logo
Учебное пособие финансовое право

5.2. Органы финансового контроля

За последние 15 лет система финансового контроля прошла ряд преобразований. Первым изменением системы финансового контроля стало упразднение органов народного контроля. Вторым шагом стал введенный Конституцией РФ в 1993 принцип разделения властей, который изменил роль финансового контроля органов представительной власти за деятельностью органов исполнительной власти. Она стала исключительно важной и независимой от исполнительной власти. Кроме Конституции РФ основы финансового контроля со стороны органов представительной власти закреплены в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Федерации.

Основным в парламентском финансовом контроле является контроль за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы. Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством РФ,1 а также отчеты о внебюджетных государственных социальных фондах. Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения.2 Особая роль среди них принадлежит Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, осуществляющих контроль в этой области в целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Так, Государственная Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения федерального бюджета.

Согласно Конституции РФ3 для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ образуют Счетную палату РФ.1 Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом.

Задачами Счетной палаты являются:2

К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.3 Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и 12 аудиторов назначаются сроком на 6 лет.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы, государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления – уставы муниципальных образований, положения и др. На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Контрольно-счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.1 Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на:2

Третьим изменением в системе финансового контроля стало установление власти Президента Российской Федерации и соответственно организации президентского контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Главного контрольного управления Президента РФ).3 При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента РФ, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти. Это орган широкой сферы контрольной деятельности, в состав которой входит и финансовый контроль. Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими своими функциями) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах:4 на них возложен контроль за ходом реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе.

Р ис. 9. Организации, осуществляющие финансовый контроль

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции Правительство Российской Федерации, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль. В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции России1 и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»2 контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль. Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему. Кроме этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным обязательствам РФ, Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов. Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает нормативные и индивидуальные правовые акты, которые регулируют порядок финансовой деятельности.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.3

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рамках его компетенции государственного финансового контроля.

В состав Министерства финансов РФ входят:

  1. Руководство Минфина России.

  2. Подчиненные службы:

  1. Структурные подразделения:

Министерство финансов РФ принимает следующие нормативные пра­во­вые акты:1

Министерство финансов РФ осуществляет:

Кроме того, Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

Подобно Минфину России в Российской Федерации функции контроля осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые органы в системе местного самоуправления – относительно местных бюджетов и внебюджетных фондов. Важной стороной в деятельности в данной области Министерства финансов РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, утверждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осуществление лицензирования и т.п.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения Министерства финансов РФ соответственно их компетенции. Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для проведения финансового контроля или надзора:

  1. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор за:1

  1. Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор за:2

Кроме того, Федеральная служба страхового надзора принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела; ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела; выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет предложения по совершенствованию страхового законодательства; осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.

  1. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет:3

Отдельно необходимо рассмотреть структуру и порядок работы Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы, которые являются основными органами финансового контроля в структуре Минфина РФ.

В состав системы Федерального казначейства Министерства финансов РФ входят Главное управление и подчиненные ему территориальные органы по субъектам Федерации, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. В целом структура Федерального казначейства повторяет структуру страны. Эти органы созданы в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, уси­ления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. По существу, органы Федерального казначейства выполняют функции банка для бюджетных учреждений.

Федеральное казначейство:1

В 90-х годах прошлого века при преобразовании нашего государства в государство с рыночной экономикой были сформированы специализированные органы финансового контроля, которые регулировали вопросы, связанные с уплатой налогов и сборов. Первоначально это была Государственная налоговая служба РФ, которая впоследствии была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам1 и в 2004 году реформирована в Федеральную налоговую службу (ФНС) в подчинении Министерства финансов РФ.2 Она действует как система специализированных органов финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях – во внебюджетные фонды.

В состав Федеральной налоговой службы входят центральное управление, управления по субъектам Федерации, городские и районные налоговые инспекции. Структура службы полностью повторяет структуру страны.

Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за:3

Кроме того, ФНС выдает в установленном порядке лицензии (разрешения); осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; регистрирует в установленном порядке договоры коммерческой концессии и контрольно-кассовую технику; ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков, государственный сводный реестр лицензий и Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков; бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения; осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов.

Более подробно права и обязанности налоговых органов рассмотрены в главе «Налоговые правоотношения».

Кроме ФНС финансовым контролем занимались также органы Налоговой полиции, осуществляя выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. В настоящий момент их функции отданы МВД России.1

В сфере налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществляют контроль таможенные органы, к полномочиям которых относится и валютный контроль.2 До 2004 года таможенные органы назывались Государственным таможенным комитетом.3 В настоящий момент таможенный контроль осуществляет Федеральная таможенная служба (ФТС) в подчинении Министерства экономического развития и торговли.4

Структура ФТС отличается от структуры страны. В состав Федеральной таможенной службы входят:

  1. Руководство ФТС РФ.

  2. Центральный аппарат ФТС РФ.

  3. Региональные управления и таможни центрального подчинения.

  4. Таможни в подчинении таможенных управлений.

  5. Таможенные посты в подчинении таможен.

Федеральная таможенная служба5 осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию; обеспечивает соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации; осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; осуществляет ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение данных дел; осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ; осуществляет оперативно-розыскную деятельность и т.д.

Современные банки и небанковские кредитные организации исполняют некоторые функции финансового контроля в отношении обслуживаемых предприятий и граждан. Такой финансовый контроль получил название банковского контроля. Коммерческие банки правомочны контролировать соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства. В других отношениях банки осуществляют контроль на гражданско-правовой основе как сторона в договоре.1 Особенным банком в банковской системе России является Центральный банк РФ,2 который объединяет в одном лице статус органа государственного управления и кредитного учреждения, осуществляющего хозяйственную деятельность. На Центральный банк как орган государственного управления возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. Центральный банк Российской Федерации осуществляет также контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и денежном обращении.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Структура Центрального банка России:

  1. Национальный банковский совет.

  2. Председатель ЦБ России.

  3. Совет директоров Банка России.

  4. Департаменты.

  5. Подразделения Банка России:

  1. Территориальные подразделения Банка России по субъектам Федерации – 77 подразделений.

  2. Расчетно-кассовые центры Банка России – 971 центров.

Целями деятельности Банка России являются:1

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:2

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. При этом Государственная Дума:

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами. Более подробно права и обязанности Банка России по контролю за кредитными организациями, в сфере денежного обращения, банковского кредита и валютного регулирования мы рассмотрим в IV разделе.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизи­он­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ. К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных пред­приятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (кадрами, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хозяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообразности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона «О бухгалтерском учете».1 До него эта сфера регулировалась в основном правовыми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

В соответствии с указанным законом, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, который основан на положениях Конституции РФ: праве на участие в управлении делами государства,2 обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.3 Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях»4 они вправе вносить свои предложения по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Реализация всех этих прав связана с участием в осуществлении контроля, в частности, финансового контроля.

Широкое развитие получил контроль в новой форме – аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.1

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней деятельностью. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных в законодательстве Российской Федерации, инициативная – по решению самого экономического субъекта. При уклонении экономического субъекта от обязательной проверки либо препятствовании ее проведению к нему применяются меры взыскания в виде штрафа в сумме от 100- до 500-кратного, а к руководителям экономического субъекта – в сумме от 50- до 100-кратного размера минимальной заработной платы. Эти санкции применяются по решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, государственной налоговой службы и налоговой полиции. Обязательными являются и проверки, проводимые по поручению органов дознания или следователя при наличии санкции прокурора, а также суда и арбитражного суда. Такие поручения могут быть даны при наличии в производстве указанных органов возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду, соответствующих своими обстоятельствами данному поручению.