19.5. Управление государственным и муниципальным долгом
Управление государственным долгом РФ возложено на Правительство РФ.1 Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России.2 Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а муниципальным долгом – уполномоченным органом местного самоуправления.
Управление государственным (муниципальным) долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.
Основными мероприятиями по управлению государственным (муниципальным) долгом на современном этапе являются реструктуризация, новация и пролонгация.
Реструктуризация – это основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.3 В качестве примера можно привести реструктуризацию задолженности перед Лондонским клубом, для чего в 1999 и 2000 годах были выпущены облигации внешних облигационных займов (еврооблигации).
Новация предполагает замену одного обязательства другим между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства. В современной истории России новация применялась довольно активно, например, новация была проведена в 1998 г., когда государственные краткосрочные обязательства (ГКО) были обменены на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.).
Пролонгация означает продление срока действия займа. Проведение любого из трех перечисленных мероприятий по управлению государственным долгом возможно только на основе принципа добровольности, поскольку Гражданский кодекс РФ запретил изменять условия ранее выпущенного в обращение займа.1
Применяются и другие мероприятия по управлению государственным долгом – конверсия, консолидация, унификация, аннулирование.
Конверсия государственного долга – это сокращение долга или его замена на другие виды обязательств. Этот вид мероприятий по управлению государственным долгом имеет чисто политический характер. Так, в 2004 году Россия подписала соглашение с Таджикистаном о погашении задолженности последнего путем передачи в собственность Российской Федерации оптико-электронного узла «Нурек» системы контроля космического пространства и конверсии части долга в строительство Сангтудинской ГЭС-1.2 Аналогичные мероприятия проводятся с другими странами-должниками. Конверсию государственного долга применяют все ведущие страны мира, как один из эффективных инструментов политического влияния.
Конверсия займа – это изменение размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком – государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.
Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных займов. Как уже упоминалось ранее, конверсия или консолидация займа не может проводиться в одностороннем порядке.
Унификация займа – это обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Оформляется, как правило, в виде новации.
Аннулирование государственного долга – это полный отказ от долговых обязательств. Приводит к потере всей собственности за границей и внутренним социальным волнениям. В России было применено один раз в 1918 году большевиками, что имело катастрофические последствия для страны.
- Содержание
- Введение
- 1.2. Функции финансов
- 1.3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- 2. Предмет и метод финансового права
- 2.1. Предмет финансового права
- 2.2. Методы финансового права
- 2.3. Взаимодействие финансового права с другими отраслями права
- 2.4. Система финансового права
- 2.5. Источники финансового права
- 3. Финансово-правовые нормы
- 3.1. Понятие финансово-правовой нормы
- 3.2. Классификация финансово-правовых норм и их состав
- 4. Финансовые правоотношения
- 4.1. Особенности финансовых правоотношений и их классификация1
- 4.2. Субъекты финансового права
- 4.3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- 5. Финансовый контроль
- 5.1. Виды финансового контроля
- 5.2. Органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Вопросы для самостоятельной работы по I разделу
- 6.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 6.3. Источники бюджетного права
- 6.4. Бюджетная система России
- 6.5. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7. Бюджетная классификация
- 7.1. Доходы бюджетов
- 7.1.1. Доходы федерального бюджета
- 7.1.2. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- 7.1.3. Доходы местных бюджетов
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- 7.4. Доходы и расходы федерального бюджета на 2005 год
- 8. Бюджетный процесс
- 8.1. Понятие бюджетного процесса
- 8.2. Стадия составления проекта бюджета
- 8.3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 8.4. Стадия исполнения бюджета
- 8.5. Отчет об исполнении бюджета
- 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- 10. Целевые государственные и местные денежные фонды
- 10.1. Классификация фондов
- 10.2. Целевые бюджетные фонды
- 10.3. Государственные и местные внебюджетные фонды
- 10.4. Целевые фонды Правительства рф и отраслевые денежные фонды
- Вопросы для самостоятельной работы по II разделу
- Раздел III. Правовое регулирование государственных доходов
- 11. Государственные и муниципальные доходы
- 11.1. Классификация государственных и местных доходов
- 11.2. Децентрализованные государственные доходы
- 11.3. Понятие налога и сбора
- 11.4. Функции налогов. Классификация налогов
- 12. Система налогов и сборов в российской федерации
- 12.1. Понятие налогового права Российской Федерации
- 12.2. Система налогов и сборов в России
- 12.3. Порядок установления налогов и сборов
- 13. Налоговые правоотношения
- 13.1. Субъекты налогового права
- 13.1.1. Налогоплательщики
- 13.1.2. Налоговые агенты, сборщики налогов
- 13.1.3. Представители налогоплательщика
- 13.1.4. Налоговые органы
- 13.1.5. Другие участники налоговых правоотношений
- 13.2. Налоговая обязанность
- 13.3. Ответственность участников налоговых правоотношений
- 13.4. Налоговый контроль
- 13.5. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 13.6. Защита прав субъектов налоговых правоотношений
- 14. Налоги с физических лиц
- 14.1. Налог на доходы физических лиц9
- 14.2. Налог на наследование или дарение6
- 14.3. Налог на имущество физических лиц2
- 14.4. Транспортный налог4
- 15. Налоги с организаций
- 15.1. Налог на добавленную стоимость1
- 15.2. Акцизы3
- 15.3. Налог на прибыль организаций2
- 15.4. Налог на имущество организаций1
- 15.5. Налог на игорный бизнес2
- 16. Платежи за пользование природными ресурсами
- 16.1. Налог на добычу полезных ископаемых1
- 16.2. Платежи за пользование недрами3
- 16.3. Водный налог1
- 16.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов4
- 16.5. Платежи за пользование лесным фондом1
- 16.6. Земельный налог
- 16.6.1. Земельный налог в соответствии с нк рф1
- 16.6.2. Земельный налог в соответствии с Законом «о плате за землю»1
- 17. Другие платежи и сборы
- 17.1. Единый социальный налог1
- 17.2. Государственная пошлина1
- 17.3. Таможенная пошлина3
- 17.4. Лицензионные сборы5
- 17.5. Лотереи4
- 18. Специальные налоговые режимы и международные налоговые нормы
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)1
- 18.2. Упрощенная система налогообложения7
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности2
- 18.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции2
- 18.5. Международные налоговые нормы
- Вопросы для самостоятельной работы по III разделу
- Раздел IV. Правовое регулирование государственнных расходов, кредитования, страхования, денежной и валютной системы
- 19. Государственный и муниципальный кредит
- 19.1. Понятие государственного и муниципального кредита
- 19.2. Особенности финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита
- 19.3. Формы государственного и муниципального долга
- 19.4. Внешний долг Российской Федерации
- 19.5. Управление государственным и муниципальным долгом
- 20. Правовое регулирование страхования
- 20.1. Общая характеристика страхования
- 20.2. Социальное страхование
- 20.3. Медицинское страхование
- 20.4. Обязательное страхование
- 20.4.1. Обязательное страхование за счет средств страхователя
- 20.4.2. Обязательное страхование за счет средств организаций
- 20.4.3. Обязательное страхование за счет средств государства
- 21. Государственные и муниципальные расходы
- 21.1. Понятие государственных и муниципальных расходов
- 21.2. Сметно-бюджетное финансирование
- 21.3. Финансирование капитальных вложений
- 22. Банковский кредит
- 22.1. Понятие и принципы банковского кредита
- 22.2. Функции Центрального банка рф
- 22.3. Обязательное страхование банковских вкладов населения
- 23. Денежное обращение и расчеты
- 23.1. Понятие денежной системы
- 23.2. Правовые основы денежного обращения
- 23.3. Обращение наличных денег. Кассовые операции
- 23.4. Безналичное денежное обращение
- 24. Валютное законодательство и валютный контроль
- 24.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 24.2. Валютное регулирование в Российской Федерации
- 24.3. Валютный контроль
- 24.4. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Вопросы для самостоятельной работы по IV разделу
- Использованные источники
- Использованные законодательные и нормативные акты: