Раздел I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1. Сущность и виды налогов
Налогообложение как элемент экономической и социальной стратегии государства
Сущность налогообложения
Налоги являются важнейшей финансовой, экономической и политической категорией, которая определяет взаимоотношения граждан с государством. Благодаря налогам устанавливаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками и обеспечивается выполнение государством тех функций, ответственность за которые оно приняло на себя.
Возникновение налогообложения связано с появлением государства, его аппарата необходимостью выполнять функции государственного управления. С удержанием налогов связана жизнедеятельность и функционирование любого государства. Сколько существует государство, столько существуют и налоги. Изменяется только название основных субъектов налогообложения. Раньше были собиратели налогов, а сегодня - налоговые инспекторы. Русское название «налоги» происходит из понятия «наложить подать». А в украинском языке слово «подать» так и осталось: «податок». Его содержание - подать государству, т.е. отдать ему определенную часть имущества плательщика.
Государство отвечает за выполнение определенных государственных действий и обязанностей, т.е. таких функций социально-экономического характера, которые в принципе способен выполнять каждый из его граждан, но которые более всего целесообразно выполнять государству в целом. Ими являются, например, охрана территориальной целостности государства и сохранение общественного порядка, обеспечение минимально необходимого уровня образования, здравоохранения, сохранение и приумножение достояний национальной культуры. Для выполнения этих функций государству необходимы финансовые ресурсы. Для их аккумуляции и используется налогообложение.
Итак, налоги - это оплата услуг государства за обеспечение гражданских прав и свобод граждан страны. Как социально-экономическая категория она имеет две стороны. Одна из них - это безусловная обязанность каждого гражданина страны платить их. Во многих государствах сокрытие доходов и уклонение от их уплаты рассматривается как одно из наиболее серьёзных преступлений, порицаемых не только государством, но и общественным мнением.
Итак, одна сторона категории «налог» - это обязательность его уплаты. И, к сожалению, вся сила воздействия на формирование отношения общественности к проблеме налогов направлена, главным образом, на неё. И намного меньше внимания уделяется другой стороне данного феномена - обеспечению целевого характера использования собранных налоговых средств. Конечно же, решение этой проблемы лежит за пределами курса «Налоговая система». Однако изучающие этот курс должны четко представлять, что примеры ненаказуемого нецелевого использования бюджетных средств (чем становятся саккумулированные налоговые платежи) ведут к фактам отказа от уплаты налогов.
Источником финансовых ресурсов, создаваемых системой налогообложения, является валовой внутренний общественный продукт (ВВП).
ВВП складывается из стоимости потребленных средств производств (перенесенной стоимости - C), выплаченной заработной платы (продукта для себя - V) и прибыли (добавленной стоимости - M). М состоит из двух частей: прибыль для предприятия (М1) и прибыль для общества (т.е. М2). Величина М2 формируется с помощью уплаты налогов.
Значение налогообложения заключается в том, что оно обеспечивает формирование доходной части бюджета государства.
Общий размер налоговых сборов зависит от масштаба функций, принимаемых на себя государством. Стремление к централизации управления народным хозяйством ведет к росту сумм взимаемых налогов.
Таким образом, налогообложение - это изъятие части стоимости созданного общественного продукта для использования его с целью выполнения функций государства.
Налогообложение имеет также существенную политическую составляющую, поскольку функции государства формируются политическими методами и исходя из его политических целей. И чем больше политических целей ставит перед собой государство, для достижения которых требуются определенные финансовые ресурсы, тем большие суммы налогов приходится государству взимать.
Теоретически, в налогах отражается их социальное значение как инструмента распределения и перераспределения доходов государства. Исходя из этого, налоговые платежи имеют отличительные особенности относительно любых других видов платежей.
Отличительные признаки налоговых платежей
1) Законность отчуждения - налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства, необходимой для выполнения принятых им на себя функций и отчуждаемой на законных основаниях. Размер этой части устанавливается нормативными актами о налогообложении. Это означает, что плательщик имеет право лично убедиться в том, что сумма его обязательного платежа изымается на основании документа, имеющего законную силу. Если плательщик убежден, что такой законный документ отсутствует, возникает чувство необязательности уплаты истребуемой суммы.
2. Законность принятия и введения - означает, что налоги устанавливаются и взимаются в порядке и на условиях, сформулированных в законодательных документах. Отсюда следует, что налог должен взиматься только на тех условиях, которые предусмотрены законом. То есть произвольно, без опоры на определенный закон, никто не имеет права вносить изменения в механизм удержания налога. И, с другой стороны, никому не разрешается произвольно, вопреки законодательным требованиям, осуществлять (или не осуществлять) налоговые платежи.
3. Обязательность взноса - т.е. уплата налогов имеет не добровольный, а принудительный, безусловный характер. То есть плательщик не имеет права выдвигать перед государством условия платежа, ссылаясь на то, что если это условие государство не выполнит, то плательщик не заплатит налог.
В связи с обязательностью платежа в налоговом законодательстве применяется понятие «презумпция виновности» - плательщик всегда обязан заплатить налог (т.е. виновен в платеже)1. Оно означает, что плательщики, с одной стороны, в обязательном порядке должны уплатить налог в полном объеме, предусмотренном законодательством, а с другой стороны, в случае уплаты налога в меньшем объеме на льготных основаниях, он должен доказать, что право на льготу им использовано обоснованно.
4. Внесение налога в бюджет в денежной форме применяется в отдельных случаях, когда у плательщика возникают недоимки по налогам, и взыскание обращается на другое (т.е. неденежное) имущество налогоплательщика. Но в случаях, когда налагается такой метод взыскания, отчуждаемое движимое или недвижимое имущество подлежит реализации, и только после получения выручки от реализации, она вносится в бюджет.
В некоторых странах применяются натуральные способы уплаты налогов (например, в Лаосе и Вьетнаме взимается налог рисом).
5. Безвозмездность уплаты означает, что, с одной стороны, обязательства по уплате налогов являются односторонними, а с другой, в налогообложении существует только одна обязанная сторона - налогоплательщик. При получении налогов, государство не принимает на себя никаких обязательств, поэтому налогоплательщик не имеет никаких прав, которые конкретно обсуждаются. Другими словами, плательщик не имеет права требовать у государства компенсации каким-либо имуществом на сумму, равную величине уплаченного налога.
Этот признак проявляется в форме безвозвратности налога. Возврат возможен или при переплате, или при наличии льгот.
6. Платежи в бюджет или внебюджетные фонды, которые выступают получателями налогов. Ими являются или бюджет государства, или бюджеты местных органов самоуправления.
В ряде случаев налоги уплачиваются не в бюджет непосредственно, а на счета определенных государственных учреждений и организаций. Но в этом случае они являются распорядителями определенных бюджетных счетов. Примером является уплата сборов в Пенсионный фонд Украины или уплата налога с владельцев транспортных средств, часть которого поступает на счет производственного объединения «Укравтодор» (для финансирования строительства и содержания автомобильных дорог).
7. Абстрактность налогового платежа. При внесении в бюджет налоги не имеют целевого назначения. Средства поступают в бюджет на нужды всего государства. И только после внесения в бюджет средства перераспределяются на отдельные статьи расходов.
Данный принцип касается даже тех налогов, которые имеют целевую направленность (например, платежи в Государственный пенсионный фонд Украины). Ведь плательщику при осуществлении платежа абсолютно не известно, куда именно будут направлены уплаченные им средства. Ибо соответствующие названия расходных статей бюджетов отсутствуют.
- Налоговая система (основы теории и практики) Учебное пособие
- Донецк 2006
- Введение
- Раздел I.
- Контрольные вопросы и задания:
- 1.2. Структура (элементы) налога
- Сводный перечень элементов налога
- 1.3. Виды налогов в зависимости от признаков их классификации
- Контрольные вопросы и задания:
- 1.4. Современные особенности формирования структуры (элементов) налога
- Пплательщик и субъект уплаты налогов.
- Объект налогообложения
- Расчет суммы налога.
- Понятие и основные способы уплаты налога.
- Применение налоговых льгот.
- Способы фактических налоговых платежей.
- Контрольные вопросы и задания:
- 2. Налоговая система и налоговая политика
- 2.1. Сущность налоговой системы, её функции и принципы формирования Сущность налоговой системы.
- Функции налогообложения
- Системы принципов организации налоговой системы.
- Организационные принципы налоговой системы.
- 2.2. Налоговая политика Украины в современных условиях Принципы налоговой политики.
- Порядок распределения налогов между бюджетами
- Обязанности, права и ответственность плательщиков
- Классификация обязанностей и прав плательщиков налогов
- Показатели действенности налоговой системы
- Контрольные вопросы и задания
- 3. Теория двойного налогообложения и методы его устранения
- 3.1. Понятие, виды и определения двойного налогообложения
- 3.2. Способы устранения международного двойного налогообложения
- 3.3. Механизм устранения международного двойного налогообложения
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел іі.
- 4.2. Плательщики налога на прибыль и объект налогообложения
- 4.3. Валовый доход
- 4.4. Валовые расходы производства и обращения
- Издержек предприятия
- Расходы, не включаемые в состав валовых расходов
- 4.5. Амортизационные отчисления, являющиеся элементомо бъекта налогообложения налога на прибыль
- 4.5.1. Принципиальные особенности механизма учета амортизационных отчислений при расчете налога на прибыль
- Характеристика основных фондов и нематериальных активов
- 4.5.3. Расчет амортизационных отчислений
- 4.7. Ставки налога и важнейшие правила налогового учета Ставка налога
- Особенности ведения налогового учета
- Налоговый период
- Дата увеличения валовых расходов
- Дата увеличения валового дохода
- Налоговый учет операций, при которых возникает валовый доход и валовые расходы
- Контрольные вопросы и задания:
- 5. Налог на доходы физических лиц
- Физического лица
- 5.2. Виды доходов и объектов налогообложения налога с доходов физических лиц
- Классификация доходов по признаку «источник их получения»
- 5.3. Виды объектов налогообложения
- Структура месячного облагаемого налогом дохода
- (На примере общего месячного облагаемого налогом дохода)
- Доходы, не включаемые в состав общего месячного облагаемого налогом дохода.
- 5.4. Механизм предоставления льгот по налогу на доходы
- Налоговые социальные льготы
- Нормативные ограничения на размер налогового кредита и социальной налоговой льготы в 2004-2006 гг.
- 5.5. Ставка налога и взаимоотношения плательщика с бюджетом
- 5.6. Особенности налогообложения субъектов предпринимательства, функционирующих в статусе «самозанятое лицо»
- 6. Общеобязательные сборы, обусловленные начислением и выплатой заработной платы
- 6.1. Характеристика обязательных платежей, связанных с начислением и выплатой заработной платы
- 6.2. Сборы на обязательное государственное пенсионное страхование
- 6.3. Сборы на общеобязательное социальное страхование
- 6.4. Сборы на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая
- Фрагмент шкалы ставок на страхование от несчастного случая
- Уровень профессионального риска в отдельных отраслях экономики (фрагмент шкалы классов профессионального риска)
- Временные страховые тарифы
- Контрольные вопросы и задания:
- 7. Налоги, обусловленные правами собственности
- 7.1. Налог с владельцев транспортных средств
- Ставки налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (примеры)
- 7.2. Земельный налог (плата за землю)
- Система ставок налога на землю
- Шкала ставок налога на землю в населенных пунктах, в которых денежная оценка земли не проводилась (фрагмент)
- Расчеты и сроки уплаты земельного налога и арендной платы
- 7.3. Другие налоги, обусловленные правами собственности на имущество
- Контрольные вопросы и задания:
- 8. Плата за ресурсы и услуги
- 8.1. Плата за загрязнение окружающей природной среды
- Ставки сборов
- 8.2. Сбор за пользование недрами для добычи полезных ископаемых
- Базовые нормативы платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых (фрагменты)
- 8.3. Плата за специальное использование водных ресурсов
- Система ставок платы за воду
- Нормативы сбора за использование поверхностных вод, копеек/куб. Метр (фрагмент)
- Нормативы сбора за использование подземных вод, копеек/куб. Метр (фрагмент)
- Нормативы сбора за специальное водопользование для нужд водного транспорта, находящегося в процессе эксплуатации (кроме служебно-вспомогательного и буксирного флотов)
- 8.4. Сбор за специальное использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда
- Ставка сборов.
