5.3. Методы финансового контроля
Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Применение того или иного метода определяется правовым положением органов, осуществляющих контроль, особенностью деятельности проверяемых органов, объектом и целью контроля, основаниями возникновения контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового контроля:
ревизии;
проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.);
рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;
заслушивание докладов, информации должностных лиц и т.д.
Проведение их может иметь плановый и внеплановый характер. Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма и указания налоговых органов, в частности, Методическое пособие по проведению камеральных проверок,1 инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета,2 смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.3
Цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Классификация ревизий.
По содержанию ревизии могут быть документальными и фактическими. Документальные ревизии заключаются в проверке различных финансовых документов: счетов, платежных ведомостей, ордеров, чеков, отчетов, смет и т.д. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств. Как правило, большинство ревизий имеют документальный характер. В случае выявления серьезных нарушений возможно проведение совместно с документальной – фактической ревизии. При проведении фактической ревизии проверяется вся хозяйственная деятельность организации: наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. В процессе инвентаризации материальных ценностей проверяется их состояние и наличие, производятся подсчеты и измерение товаров, имущества организации и т.д. Фактические ревизии позволяют выявить факты хищения, растрат, бесхозяйственности.
По времени осуществления ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Большая часть ревизий – плановые. Составляется календарный план проведения ревизий на год, об их проведении извещаются руководители проверяемых предприятий, учреждений, организаций. В государственных организациях плановые ревизии проводятся один раз в два года контрольно-ревизионными комиссиями (КРУ) в основном в документальной форме. В случае наличия серьезных оснований могут проводиться внеплановые ревизии по решению финансовых или правоохранительных органов. Основанием для проведения внеплановой ревизии могут быть решение вышестоящего органа государственной власти на основе жалобы, сообщения средств массовой информации, а также решение правоохранительных органов на основе оперативной информации или материалов уголовного дела.
По обследуемому периоду деятельности ревизии могут быть фронтальными и выборочными. Проведение плановой ревизии, как правило, предполагает, что она будет документальной и фронтальной (полной). При фронтальной ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемого субъекта за определенный период. Данным периодом является период, прошедший с прошлой ревизии. Таким образом, подвергается финансовому контролю вся деятельность организации, без пропусков. В случае внеплановой ревизии возможно проведение ее выборочным способом, только за интересующий проверяющие органы период. Таким образом, выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.
По объему ревизуемой деятельности ревизии могут иметь комплексный и тематический характер. В случае проведения комплексной ревизии проверяется вся финансовая и хозяйственная деятельность организации. Для проведения такой ревизии необходимо привлечение ревизоров из нескольких органов. Такие ревизии очень дороги и проводятся в редких случаях. Большая часть ревизий носит тематический характер. При этом проводится обследование какой-то одной сферы финансовой деятельности (например, правильность исчисления и уплаты налогов, порядок использования бюджетных средств и т.д.).
Срок проведения ревизии не может превышать 45 дней, однако данный срок не является предельным для ревизий.1
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.
Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
Рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности характерно в основном для бюджетного процесса. Во время рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней проводится планирование финансово-хозяйственной деятельности на следующий финансовый год. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, как и бюджеты внебюджетных фондов, принимают законодательные органы власти, одновременно осуществляя финансовый контроль. Финансовые планы, программы, заявки и сметы органов исполнительной власти и бюджетных учреждений принимаются и утверждаются в ходе сметно-бюджетного процесса вышестоящими органами государственной власти и управления.
Заслушивание докладов, информации должностных лиц происходит в процессе финансово-хозяйственной деятельности и является одним из элементов текущего финансового контроля. Применяется практически повсеместно на всех уровнях государственной власти и управления.
Многогранность и многозначность финансового контроля позволяет охватить им всю сферу финансовой деятельности всех субъектов финансового права. Он позволяет эффективней использовать государственные средства, обеспечить исполнение доходной части бюджетов, проконтролировать правильность расходования бюджетных средств, раскрыть или предотвратить нарушения и преступления в финансовой сфере.
- Содержание
- Введение
- 1.2. Функции финансов
- 1.3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- 2. Предмет и метод финансового права
- 2.1. Предмет финансового права
- 2.2. Методы финансового права
- 2.3. Взаимодействие финансового права с другими отраслями права
- 2.4. Система финансового права
- 2.5. Источники финансового права
- 3. Финансово-правовые нормы
- 3.1. Понятие финансово-правовой нормы
- 3.2. Классификация финансово-правовых норм и их состав
- 4. Финансовые правоотношения
- 4.1. Особенности финансовых правоотношений и их классификация1
- 4.2. Субъекты финансового права
- 4.3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- 5. Финансовый контроль
- 5.1. Виды финансового контроля
- 5.2. Органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Вопросы для самостоятельной работы по I разделу
- 6.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 6.3. Источники бюджетного права
- 6.4. Бюджетная система России
- 6.5. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7. Бюджетная классификация
- 7.1. Доходы бюджетов
- 7.1.1. Доходы федерального бюджета
- 7.1.2. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- 7.1.3. Доходы местных бюджетов
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- 7.4. Доходы и расходы федерального бюджета на 2005 год
- 8. Бюджетный процесс
- 8.1. Понятие бюджетного процесса
- 8.2. Стадия составления проекта бюджета
- 8.3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 8.4. Стадия исполнения бюджета
- 8.5. Отчет об исполнении бюджета
- 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- 10. Целевые государственные и местные денежные фонды
- 10.1. Классификация фондов
- 10.2. Целевые бюджетные фонды
- 10.3. Государственные и местные внебюджетные фонды
- 10.4. Целевые фонды Правительства рф и отраслевые денежные фонды
- Вопросы для самостоятельной работы по II разделу
- Раздел III. Правовое регулирование государственных доходов
- 11. Государственные и муниципальные доходы
- 11.1. Классификация государственных и местных доходов
- 11.2. Децентрализованные государственные доходы
- 11.3. Понятие налога и сбора
- 11.4. Функции налогов. Классификация налогов
- 12. Система налогов и сборов в российской федерации
- 12.1. Понятие налогового права Российской Федерации
- 12.2. Система налогов и сборов в России
- 12.3. Порядок установления налогов и сборов
- 13. Налоговые правоотношения
- 13.1. Субъекты налогового права
- 13.1.1. Налогоплательщики
- 13.1.2. Налоговые агенты, сборщики налогов
- 13.1.3. Представители налогоплательщика
- 13.1.4. Налоговые органы
- 13.1.5. Другие участники налоговых правоотношений
- 13.2. Налоговая обязанность
- 13.3. Ответственность участников налоговых правоотношений
- 13.4. Налоговый контроль
- 13.5. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 13.6. Защита прав субъектов налоговых правоотношений
- 14. Налоги с физических лиц
- 14.1. Налог на доходы физических лиц9
- 14.2. Налог на наследование или дарение6
- 14.3. Налог на имущество физических лиц2
- 14.4. Транспортный налог4
- 15. Налоги с организаций
- 15.1. Налог на добавленную стоимость1
- 15.2. Акцизы3
- 15.3. Налог на прибыль организаций2
- 15.4. Налог на имущество организаций1
- 15.5. Налог на игорный бизнес2
- 16. Платежи за пользование природными ресурсами
- 16.1. Налог на добычу полезных ископаемых1
- 16.2. Платежи за пользование недрами3
- 16.3. Водный налог1
- 16.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов4
- 16.5. Платежи за пользование лесным фондом1
- 16.6. Земельный налог
- 16.6.1. Земельный налог в соответствии с нк рф1
- 16.6.2. Земельный налог в соответствии с Законом «о плате за землю»1
- 17. Другие платежи и сборы
- 17.1. Единый социальный налог1
- 17.2. Государственная пошлина1
- 17.3. Таможенная пошлина3
- 17.4. Лицензионные сборы5
- 17.5. Лотереи4
- 18. Специальные налоговые режимы и международные налоговые нормы
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)1
- 18.2. Упрощенная система налогообложения7
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности2
- 18.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции2
- 18.5. Международные налоговые нормы
- Вопросы для самостоятельной работы по III разделу
- Раздел IV. Правовое регулирование государственнных расходов, кредитования, страхования, денежной и валютной системы
- 19. Государственный и муниципальный кредит
- 19.1. Понятие государственного и муниципального кредита
- 19.2. Особенности финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита
- 19.3. Формы государственного и муниципального долга
- 19.4. Внешний долг Российской Федерации
- 19.5. Управление государственным и муниципальным долгом
- 20. Правовое регулирование страхования
- 20.1. Общая характеристика страхования
- 20.2. Социальное страхование
- 20.3. Медицинское страхование
- 20.4. Обязательное страхование
- 20.4.1. Обязательное страхование за счет средств страхователя
- 20.4.2. Обязательное страхование за счет средств организаций
- 20.4.3. Обязательное страхование за счет средств государства
- 21. Государственные и муниципальные расходы
- 21.1. Понятие государственных и муниципальных расходов
- 21.2. Сметно-бюджетное финансирование
- 21.3. Финансирование капитальных вложений
- 22. Банковский кредит
- 22.1. Понятие и принципы банковского кредита
- 22.2. Функции Центрального банка рф
- 22.3. Обязательное страхование банковских вкладов населения
- 23. Денежное обращение и расчеты
- 23.1. Понятие денежной системы
- 23.2. Правовые основы денежного обращения
- 23.3. Обращение наличных денег. Кассовые операции
- 23.4. Безналичное денежное обращение
- 24. Валютное законодательство и валютный контроль
- 24.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 24.2. Валютное регулирование в Российской Федерации
- 24.3. Валютный контроль
- 24.4. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Вопросы для самостоятельной работы по IV разделу
- Использованные источники
- Использованные законодательные и нормативные акты: