязательное страхование за счет средств страхователя
- 20.4.2. Обязательное страхование за счет средств организаций
- 20.4.3. Обязательное страхование за счет средств государства
- 21. Государственные и муниципальные расходы
- 21.1. Понятие государственных и муниципальных расходов
- 21.2. Сметно-бюджетное финансирование
- 21.3. Финансирование капитальных вложений
- 22. Банковский кредит
- 22.1. Понятие и принципы банковского кредита
- 22.2. Функции Центрального банка рф
- 22.3. Обязательное страхование банковских вкладов населения
- 23. Денежное обращение и расчеты
- 23.1. Понятие денежной системы
- 23.2. Правовые основы денежного обращения
- 23.3. Обращение наличных денег. Кассовые операции
- 23.4. Безналичное денежное обращение
- 24. Валютное законодательство и валютный контроль
- 24.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 24.2. Валютное регулирование в Российской Федерации
- 24.3. Валютный контроль
- 24.4. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Вопросы для самостоятельной работы по IV разделу
- Использованные источники
- Использованные законодательные и нормативные акты: