16.6.2. Земельный налог в соответствии с Законом «о плате за землю»1
Налогоплательщики – собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.2
Объект налогообложения – земля. Закон делит земли на два вида: земля сельскохозяйственного назначения и земля несельскохозяйственного назначения, устанавливая более низкие размеры налогообложения для первых.
Налог за земли сельскохозяйственного назначения.
С колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных предприятий и организаций, кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все остальные виды налогов по отношению к ним не применяются. На предприятия, имеющие доход от несельскохозяйственной деятельности, превышающий двадцать пять процентов, это положение не распространяется. Сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на самостоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, кроме налога на землю, уплачивают и другие налоги в установленном порядке.1
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры налога с одного гектара пашни установлены в пределах от 550 рублей (Мурманская область) до 3 880 рублей (Кабардино-Балкарская Республика). Для Белгородской области средний размер налога с одного гектара пашни установлен в размере 2 615 рублей.2
Органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.3
Налог за земли несельскохозяйственного назначения.
Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые зависят от месторасположения населенного пункта и численности населения в нем. Ставки установлены за один квадратный метр в пределах от 0,5 рублей до 4,5 рублей.4 Эти примерные ставки за годы претерпели значительные изменения. Поскольку земельный налог относится к местным налогам, то реальные ставки устанавливаются муниципальными образованиями. Так в г. Белгороде ставки налога в зависимости от месторасположения земли изменяются в пределах от 7,58 рублей до 16,28 рублей за квадратный метр.5
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в двухкратном размере.
За земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства, занятые жилищным фондом, личным подсобным хозяйством, дачными участками, гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, но не менее 10 рублей за квадратный метр. Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы, взимается в размере 15%, а свыше двойной нормы по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель. Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 10 рублей за квадратный метр. Налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.1
От уплаты земельного налога полностью освобождаются:2
заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
предприятия и граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;
научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля;
учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, социальные учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств, детские оздоровительные учреждения, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, религиозные объединения;
предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;
участники Великой Отечественной войны;
инвалиды I и II групп;
земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ;
земли общего пользования населенных пунктов;
учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения;
высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения;
государственные предприятия связи, водных путей и гидросооружений, морского и речного транспорта, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, сооружениями и объектами аэронавигации и гражданской авиации;
земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ;
санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
внутренние и пограничные войска, войска гражданской обороны за земли, предоставленные для их размещения и постоянной деятельности;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения;
Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры орденов Славы;
учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;
земли, используемые пожарной охраной;
государственные предприятия, осуществляющие эксплуатацию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
Органы законодательной власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков.1
Земельный налог уплачивается ежегодно. Организации сами исчисляют суммы налога и не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет по каждому земельному участку. Граждане уплачивают налог на основании платежных извещений, которые вручаются им налоговыми органами не позднее 1 августа. Налог уплачивается равными долями в два срока (не позднее 15 сентября и 15 ноября). Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий вправе устанавливать другие сроки уплаты.2
- Содержание
- Введение
- 1.2. Функции финансов
- 1.3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- 2. Предмет и метод финансового права
- 2.1. Предмет финансового права
- 2.2. Методы финансового права
- 2.3. Взаимодействие финансового права с другими отраслями права
- 2.4. Система финансового права
- 2.5. Источники финансового права
- 3. Финансово-правовые нормы
- 3.1. Понятие финансово-правовой нормы
- 3.2. Классификация финансово-правовых норм и их состав
- 4. Финансовые правоотношения
- 4.1. Особенности финансовых правоотношений и их классификация1
- 4.2. Субъекты финансового права
