logo search
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Основы налоговой системы (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Пособие 2006

9.7. Порядок расчета и уплаты ндс

Уплата налога в бюджет основана на использовании следующих двух понятий: налоговое обязательство (НО) и налоговый кредит (НК).

Налоговое обязательство - это сумма НДС, которую плательщик этого налога получает от покупателя в составе цены, и которую он должен будет заплатить в бюджет. Налоговое обязательство возникает перед плательщиком НДС, когда он получает от покупателя своего товара (услуг) налог на добавленную стоимость в составе цены. Налоговое обязательство плательщика, возникающее по итогам всех продаж в отчетном периоде, складывается из суммы НДС, уплаченных покупателями плательщику за этот отчетный период.

Пример 9.1: Донецкий металлургический завод (ДМЗ) продал партию проката Авдеевскому коксохимическому заводу (АКХЗ) на сумму 30 тыс. грн и плюс 20% НДС, т.е. на сумму 6 тыс. грн. Всего на расчетный счет ДМЗ поступила от АКХЗ сумма 36 тыс. грн (в т.ч. НДС в размере 6 тыс. грн). Следовательно, у ДМЗ возникло перед бюджетом налоговое обязательство по НДС в размере 6 тыс. грн.

Налоговый кредит - это сумма НДС, которую плательщик этого налога уплатил продавцу товара (услуги) в составе цены за покупку, и на сумму которого у плательщика возникает право на возмещение НДС из бюджета. Налоговый кредит отчетного периода складывается из суммы налогов, уплаченных (начисленных) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к составу валовых издержек производства (обращения), а также к основным фондам и нематериальным активам, подлежащим амортизации.

Пример 9.2: Авдеевский коксохимический завод (АКХЗ) купил у Донецкого металлургического завода (ДМЗ) партию проката на сумму 30 тыс. грн и плюс 20% НДС, т.е. на сумму 6 тыс. грн. Всего с расчетного счета АКХЗ перечислена в адрес ДМЗ сумма 36 тыс. грн (в т.ч. НДС в размере 6 тыс. грн).

Купленный прокат используется для ремонта коксохимических батарей, и согласно норм налогообложения прибыли, может быть отнесен на валовые издержки. Значит, уплаченный НДС может быть возмещен из бюджета. Таким образом, у АКХЗ возникает право на налоговый кредит в размере 6 тыс. грн.

В том случае, если купленный товар используется на выполнение задач, затраты на которые нельзя отнести на валовые издержки (предположим, на строительство жилья для своих работников), то уплаченный НДС из бюджета не может быть возмещен. Следовательно (ориентируясь на пример 9.2), у АКХЗ право на налоговый кредит в размере 6 тыс. грн не могло бы возникнуть.

Таким образом, если плательщик приобретает товары (услуги), стоимость которых не относится к составу валовых затрат производства (обращения) и не подлежат амортизации, то сумма НДС, уплаченная в связи с таким приобретением, возмещается за счет соответствующих источников и в состав налогового кредита не включаются.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением (сооружением) основных фондов, подлежащих амортизации, включаются в состав налогового кредита соответствующего отчетного периода, независимо от сроков введения в эксплуатацию основных фондов.

Может оказаться, что плательщик налога осуществляет операции по продаже товаров (услуг), освобожденные от налогообложения, либо операции, не являющиеся объектом налогообложения НДС. При таких операциях плательщик, естественно, не получает от своих покупателей НДС в составе цены. Следовательно, налоговое обязательство у плательщика не возникает. Но для производства этой проданной продукции (услуг) плательщик приобретал товар, стоимость которых относилась на валовые издержки. В этой ситуации суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением, относятся к составу валовых издержек производства (обращения), и поэтому к налоговому кредиту не относятся.

Дата возникновения налоговых обязательств.

Фиксация этой даты зависит от особенностей налогооблагаемых операций. Для наиболее часто выполняемых в Украине операций, т.е. продажи товаров (услуг) внутри страны, таковой считается дата наступления одного из следующих событий, происходящих раньше другого:

Дата возникновения прав на налоговый кредит. При операциях внутри страны таковой является дата осуществления первого из двух событий:

Кассовый метод фиксации даты: возникновение налоговых обязательств и кредита. Кассовый - это такой метод налогового учета, при которым датой возникновения налоговых обязательств признается дата поступления средств на банковский счет (в кассу) налогоплательщика или дата получения других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) им товаров (услуг). При этом датой возникновения права на налоговый кредит признается дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) налогоплательщика, или дата передачи других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров (услуг). Применяется только для тех лиц, у которых на протяжении предыдущих двенадцати календарных месяцев объем налогооблагаемых поставок не превышает 300 тыс. грн (без учета НДС). Только такие лица имеют право выбрать кассовый метод налогового учета.

Применение кассового метода приостанавливается начиная с того налогового периода, который следует за налоговым периодом, в течение которого плательщик принимает самостоятельное решение о переходе к общим правилам определения даты возникновения налоговых обязательств и налогового кредита (метода начислений).

Налогоплательщик имеет право самостоятельно отказаться от кассового метода путем передачи соответствующего заявления в адрес налогового органа по месту налоговой регистрации.

Уплата налога в бюджет

Суммы налога, подлежащие уплате в бюджет либо возмещению из бюджета, определяются как разница между общей суммой налоговых обязательств, которые возникли в связи с любой продажей товаров (работ, услуг) на протяжении отчетного периода, и суммой налогового кредита, право на который возникло в этом же отчетном периода, т.е.:

НДСБЮДЖ = НОНК

При положительном значении этой суммы она подлежит уплате (перечислению) в бюджет в сроки, установленные законом для соответствующего налогового периода.

При отрицательном значении этой суммы она учитывается в счет уменьшения суммы налогового долга, который возник в предыдущие налоговые периоды, а при его отсутствии - зачисляется в состав налогового кредита следующего налогового периода.

Если в следующем налоговом периоде сумма, подлежащая уплате в бюджет, продолжает оставаться с минусом, то:

а) бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, которая равняется сумме НДС, фактически уплаченной получателями товаров (услуг) в предыдущем налоговом периоде в адрес поставщиков таких товаров (услуг);

б) остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода.

Налогоплательщик может принять самостоятельное решение о зачислении принадлежащей ему полной суммы бюджетного возмещения в счет уменьшения налоговых обязательств по НДС в последующие налоговые периоды. Указанное решение отображается налогоплательщиком в налоговой декларации, которую он подает по результатам того отчетного периода, в котором возникает право на представление заявления о получении бюджетного возмещения согласно нормам этой статьи. При принятии такого решения указанная сумма не учитывается при расчете сумм бюджетного возмещения следующих налоговых периодов.

Налогоплательщик, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возвращении полной суммы бюджетного возмещения, подает в налоговую инспекцию налоговую декларацию и заявление о получении бюджетного возмещения.

К декларации прилагается расчет суммы бюджетного возмещения, копии погашенных налоговых векселей (налоговых расписок) в случае их наличия, оригиналов пятых основных листов (экземпляров декларанта) грузовых таможенных деклараций, в случае наличия экспортных операций.

На протяжении 30 дней, следующих за днем получения налоговой декларации, налоговый орган проводит документальную невыездную (камеральную) проверку заявленных в ней данных.

При наличии достаточных оснований считать, что плательщик исказил отчетность, налоговый орган имеет право на протяжении такого же срока провести внеплановую выездную проверку (документальную) плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.

После того, как налоговый орган убедится в достоверности и обоснованности расчета суммы возмещения НДС из бюджета, Государственное казначейство возвращает сумму бюджетного возмещения путем перечисления средств с бюджетного счета на текущий банковский счет налогоплательщика на протяжении пяти операционных дней после получения вывода налогового органа.

Существует перечень лиц, которые не имеют права на получение бюджетного возмещения. Ими являются те, кто: