16.3. Земельный налог
Земельный налог отнесен Налоговым кодексом РФ к местным. Условия и порядок исчисления и уплаты земельного налога до принятия и введения соответствующей главы Кодекса определяются на основе Закона РФ от 14.02.92 «О плате за землю» (с учетом последующих изменений и дополнений). В рамках данного Закона земельный налог рассматривается как одна из форм платы за землю наряду с арендной платой и нормативной ценой земли.
Принципы установления и порядок исчисления сумм земельного налога и арендной платы за землю достаточно близки, разница между этими двумя элементами в том, что земельный налог уплачивается собственниками земли, а арендная плата — арендаторами.
Таким образом, плательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи — предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории РФ. Земельный налог на участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения.
Учет налогоплательщиков возложен на налоговые инспекции которые получают сведения в виде списков собственников, владельцев и пользователей от районных и городских комитетов по землеустройству. Эти списки составляются на основе данных Государственного земельного кадастра. Список плательщиков земельного налога состоит из ежегодного первичного и ежемесячных списков изменений.
Первичный список составляется, как правило, по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам по состоянию на 1 января текущего года и в месячный срок передается государственным налоговым инспекциям. В нем указываются:
• почтовый адрес или кадастровый номер земельного участка;
• номер оценочной зоны или зоны градостроительной ценности;
• категория земель и цель использования земельного участка;
• вид права на землю плательщика земельного налога;
• фамилии, имена и отчества физических лиц, названия и
регистрационные номера юридических лиц;
• налогооблагаемая площадь;
• ставка земельного налога без учета льгот.
Списки изменений плательщиков отражают любые изменения юридического статуса земли (купля-продажа, дарение, мена, наследование, внесение в уставные фонды и другие сделки с земельными участками) за соответствующий месяц.
Объекты обложения земельным налогом — земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим и физическим лицам в собственность, владение и пользование. Это земельные участки, предоставленные:
• сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским (фермерским)
хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным
кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам, совхозам,
другим государственным сельскохозяйственным предприятиям) и
другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного
производства и подсобного сельского хозяйства;
• гражданам для садоводства, огородничества, животноводства;
• отдельным категориям работников предприятий, учреждений и
организаций транспорта, лесной промышленности, лесного, водного,
рыбного и охотничьего хозяйств (земельные наделы);
• для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;
• для нужд промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, космического обеспечения и энергетики;
• из лесного фонда для заготовки древесины;
• из водного фонда для хозяйственной деятельности;
• из лесного и водного фондов для рекреационных целей.
Налоговая база по земельному налогу определяется как площадь земельного участка. В облагаемую налогом площадь включаются: земельные участки, занятые строениями и сооружениями, а также необходимые для их содержания, технические, санитарно-защитные и иные зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим или физическим лицам.
Не являются объектом налогообложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, земли под водой и т. д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим и физическим лицам.
Ставки земельного налога зависят от трех основных параметров земельного участка:
• категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, земли
населенных пунктов, земли лесного фонда и т. д.);
• местоположения земельного участка (транспортная доступность,
близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и
социальной инфраструктуры и др.);
• размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой
отвода земли).
Ставки земельного налога были первоначально установлены Законом РФ «О плате за землю», впоследствии они практически ежегодно корректировались в сторону увеличения в связи с инфляционными процессами. Эти ставки в известной степени носят характер ориентиров и играют роль средних величин для субъектов Федерации.
Власти субъектов Федерации, опираясь на установленные средние ставки и учитывая кадастровые оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Эти же органы устанавливают и минимальные ставки земельного налога за 1 га пашни.
Субъекты Федерации также имеют право вводить корректирующие коэффициенты для учета фактора местонахождения земельного участка.
Пример установленных федеральным законодательством средних ставок земельного налога (тыс. руб. с 1 га пашни) для ряда субъектов РФ:
Ставки налога за земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих поселков, расположенные вне населенных пунктов, и т. д.), как правило, выше средних ставок налога на земли сельскохозяйственного назначения, и устанавливаются в рублях не за 1 га, а за 1 м2 в зависимости от численности населения в том или ином населенном пункте и дифференциации по экономическим районам.
Так, если для населенного пункта с численностью населения от 250 до 500 тыс. чел. в Северном экономическом районе средние ставки земельного налога составляют 1,5 руб. за 1 м2, то в Центральном — уже 2,0, а в Уральском — 1,7. Органы местного самоуправления имеют право на основании этих средних ставок установить конкретные ставки земельного налога на территории населенных пунктов. Существуют также определяемые федеральным законодательством повышающие коэффициенты для ставок земельного налога в отдельных населенных пунктах.
Первая группа повышающих коэффициентов — это коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Так, по Краснодарскому краю для курортных зон с высокой рекреационной ценностью повышающий коэффициент — 8, а для курортных районов Приморского края — 3.
Вторая группа повышающих коэффициентов определяет повышение средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития его социально-культурного потенциала. Эти повышающие коэффициенты установлены для столиц субъектов Федерации с развитым социально-культурным потенциалом и также дифференцированы по численности населения и для города/пригорода: для города с населением свыше 3 млн чел. повышающие коэффициенты составляют 3, а для пригорода — 2,5.
Пример 60. Рассчитаем ставку земельного налога для предприятия, которое
находится в одном из городов Калининградской области (Северо-Западный
экономический район) с численностью населения до 250 тыс. с развитым
социально-культурным потенциалом, расположенном в курортной зоне.
Средняя ставка земельного налога для данного города рассчитывается
следующим образом.
Средняя ставка земельного налога для субъекта Федерации,
установленная Законом о плате за землю, для городов Северо-Западного
экономического района с численностью населения 100— 250 тыс. человек,
составляющая 1,7 руб. м2, умножается на повышающий коэффициент в
курортных зонах — 4 для курортов Калининградского взморья, а затем
корректируется на коэффициент увеличения средней ставки за счет статуса
города, развития его социально-культурного потенциала. Для городов с
численностью населения 100 — 250 тыс. коэффициент 2,2.
Таким образом, средняя ставка земельного налога для этого города
составит 1,7 • 4 • 2,2 = 14,96 руб. м2.
Далее необходимо провести индексацию ставок с учетом ежегодно
устанавливаемых повышающих коэффициентов. В 1995 г. — 2; в 1996 г. —
1,5; в 1997—1999 гг. — 2 (ежегодно). Таким образом, итоговая величина
ставки земельного налога составит 359,04 руб. за 1 м2 или 3590,4 тыс. руб. за
1 га.
Из рассчитанной таким образом средней ставки для города органы местного самоуправления определяют ставки для его районов в зависимости от градостроительной ценности. При этом учитывают следующие основные факторы:
• местоположение;
• доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности,
объектам социального и культурно-бытового обслуживания;
• уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства
территории;
• уровень развития сферы социального и культурно-бытового
обслуживания населения;
• эстетическую, историческую ценность застройки и ландшафтную
ценность территории;
• состояние окружающей среды.
Разница в ставках между территориальными зонами должна составлять не менее 5% от средней для города. Закон о плате за землю предполагает, что установленные таким образом ставки применяются к землям, которые находятся в пределах норм их отвода. За часть площади земельных участков, превышающих установленные нормы отвода, земельный налог взимается в двойном размере. Это положение введено для рационализации землепользования и повышения его эффективности.
В качестве примера укажем, что в Москве с целью обложения земельным налогом выделено 69 зон. Средневзвешенная цена за 1 га составляла в 1998 г. 40,500 тыс. руб., а в 2000 г. - 97,2 тыс. руб.
Статья 8 Закона о плате за землю устанавливает, что налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в этих городах (поселках), но не менее определенной величины за 1 м 2. В 1999 г. минимальная величина составляла 12 коп., а в 2000 — 14 коп. за 1 м2.
При этом налог за часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенной в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется по ставке в размере 15% базовой, а свыше двойной нормы — по полной ставке земельного налога для данного населенного пункта.
Налог на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи и т. д. устанавливаются в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных для пунктов с населением до 20 тыс.
Законодательство предусматривает установление трех типов льгот по уплате земельного налога: изъятий, налоговых каникул и снижения ставок налогового платежа (налоговые кредиты)40, исходя из объекта налогообложения и одного типа льгот для субъектов налогообложения.
Наиболее существенными из числа налоговых изъятий по земельному налогу можно считать выведение из-под налогообложения земель:
— под заповедниками, национальными и дендропарками;
— именуемых пограничными;
— общего использования населенных пунктов;
для обеспечения деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления;
предприятий и граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных коренных народностей;
— учреждений и органов уголовно-исправительной системы;
— вузов, научно-исследовательских и некоторых других учреждений.
Налоговые каникулы представляют собой освобождение от уплаты земельного налога на пять лет с момента получения земельного участка гражданами, впервые организующими крестьянские (фермерские) хозяйства. Освобождаются от уплаты земельного налога в течение первых 10 лет пользования предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд земли, требующие рекультивации.
Пониженная налоговая ставка земельного налога применяется по уплате земельного налога на земли в полосе отвода железных дорог. Ставка в данном случае составит 25% применяемой для сельскохозяйственных угодий.
Льготы предоставляются также некоторым категориям налогоплательщиков. Так, от уплаты земельного налога полностью освобождаются:
• участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на
которых законодательством распространены социальные гарантии и
льготы участников войны;
• инвалиды I и II групп;
• граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий;
• военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по
достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и граждане
некоторых других категорий.
Органы законодательной власти субъектов Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, зачисляемых в доход их бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право освобождать на определенный срок от уплаты земельного налога, предоставлять отсрочки платежа по нему, а также понижать ставки налога для отдельных категорий плательщиков. Эти льготы также могут предоставляться лишь в пределах сумм, зачисляемых в доход местных бюджетов.
Рассмотрим определение земельного налога с дачного участка.
Пример 61. В долевой собственности двух граждан находится дачный
участок площадью 0,2 га. Один из собственников земельного участка (инвалид
II группы) освобожден по закону от уплаты земельного налога. Доли
распределены между собственниками поровну. Ставка налога в 2000 г.
составила 14 коп/м2.
Сумма земельного налога, которая должна быть уплачена с данного
участка: 0,14 • 2000 • 0,5 = 140 руб., и налогоплательщиком является лишь
один из собственников земельного участка.
Несмотря на то, что земельный налог является местным налогом, распределение поступления земельного налога между бюджетами в Российской Федерации фактически регулируется ежегодно путем установления нормативов в Законе о федеральном бюджете. Так, на 2000 г. Законом предусматривалось зачисление в доход федерального бюджета 30% сумм земельного налога, в бюджеты субъектов Федерации 20% (кроме Москвы, для которой этот норматив составил 70%) и в местные бюджеты — 50% сумм земельного налога.
Средства, поступающие от земельного налога, имеют целевое назначение. Они расходуются в соответствии с утвержденными нормативами исключительно на:
финансирование мероприятий по землеустройству и ведению
земельного кадастра;
мониторинг охраны земель и повышение их плодородия, освоение
новых земель, компенсацию собственных затрат землепользователя и
погашение ссуд, выданных и использованных на указанные
мероприятия;
— инженерное и социальное обустройство территории.
Для юридических лиц — плательщиков земельного налога суммы уплаченного налога относятся на издержки производства и подлежат вычету при формировании прибыли (дохода) предприятия для целей налогообложения прибыли.
- Л.Н. Лыкова Налоги и налогообложение в России
- Предисловие
- Раздел I. Основные определения и понятия
- Глава 1. Понятие и сущность налога
- Глава 2. Виды налогов и их характеристика
- Глава 3. Основные элементы Закона о налоге
- 3.1. Понятие обязательных и факультативных элементов Закона о налоге
- 3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
- 3.3. Предмет и объект налогообложения
- 3.4. Налоговая база, источник налога и налоговый период
- 3.5. Налоговые ставки и методы налогообложения
- 3.6. Налоговые льготы
- 3.7. Способ уплаты налога
- Вопросы для повторения
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения в России
- Глава 4. Налоговая история до начала XX в.
- Глава 5. Налоговые механизмы в конце XIX — начале XX в.
- Глава 6. Использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х годов XX в.
- Структура налоговых поступлений в государственный бюджет в 1925-1926 гг., млн руб. (% к итогу)
- Глава 7. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
- Вопросы для повторения
- Раздел III. Современная налоговая система России
- Глава 8. Общая характеристика российской налоговой системы
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 9.1. Основные этапы расчета налога на прибыль предприятий и организаций
- 9.2. Специфика обложения налогом на прибыль малых предприятий
- 9.3. Порядок уплаты налога на прибыль филиалами предприятий
- 9.4. Зачет налога на прибыль, уплаченного за рубежом
- 9.5. Некоторые особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Акцизы
- 11.1. Акцизы на товары
- 11.2. Акцизы на отдельные виды минерального сырья
- Ставки акцизов на минеральное сырье:
- 11.3. Акцизы на импортируемые товары
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц
- 12.1. Этап первый — определение налогоплательщика
- 12.2. Этап второй — определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход
- 12.3. Этап третий — установленные законодательством вычеты
- 12.4. Этап четвертый — расчет налога по основной ставке
- 12.5. Обложение доходов не по основной налоговой ставке
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы
- 13.1. Таможенная пошлина
- 13.2. Таможенные сборы
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
- 14.1. Платежи за пользование недрами
- 14.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
- 14.3. Платежи за пользование лесным фондом
- 14.4. Водный налог
- 14.5. Экологические платежи (экологический налог)
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Прочие федеральные налоги
- 15.1. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
- 15.1.1. Налог на пользователей автодорог
- 15.1.2. Налог с владельцев транспортных средств
- 15.2. Единый социальный налог
- 15.3. Налог на наследование или дарение
- 15.4. Налог на игорный бизнес
- 15.5. Налог на операции с ценными бумагами
- 15.6. Государственная пошлина
- Вопросы для повторения
- Глава 16. Региональные и местные налоги в Российской Федерации
- 16.1. Налог на имущество предприятий
- 16.2. Налог с продаж
- 16.3. Земельный налог
- 16.4. Налог на рекламу
- 16.5. Налог на имущество физических лиц
- Вопросы для повторения
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения в разных сферах деятельности
- 17.1. Налоговое регулирование иностранных инвестиций в России
- 1998 Г. 1999 г. 2000 г.
- 17.2. Налогообложение малого предпринимательства в России
- 17.2.1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
- 17.2.2. Налог на вмененный доход
- 17.3. Некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России
- Вопросы для повторения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Раздел IV. Российская и канадская налоговые системы: некоторые общие черты и различия
- Глава 19. Общая характеристика налоговых систем двух стран
- Глава 20. Особенности исчисления отдельных налогов в Канаде
- 20.1. Индивидуальный подоходный налог
- 20.2. Налог на товары и услуги
- 20.3. Налог на прибыль корпораций
- 1987Г. 1992 г. 1994г.
- 20.4. Акцизы
- Глава 21. Некоторые налоги канадских провинций
- 21.1. Индивидуальные подоходные налоги
- 1972Г. 1990г. 1994г.
- 21.2. Налоги с продаж
- 21.3. Налоги на прибыль корпораций в провинциях
- 21.4. Некоторые другие налоги в провинциях
- Рекомендательный библиографический список
- Программа курса
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость …………………. 98
- Глава 11. Акцизы ………………………………………………… 115
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц ………………….. 130
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы ……… 155
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией
- Глава 15. Прочие федеральные налоги ………………………….. 188
- Глава 16. Региональные и местные налоги
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации ……….. 272