logo
Учебное пособие финансовое право

6.5. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

До 1 января 2005 года в бюджетном законодательстве существовало понятие бюджетные права (компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В новой редакции бюджетного кодекса оно заменено другим понятием – бюджетные полномочия. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в главе 2.

Бюджетные полномочия органов государственной власти (органов местного самоуправления) – это установленные законодательством Рос­сийской Федерации права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.5

В отличие от бюджетных прав (компетенции) определенных в Бюджетном кодексе достаточно широко, бюджетные полномочия более конкретизированы. В частности, исчезло понятие, определяющее право Российской Федерации, субъекта Федерации и муниципального образования на собственный бюджет. При этом уточнены полномочия государственных и муниципальных органов власти, регулирующие межбюджетные отношения, порядок принятия законодательных и нормативных актов бюджетного законодательства. Таким образом, Бюджетный кодекс РФ зафиксировал фактические изменения межбюджетных отношений, ранее определяемые ежегодными федеральными законами о федеральном бюджете. Бюджетные полномочия основаны на положениях Конституции РФ, определяющей сферу ведения Российской Федерации,1 совместную сферу ведения Российской Федерации и ее субъектов,2 сферу ведения субъектов Федерации3 и муниципальных образований.4 Бюджетный кодекс развил и конкретизировал конституционные нормы.

Федеральные органы государственной власти осуществляют следующие бюджетные полномочия: 5

Такое содержание бюджетных полномочий Российской Федерации обусловлено их распространением на всю территорию России. Бюджетные полномочия РФ обеспечивают формирование финансовой базы, необходимой для обеспечения государственного суверенитета России. Они позволяют формировать федеральный бюджет, проводить единую бюджетную, финансовую и налоговую политику на всей территории страны. Кроме того, они обеспечивают выполнение Россией своих международных финансовых и других обязательств. Реализация бюджетных полномочий России возложена на законодательные и исполнительные органы власти федерального уровня. Конкретное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти осуществляется Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами, федеральным бюджетом на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют следующие бюджетные полномочия: 1

Органы государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, кроме вышеперечисленных бюджетных полномочий, осуществляют следующие бюджетные полномочия:

Бюджетные полномочия субъектов Федерации реализуются законодательными и исполнительными органами власти субъектов. Конкретное разграничение полномочий устанавливается конституциями (уставами) субъектов РФ1 и специальными законами.2 Кроме того, при принятии бюджета субъекта на очередной финансовый год происходит очередное разграничение прав и обязанностей между распорядителями бюджетных средств.3 Необходимо отметить, что, несмотря на разнообразие субъектов Федерации, бюджетное законодательство не делает между ними различий, признавая их полностью равноправными.

Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджет­ные полномочия: 4

Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют также следующие бюджетные полномочия:

Помимо этого, органы местного самоуправления поселений осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Бюджетные права муниципальных образований позволяют местному самоуправлению осуществлять свои функции, определенные Конституцией РФ и обеспечивают их финансовую самостоятельность. Реализация бюджетных прав местного самоуправления происходит посредством деятельности представительных и исполнительных органов власти муниципального уровня. Как и на вышестоящих уровнях бюджетной системы, их права и обязанности закреплены в соответствующих законодательных актах. Отличие состоит в том, что данные законодательные акты имеют правовую форму в виде решений, а не законов. К ним можно отнести уставы муниципальных образований,1 специальные решения, например о бюджетном устройстве и бюджетном процессе,2 ежегодно принимаемые бюджеты муниципальных образований.3 Как и в случае с субъектами Федерации законодательство признает равные права и обязанности всех муниципальных образований в РФ. Исключение сделано только для закрытых административно-террито­ри­аль­ных образований4 и органов местного самоуправления муниципальных районов,5 полномочия которых несколько увеличены.