- Контрольные вопросы и задания:
- Раздел ііі. Косвенное налогообложение и местные налоги
- 9. Налог на добавленную стоимость
- 9.1. Налогово-правовая норма и плательщики ндс
- 9.2. Объект налогообложения ндс и операции, не являющиеся объектом налогообложения ндс
- 9.3. Ставки налога на добавленную стоимость
- 9.4. Льготы по ндс
- 9.5. База налогообложения ндс
- 9.6. Особенности расчета ндс при хозяйственных операциях различного вида
- 9.7. Порядок расчета и уплаты ндс
- 9.8 Основные элементы налогового учета ндс
- Контрольные вопросы и задания:
- 10. Акцизный сбор
- 10.1. Характеристика налога и его налогово-правовая норма
- 10.2. Плательщики и объект налогообложения акцизного сбора
- 10.3. Виды ставок акцизного сбора и особенности его уплаты
- Ставки ацизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки (в гривнах с единицы товара)
- Ставки акцизного сбора на некоторые транспортные средства, (в твердых суммах с единицы продукции)
- Ставки акцизного сбора на табачные изделия (примеры)1
- 10.4. Основы налогового учета расчетов по акцизному сбору
- Контрольные вопросы и задания:
- 11. Таможенная и государственная пошлины
- 11.1.Система таможенных платежей
- Ставки таможенной пошлины на продовольственные товары растительного происхождения (примеры)
- 11.2. Виды таможенной пошлины
- Ставки таможенных сборов (примеры)
- Контрольные вопросы и задания:
- 11.3. Государственная пошлина
- Ставки государственной пошлины (примеры)
- Контрольные вопросы и задания:
- 12. Местное налогообложение
- 12.1. Принципы построения системы местных налогов и сборов
- 12.2. Основные виды местных налогов и сборов
- Решение задачи по налогу с рекламы
- Контрольные вопросы и задания:
- Раздел іv.
- 13.2. Государственная налоговая служба Украины
- Структура и функции органов государственной налоговой службы Украины
- Права и обязанности органов государственной налоговой службы Украины
- 13.3. Система таможенных органов
- 13.4. Государственное казначейство
- 14. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 14.1. Сущность единого налога
- Книга учета доходов и расходов, которые ведут субъекты предпринимательской деятельности в течение календарного года
- 14.2. Особенности упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства - физических лиц
- 14.3. Условия перевода юридических лиц на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства
- 14.4. Оптимизация единого налога
- Показатели деятельности предприятий - юридических лиц, которые принимают решение о переходе к уплате единого налога (условные примеры)
- Характеристика изменений налогового воздействия, которое возникает при использовании единого налога плательщиком - юридическим лицом
- 14.5. Фиксированный налог и налог на промысел Фиксированный налог
- Налог на промысел.
- Контрольные вопросы и задания:
- 15. Налоговое планирование
- 15.1. Общие положения
- 15.2. Механизм налогового планирования на предприятии
- Контрольные вопросы и задания:
- 16. Оффшорный механизм как способ уменьшения налоговых платежей
- 16.1. Понятие и сущность оффшорного механизма
- 16.2. Национальное налоговое регулирование деятельности по использованию оффшорного механизма
- Контрольные вопросы и задания:
- 17. Уклонение от налогов
- 17.1. Классификация лиц, которые допускают налоговые нарушения
- 17.2. Виды налоговых нарушений
- 17.3. Характерные способы уклонения от налогообложения
- Контрольные вопросы и задания:
- Раздел V. Учебные задания Тема «Налог на добавленную стоимость» Задачи по ндс с решением
- Задачи по ндс без решения
- Тема «Акцизный сбор» Задачи по акцизному сбору с решением
- Задачи по акцизному сбору без решения
- Тема «Налоги и обязательные платежи, обусловленные начислениями и выплатой заработной платы» Задачи по налогу с доходов физических лиц без решения
- Тема «Налог на прибыль» Задача по налогу на прибыль с решением
- Часть I. Взаимоотношения предприятия с бюджетом по ндс.
- Часть II. Определение суммы скорректированного валового дохода.
- Часть III. Определение валовых расходов.
- Часть IV. Определение налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль.
- Задачи по налогу на прибыль без решения
- Тема «Налогообложение субъектов предпринимательства без права образования юридического лица» Задача с решением
- Тема «Налоговое планирование» Задача с решением
- Плановые показатели, которые характеризуют доходы предприятия в і квартале планируемого года
- Плановые показатели, характеризующие расходы предприятия в і квартале планируемого года
- Информация для справки
- 4. Выводы
- Задачи без решения
- Тема «Оффшорный механизм как способ уменьшения налоговых платежей» Задача с решением
- И без использования оффшорной компании
- Список литературы
- Палей Сергей Борисович