- 4.3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- 5. Финансовый контроль
- 5.1. Виды финансового контроля
- 5.2. Органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Вопросы для самостоятельной работы по I разделу
- 6.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 6.3. Источники бюджетного права
- 6.4. Бюджетная система России
- 6.5. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7. Бюджетная классификация
- 7.1. Доходы бюджетов
- 7.1.1. Доходы федерального бюджета
- 7.1.2. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- 7.1.3. Доходы местных бюджетов
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- 7.4. Доходы и расходы федерального бюджета на 2005 год
- 8. Бюджетный процесс
- 8.1. Понятие бюджетного процесса
- 8.2. Стадия составления проекта бюджета
- 8.3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 8.4. Стадия исполнения бюджета
- 8.5. Отчет об исполнении бюджета
- 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- 10. Целевые государственные и местные денежные фонды
- 10.1. Классификация фондов
- 10.2. Целевые бюджетные фонды
- 10.3. Государственные и местные внебюджетные фонды
- 10.4. Целевые фонды Правительства рф и отраслевые денежные фонды
- Вопросы для самостоятельной работы по II разделу
- Раздел III. Правовое регулирование государственных доходов
- 11. Государственные и муниципальные доходы
- 11.1. Классификация государственных и местных доходов
- 11.2. Децентрализованные государственные доходы
- 11.3. Понятие налога и сбора
- 11.4. Функции налогов. Классификация налогов
- 12. Система налогов и сборов в российской федерации
- 12.1. Понятие налогового права Российской Федерации
- 12.2. Система налогов и сборов в России
- 12.3. Порядок установления налогов и сборов
- 13. Налоговые правоотношения
- 13.1. Субъекты налогового права
- 13.1.1. Налогоплательщики
- 13.1.2. Налоговые агенты, сборщики налогов
- 13.1.3. Представители налогоплательщика
- 13.1.4. Налоговые органы
- 13.1.5. Другие участники налоговых правоотношений
- 13.2. Налоговая обязанность
- 13.3. Ответственность участников налоговых правоотношений
- 13.4. Налоговый контроль
- 13.5. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 13.6. Защита прав субъектов налоговых правоотношений
- 14. Налоги с физических лиц
- 14.1. Налог на доходы физических лиц9
- 14.2. Налог на наследование или дарение6
- 14.3. Налог на имущество физических лиц2
- 14.4. Транспортный налог4
- 15. Налоги с организаций
- 15.1. Налог на добавленную стоимость1
- 15.2. Акцизы3
- 15.3. Налог на прибыль организаций2
- 15.4. Налог на имущество организаций1
- 15.5. Налог на игорный бизнес2
- 16. Платежи за пользование природными ресурсами
- 16.1. Налог на добычу полезных ископаемых1
- 16.2. Платежи за пользование недрами3
- 16.3. Водный налог1
- 16.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов4
- 16.5. Платежи за пользование лесным фондом1
- 16.6. Земельный налог
- 16.6.1. Земельный налог в соответствии с нк рф1
- 16.6.2. Земельный налог в соответствии с Законом «о плате за землю»1
- 17. Другие платежи и сборы
- 17.1. Единый социальный налог1
- 17.2. Государственная пошлина1
- 17.3. Таможенная пошлина3
- 17.4. Лицензионные сборы5
- 17.5. Лотереи4
- 18. Специальные налоговые режимы и международные налоговые нормы
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)1
- 18.2. Упрощенная система налогообложения7
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности2
- 18.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции2
- 18.5. Международные налоговые нормы
- Вопросы для самостоятельной работы по III разделу
- Раздел IV. Правовое регулирование государственнных расходов, кредитования, страхования, денежной и валютной системы
- 19. Государственный и муниципальный кредит
- 19.1. Понятие государственного и муниципального кредита
- 19.2. Особенности финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита
- 19.3. Формы государственного и муниципального долга
- 19.4. Внешний долг Российской Федерации
- 19.5. Управление государственным и муниципальным долгом
- 20. Правовое регулирование страхования
- 20.1. Общая характеристика страхования
- 20.2. Социальное страхование
- 20.3. Медицинское страхование
- 20.4. Обязательное страхование
- 20.4.1. Обязательное страхование за счет средств страхователя
- 20.4.2. Обязательное страхование за счет средств организаций
- 20.4.3. Обязательное страхование за счет средств государства
- 21. Государственные и муниципальные расходы
- 21.1. Понятие государственных и муниципальных расходов
- 21.2. Сметно-бюджетное финансирование
- 21.3. Финансирование капитальных вложений
- 22. Банковский кредит
- 22.1. Понятие и принципы банковского кредита
- 22.2. Функции Центрального банка рф
- 22.3. Обязательное страхование банковских вкладов населения
- 23. Денежное обращение и расчеты
- 23.1. Понятие денежной системы
- 23.2. Правовые основы денежного обращения
- 23.3. Обращение наличных денег. Кассовые операции
- 23.4. Безналичное денежное обращение
- 24. Валютное законодательство и валютный контроль
- 24.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 24.2. Валютное регулирование в Российской Федерации
- 24.3. Валютный контроль
- 24.4. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Вопросы для самостоятельной работы по IV разделу
- Использованные источники
- Использованные законодательные и нормативные акты: