logo
Учебное пособие финансовое право

5.3. Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Применение того или иного метода определяется правовым положением органов, осуществляющих контроль, особенностью деятельности проверяемых органов, объектом и целью контроля, основаниями возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля:

Проведение их может иметь плановый и внеплановый характер. Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма и указания налоговых органов, в частности, Методическое пособие по проведению камеральных проверок,1 инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета,2 смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.3

Цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Классификация ревизий.

По содержанию ревизии могут быть документальными и фактическими. Документальные ревизии заключаются в проверке различных финансовых документов: счетов, платежных ведомостей, ордеров, чеков, отчетов, смет и т.д. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств. Как правило, большинство ревизий имеют документальный характер. В случае выявления серьезных нарушений возможно проведение совместно с документальной – фактической ревизии. При проведении фактической ревизии проверяется вся хозяйственная деятельность организации: наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. В процессе инвентаризации материальных ценностей проверяется их состояние и наличие, производятся подсчеты и измерение товаров, имущества организации и т.д. Фактические ревизии позволяют выявить факты хищения, растрат, бесхозяйственности.

По времени осуществления ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Большая часть ревизий – плановые. Составляется календар­ный план проведения ревизий на год, об их проведении извещаются руко­водители проверяемых предприятий, учреждений, организаций. В государственных организациях плановые ревизии проводятся один раз в два года контрольно-реви­зи­онными комиссиями (КРУ) в основном в документальной форме. В случае наличия серьезных оснований могут проводиться внеплановые ревизии по реше­нию финансовых или правоохранительных органов. Основанием для проведения внеплановой ревизии могут быть решение вышестоящего органа государственной власти на основе жалобы, сообщения средств массовой информации, а также решение правоохранительных органов на основе оперативной информации или материалов уголовного дела.

По обследуемому периоду деятельности ревизии могут быть фрон­тальными и выборочными. Проведение плановой ревизии, как правило, пред­по­лагает, что она будет документальной и фронтальной (полной). При фронтальной ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемого субъекта за определенный период. Данным периодом является период, прошедший с прошлой ревизии. Таким образом, подвергается финансовому контролю вся деятельность организации, без пропусков. В случае внеплановой ревизии возможно проведение ее выборочным способом, только за интересующий проверяющие органы период. Таким образом, выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии могут иметь комплексный и тематический характер. В случае проведения комплексной ревизии проверяется вся финансовая и хозяйственная деятельность организации. Для проведения такой ревизии необходимо привлечение ревизоров из нескольких органов. Такие ревизии очень дороги и проводятся в редких случаях. Большая часть ревизий носит тематический характер. При этом проводится обследование какой-то одной сферы финансовой деятельности (например, правильность исчисления и уплаты налогов, порядок использования бюджетных средств и т.д.).

Срок проведения ревизии не может превышать 45 дней, однако данный срок не является предельным для ревизий.1

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйст­ве­нной деятельности организации по следующим направлениям:

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации. Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.

Рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансо­во-хозяйственной деятельности характерно в основном для бюджетного процесса. Во время рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней проводится планирование финансово-хозяйственной деятельности на следующий финансовый год. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, как и бюджеты внебюджетных фондов, принимают законодательные органы власти, одновременно осуществляя финансовый контроль. Финансовые планы, программы, заявки и сметы органов исполнительной власти и бюджетных учреждений принимаются и утверждаются в ходе сметно-бюджетного процесса вышестоящими органами государственной власти и управления.

Заслушивание докладов, информации должностных лиц происходит в процессе финансово-хозяйственной деятельности и является одним из элементов текущего финансового контроля. Применяется практически повсеместно на всех уровнях государственной власти и управления.

Многогранность и многозначность финансового контроля позволяет охватить им всю сферу финансовой деятельности всех субъектов финансового права. Он позволяет эффективней использовать государственные средства, обеспечить исполнение доходной части бюджетов, проконтролировать правильность расходования бюджетных средств, раскрыть или предотвратить нарушения и преступления в финансовой сфере.