logo
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Основы налоговой системы (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Пособие 2006

2.2. Налоговая политика Украины в современных условиях Принципы налоговой политики.

Налоговая политика - это система действий государства, направленная на введение налогов и удержание их с физических лиц и субъектов хозяйствования. Именно посредством разработки и реализации налоговой политики осуществляется создание и развитие налоговой системы государства.

В предыдущем параграфе нами были рассмотрены принципы формирования налоговой системы, которые выработаны в мире. Из всего этого многообразного инструментария налогового регулирования каждое государство избирает те из них, которые наиболее соответствуют его текущим экономическим и социальным условиям развития. И состав таких принципов закрепляется в законодательных актах.

В статье 3 Закона Украины «О системе налогообложения» указывается, что принципами построения системы налогообложения в современном государстве являются:

1) стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции;

2) стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот относительно налогообложения прибыли (дохода), направленного на развитие производства;

3) обязательность - применение норм относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;

4) равнозначность и пропорциональность - взыскание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли; обеспечение уплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов (обязательных платежей) - на большие доходы;

5) равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинаково объективного подхода к субъектам хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);

6) социальная справедливость - обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем применения экономически обоснованного, не облагаемого налогами минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы;

7) стабильность - обеспечение неизменности налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот на протяжении бюджетного года;

8) экономическая обоснованность - установление налогов и сборов (обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

9) равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

10) компетенция - установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей), а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;

11) единый подход - обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением налогоплательщика и сбора (обязательного платежа), объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора (обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

12) доступность - обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для налогоплательщиков и сборов (обязательных платежей).

Критическое изучение этих принципов позволяет сделать вывод о декларативности провозглашения некоторых из них. Например, весьма трудно назвать социально справедливой норму минимальной заработной платы, которая в несколько раз меньше прожиточного минимума. Постоянно изменяющиеся условия действующего законодательства нарушают принцип стабильности. Можно считать, что абсолютно не соблюдаются два первых принципа, на которые возлагаются ожидания развития производственного потенциала страны - принцип стимулирования научно-технического прогресса и принцип стимулирования предпринимательской, производственной и инвестиционной активности.