logo
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Основы налоговой системы (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Пособие 2006

16.2. Национальное налоговое регулирование деятельности по использованию оффшорного механизма

Широкое использование механизма оффшора лишает много стран мира огромных налоговых поступлений. Наконец, все эти деньги накапливаются в оффшорах, чтобы потом возвратиться в страну происхождения как иностранные инвестиции с претензией на предоставление налоговых льгот. В таких случаях возникают двойные потери для бюджета: во-первых, национальные доходы практически переводятся за границу без налоговых компенсаций, и, во-вторых, по возвращении не платятся налоги на использование инвестиций.

Государственной налоговой администрацией Украины проведен выборочный анализ потерь бюджета, в результате которого установлено, что во втором полугодии 2004 года только по операциям с пятью оффшорными зонами (Ирландия, Кипр, Антильские острова, Сингапур, Виргинские острова) в виде налога на прибыль недополучено 6 443 000 долл. США. Кроме того, в результате проведенных в 2004 году государственными налоговыми органами проверок, было установлено 692 субъекта внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют операции через оффшорные зоны. Такие субъекты имеются в каждом регионе страны. Наибольшее их количество в Днепропетровской области - 151 и в городе Киеве - 136.

В промышленно развитых странах мира применяются разные способы борьбы с последствиями, которые возникают при широком использовании оффшорного механизма. В арсенале этих мер разные методы - и политические, и юридические, и экономические. В том числе - создание негативного общественного мнения о фирмах, которые действуют в международных оффшорных зонах. Им отвечают отказом в предоставлении таможенных льгот, дешевых кредитов или предоставлении государственной поддержки. Чаще всего у них требуют декларации о легальности иностранных инвестиций.

Во многих случаях государства распространяют свою налоговую юрисдикцию за границы страны. Это осуществляется путем налогообложения операций вывоза капитала, а также лицензированием операций движения капитала и т.д. На территории самых государств создаются собственные налоговые оазисы и центры (оффшорная банковская зона в Нью-Йорке, оффшорные зоны в Лондоне, Париже, Франкфурте-на-Майне, Монреале). Во многих странах применяется развернутая система налогообложения национальных инвестиций.

Украина также предпринимает соответствующие шаги. В государстве не запрещаются операции в оффшорных зонах, однако определенные налоговые ограничения на эти операции вводятся. Например, Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» предусмотрено, что если резидент оплачивает товар (услугу) в пользу нерезидента, который расположен в оффшорной зоне, то расходы налогоплательщиков на оплату стоимости таких товаров (услуг) включаются в состав их валовых расходов в сумме, которая составляет 85 процентов от этой уплаченной стоимости. При этом закон предусматривает ежегодную публикацию перечня оффшорных зон. Так, например, к началу 2002 года этот перечень для Украины имел следующий вид: