12.2. Система налогов и сборов в России
Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, можно встретить немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов – поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др.1 Создание социалистического государства, индустриализация и развитие постепенно видоизменили налоговую систему страны. Это, прежде всего, проявилось в переходе от преобладания имущественно-доходных поступлений от населения, производственников и купцов к платежам от производственно-хозяйственной деятельности развивающегося производственного и непроизводственного секторов экономики.
После распада СССР в Российской Федерации была установлена новая система налогов и сборов, введенная в действие Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».2 Данный закон изменил налоговую систему в стране и включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. Этим Законом было введено понятие «налоговая система» - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке».3 Соответственно названному Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы – целевые, лицензионные и др.
В целом налоговая система сложный и эффективный механизм регулирования хозяйственной конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности и эффективности национальных экономик. Однако для налоговой политики государства (которая заключается в манипулировании видами и ставками налогов) характерен эффект запаздывания в отличие, например, от кредитно-денежной политики, в частности операций Центрального банка на открытом рынке. Дело в том, что любое изменение налогов должно принимать форму законодательного акта, что связано с потерями времени при прохождении через парламентское обсуждение и утверждение. Кроме того, изменения в налоговом законодательстве вступают в силу, как правило, с начала нового года.
Реформа системы налогообложения, осуществляемая с 1980-х гг. в различных капиталистических странах, привела к резкому снижению прогрессивности налогообложения, снижению ставок налога на прибыль корпораций, отказу от налоговых льгот, ужесточению налоговых законов в отношении плательщиков, увеличению косвенного обложения.
В Российской Федерации новая налоговая система была сформирована в конце 1991 года. Она копировала существующие системы разных стран с рыночной экономикой. При этом структура налоговой системы получилась запутанной и сложной. Первоначально налоговое законодательство включило в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999 г. более 50. Чрезмерное количество налогов и запутанность налоговой системы привело к плохому собиранию налогов. Не было учтено, что для того, чтобы налоговая система работала эффективно, она должна приносить правительству необходимые доходы и одновременно быть справедливой. Это крайне трудно сочетаемые условия, поскольку они почти взаимоисключающие. В нашей стране создание относительно эффективной системы налогообложения длилось почти 12 лет (с 1992 по 2004 годы) и даже на настоящий момент нельзя считать эту работу законченной.
С 1998 года вместо термина «налоговая система» применяется выражение «система налогов и сборов». Налоговый кодекс РФ формулировал понятия налога и сбора с указанием их характерных особенностей, которые были приведены ранее. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» все эти платежи составляют группу налоговых доходов.1
В результате преобразования в 2000-е гг. налоговая система РФ значительно упрощена и состоит из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения их на различные виды в самом бюджете. Простота налогообложения позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога. Итогом всех преобразований последних лет является налоговая система РФ - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи составляют более 80% доходов бюджетной системы РФ.
Налоговый кодекс РФ внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее число их видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса было установлено применение платежей, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в котором было перечислено 22 различных платежа.1 С 2005 года состав системы налогов и сборов регулируется Налоговым кодексом РФ и включает 15 платежей.2
К федеральным налогам и сборам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 10 платежей:3
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
налог на наследование и дарение;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ,4 круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляется разными долями в бюджеты всех уровней. Данное распределение установлено Бюджетным кодексом РФ (см. главу 7 «Бюджетная классификация»).5
К региональным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа:6
налог на имущество организаций;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, законодательными органами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.
К местным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит два платежа:2
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются только Налоговым кодексом РФ. Кроме того, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории России действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. 3
- Содержание
- Введение
- 1.2. Функции финансов
- 1.3. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
- 2. Предмет и метод финансового права
- 2.1. Предмет финансового права
- 2.2. Методы финансового права
- 2.3. Взаимодействие финансового права с другими отраслями права
- 2.4. Система финансового права
- 2.5. Источники финансового права
- 3. Финансово-правовые нормы
- 3.1. Понятие финансово-правовой нормы
- 3.2. Классификация финансово-правовых норм и их состав
- 4. Финансовые правоотношения
- 4.1. Особенности финансовых правоотношений и их классификация1
- 4.2. Субъекты финансового права
- 4.3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
- 5. Финансовый контроль
- 5.1. Виды финансового контроля
- 5.2. Органы финансового контроля
- 5.3. Методы финансового контроля
- Вопросы для самостоятельной работы по I разделу
- 6.2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- 6.3. Источники бюджетного права
- 6.4. Бюджетная система России
- 6.5. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
- 7. Бюджетная классификация
- 7.1. Доходы бюджетов
- 7.1.1. Доходы федерального бюджета
- 7.1.2. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
- 7.1.3. Доходы местных бюджетов
- 7.2. Расходы бюджетов
- 7.3. Сбалансированность бюджетов
- 7.4. Доходы и расходы федерального бюджета на 2005 год
- 8. Бюджетный процесс
- 8.1. Понятие бюджетного процесса
- 8.2. Стадия составления проекта бюджета
- 8.3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
- 8.4. Стадия исполнения бюджета
- 8.5. Отчет об исполнении бюджета
- 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- 10. Целевые государственные и местные денежные фонды
- 10.1. Классификация фондов
- 10.2. Целевые бюджетные фонды
- 10.3. Государственные и местные внебюджетные фонды
- 10.4. Целевые фонды Правительства рф и отраслевые денежные фонды
- Вопросы для самостоятельной работы по II разделу
- Раздел III. Правовое регулирование государственных доходов
- 11. Государственные и муниципальные доходы
- 11.1. Классификация государственных и местных доходов
- 11.2. Децентрализованные государственные доходы
- 11.3. Понятие налога и сбора
- 11.4. Функции налогов. Классификация налогов
- 12. Система налогов и сборов в российской федерации
- 12.1. Понятие налогового права Российской Федерации
- 12.2. Система налогов и сборов в России
- 12.3. Порядок установления налогов и сборов
- 13. Налоговые правоотношения
- 13.1. Субъекты налогового права
- 13.1.1. Налогоплательщики
- 13.1.2. Налоговые агенты, сборщики налогов
- 13.1.3. Представители налогоплательщика
- 13.1.4. Налоговые органы
- 13.1.5. Другие участники налоговых правоотношений
- 13.2. Налоговая обязанность
- 13.3. Ответственность участников налоговых правоотношений
- 13.4. Налоговый контроль
- 13.5. Ответственность за нарушение налогового законодательства
- 13.6. Защита прав субъектов налоговых правоотношений
- 14. Налоги с физических лиц
- 14.1. Налог на доходы физических лиц9
- 14.2. Налог на наследование или дарение6
- 14.3. Налог на имущество физических лиц2
- 14.4. Транспортный налог4
- 15. Налоги с организаций
- 15.1. Налог на добавленную стоимость1
- 15.2. Акцизы3
- 15.3. Налог на прибыль организаций2
- 15.4. Налог на имущество организаций1
- 15.5. Налог на игорный бизнес2
- 16. Платежи за пользование природными ресурсами
- 16.1. Налог на добычу полезных ископаемых1
- 16.2. Платежи за пользование недрами3
- 16.3. Водный налог1
- 16.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов4
- 16.5. Платежи за пользование лесным фондом1
- 16.6. Земельный налог
- 16.6.1. Земельный налог в соответствии с нк рф1
- 16.6.2. Земельный налог в соответствии с Законом «о плате за землю»1
- 17. Другие платежи и сборы
- 17.1. Единый социальный налог1
- 17.2. Государственная пошлина1
- 17.3. Таможенная пошлина3
- 17.4. Лицензионные сборы5
- 17.5. Лотереи4
- 18. Специальные налоговые режимы и международные налоговые нормы
- 18.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)1
- 18.2. Упрощенная система налогообложения7
- 18.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности2
- 18.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции2
- 18.5. Международные налоговые нормы
- Вопросы для самостоятельной работы по III разделу
- Раздел IV. Правовое регулирование государственнных расходов, кредитования, страхования, денежной и валютной системы
- 19. Государственный и муниципальный кредит
- 19.1. Понятие государственного и муниципального кредита
- 19.2. Особенности финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита
- 19.3. Формы государственного и муниципального долга
- 19.4. Внешний долг Российской Федерации
- 19.5. Управление государственным и муниципальным долгом
- 20. Правовое регулирование страхования
- 20.1. Общая характеристика страхования
- 20.2. Социальное страхование
- 20.3. Медицинское страхование
- 20.4. Обязательное страхование
- 20.4.1. Обязательное страхование за счет средств страхователя
- 20.4.2. Обязательное страхование за счет средств организаций
- 20.4.3. Обязательное страхование за счет средств государства
- 21. Государственные и муниципальные расходы
- 21.1. Понятие государственных и муниципальных расходов
- 21.2. Сметно-бюджетное финансирование
- 21.3. Финансирование капитальных вложений
- 22. Банковский кредит
- 22.1. Понятие и принципы банковского кредита
- 22.2. Функции Центрального банка рф
- 22.3. Обязательное страхование банковских вкладов населения
- 23. Денежное обращение и расчеты
- 23.1. Понятие денежной системы
- 23.2. Правовые основы денежного обращения
- 23.3. Обращение наличных денег. Кассовые операции
- 23.4. Безналичное денежное обращение
- 24. Валютное законодательство и валютный контроль
- 24.1. Понятие валюты и валютных ценностей
- 24.2. Валютное регулирование в Российской Федерации
- 24.3. Валютный контроль
- 24.4. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- Вопросы для самостоятельной работы по IV разделу
- Использованные источники
- Использованные законодательные и нормативные акты: