15.2. Единый социальный налог
С 2001 г. в Российской Федерации вводится единый социальный налог (взнос) взамен системы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В число отменяемых взносов входят страховые платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный и территориальные), Фонд занятости населения. Цель введения данного налога — мобилизация средств для реализации прав российских граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Введение единого социального налога вместо действующей системы страховых платежей в государственные внебюджетные фонды преследует цель сокращения суммарной налоговой нагрузки на предприятия, а также сокращение административных издержек исчисления и уплаты этой категории платежей. Снижение прямых административных издержек возможно вследствие передачи функций по сбору этого налога в систему Министерства по налогам и сборам. Это означает, что все расчеты по этому налогу будут проводиться через налоговые инспекции. Следствием будет увеличение численности работников этой системы при одновременном существенно более значительном сокращении занятых в этих фондах, в функции которых ранее входил контроль за уплатой страховых платежей. Сокращение косвенных издержек будет связано с сокращением объема документов и числа контролирующих и собирающих отчетные документы организаций для каждого налогоплательщика.
Введение в действие единого социального налога (взноса), порядок его исчисления и процедуры уплаты регулируются гл. 24 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщиками единого социального налога являются:
• все работодатели, производящие выплаты наемным работникам;
• индивидуальные предприниматели, родовые и семейные общины
народов Севера, крестьянские и фермерские хозяйства, адвокаты.
Не считаются налогоплательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с действующим законодательством на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов от этой деятельности.
Объектом налогообложения для работодателей считаются все выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работникам по всем основаниям. Эти доходы, в частности, включают:
• вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,
предметом которых является выполнение работ или оказание услуг;
• выплаты по авторским и лицензионным договорам;
• некоторые иные виды выплат.
Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями (индивидуальных предпринимателей, адвокатов и др.), объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с извлечением этих доходов.
В составе доходов, выплачиваемых работникам и формирующих налогооблагаемую базу, также учитываются:
• доходы, полученные ими в натуральной форме;
• дополнительная выгода от оплаты работодателем приобретаемых для
работника и членов его семьи товаров и услуг, в том числе и
коммунальных;
• материальная выгода в виде экономии на процентах при получении
работником от работодателя заемных средств на льготных условиях;
• материальная выгода, получаемая работником в виде сумм страховых
взносов по договорам добровольного страхования, когда страховые
взносы вносятся работодателем, и некоторые другие виды
материальной выгоды.
Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению единым социальным налогом:
• государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с
законодательством РФ, субъектов РФ, решениями органов местного
самоуправления, в том числе пособия по временной
нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице,
беременности и родам;
• все виды установленных законодательством РФ, субъектов РФ,
решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат
в пределах норм (возмещение вреда, причиненного увечьем, оплата
стоимости и выдача натурального довольствия, командировочные
расходы и другие виды компенсационных выплат);
• суммы единовременной материальной помощи, оказываемой
работодателями работникам в связи со стихийными бедствиями,
смертью члена семьи и некоторые другие виды помощи;
• суммы, уплаченные работодателями из средств, оставшихся в их
распоряжении после уплаты налога на доходы организации, за лечение и
медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или
детей;
• суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых
организациями по договорам добровольного страхования своих
работников, заключенным со страховщиками и негосударственными
пенсионными фондами;
• стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемой
работникам в соответствии с законодательством РФ бесплатно;
• некоторые другие виды выплат.
Законодательство предоставляет возможность не включать в базу обложения единым социальным налогом доходы, не превышающие 2 тыс. руб. по каждому из следующих оснований:
• суммы материальной помощи, оказываемой своим работникам и
работникам, уволившимся из организации в связи с выходом на пенсию
по возрасту или по инвалидности;
• суммы возмещения (оплаты) работодателями своим бывшим
работникам и членам их семей стоимости медикаментов, назначенных
им лечащим врачом.
Налогоплательщики обязаны вести учет налоговой базы по каждому работнику нарастающим итогом с начала года. При этом не учитываются доходы, которые работник данного предприятия получил от другого работодателя, например доходы от работы по совместительству. Если суммарная величина доходов, полученных работником из нескольких источников, превысит сумму, облагаемую по основной ставке, право на возврат переплаченных сумм не возникает.
От уплаты единого социального налога освобождаются следующие категории:
• организации любых организационно-правовых форм с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;
• следующие категории работодателей с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в налоговом периоде на каждого из работников:
общественные организации инвалидов, среди членов которых
инвалиды составляют не менее 80%;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из
вкладов общественных организаций инвалидов, в которых
среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а
доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не
менее 25%;
учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных и некоторых других целей, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;
некоторые другие.
Индивидуальные налогоплательщики (предприниматели) освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм, не превышающих 100 тыс. руб., если они являют инвалидами I, II и III групп.
Налоговый период по единому социальному налогу составляет один год.
Налоговый кодекс РФ устанавливает модель регрессивного налогообложения: по мере роста облагаемой базы ставка социального налога снижается. В современной российской налоговой системе это единственный в явном виде регрессивный (если не считать отдельных шкал государственной пошлины) налог.
Кодексом установлены отдельные ставки (шкалы) единого налога для:
• налогоплательщиков-работодателей, кроме работодателей-организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых и
семейных общин малочисленных народов Севера и крестьянских
(фермерских) хозяйств;
• работодателей-организаций, занятых в производстве
сельскохозяйственной продукции, родовых и семейных общин
малочисленных народов Севера и крестьянских (фермерских) хозяйств;
• налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей;
• адвокатов (до вступления в силу федерального закона,
устанавливающего порядок оплаты их труда — за счет средств
бюджета), если адвокатами оказываются бесплатные услуги физическим
лицам.
Для примера ставки единого социального налога, установленные Кодексом для первой из названных выше категорий налогоплательщиков, приведены в табл. 10:
Таблица 10
Ставки единого социального налога
Нало-говая база*
| Фонды
| ||||
пенсионный
| социаль-ного страхова-ния РФ
| обязательного медицинского страхования
| Итого
| ||
федеральный
| территориальные
| ||||
До 100000руб.
| 28%
| 4%
| 0,2%
| 3,4%
| 35,6%
|
От 100 001 руб. до 300 000 руб.
| 28000 руб.+ 15,8% с суммы свыше 100000руб.
| 4000 руб. + 2,2% с суммы свыше 100000руб.
| 200 руб. + +0,1% с суммы свыше 100000руб.
| 3400 руб. + + 1,9% с суммы свыше 100000руб.
| 35 600 руб.+ + 20% с суммы свыше 100000руб.
|
От 300 001 руб. до 600 000 руб.
| 59 600 руб.+ +7,9% с суммы свыше 300 000 руб.
| 8400 руб. + +1,1% с суммы свыше 300 000 руб.
| 400 руб.+ +0,1% с суммы свыше 300000руб.
| 7200 руб. + + 0,9% с суммы свыше 300 000 руб.
| 75 600 руб. + + 10% с суммы свыше 300 000 руб.
|
Окончание таб.10
Налоговая база*
| Фонды
|
| |||
пенсион- ный
| социаль-ного страхова-ния РФ
| обязательного медицинского страхования
|
Итого
| ||
федеральный
| территориальные
| ||||
Свыше 600 000 руб.
| 83 300 руб.+ + 2,0%** с суммы свыше 600 000 руб.
| 11 700 руб.
| 700 руб.
| 9900 руб.
| 105 600 руб.+ + 2,0% с суммы свыше 600 000 руб.
|
______________
* На каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.
** В соответствии с Законом о введении в действие второй части Налогового кодекса РФ до 1 января 2002 г. с суммы дохода работника, превышающей 600 тыс. руб., налог в Пенсионный фонд уплачивается по ставке 5%.
Для целей исчисления единого социального налога датой получения доходов и, соответственно, возникновения обязанности уплаты социального налога является день начисления доходов в пользу работника. Если же заработок выплачивается с использованием банковских счетов, то этой датой считается день списания денег со счета налогоплательщика (для перевода получателю).
Такой порядок исчисления и расчетов по единому социальному налогу в 2001 г. будет действовать с некоторыми оговорками. Налоговый кодекс РФ формулирует некоторые переходные положения для предприятий в этом году.
Так, приведенные выше ставки социального налога будут действовать для предприятий и организаций-налогоплательщиков при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу расчета платежей в государственные внебюджетные фонды, во втором полугодии 2000 г. превышал 25 тыс. руб. При этом в расчете средних фактических выплат в 2000 г. в организациях численностью свыше 30 чел. не учитываются выплаты 10%, а в организациях численностью менее 30 человек включительно — 30% работников, имеющих наиболее высокие доходы.
Налогоплательщики, не удовлетворяющие этому критерию, уплачивают социальный налог по ставкам, установленным шкалой для доходов менее 100 тыс. руб., т. е. еще в течение 2001 г. они не могут использовать регрессивные ставки.
Это положение было введено в Налоговый кодекс РФ, чтобы заинтересовать предпринимателей и работодателей хотя бы во втором полугодии 2000 г. показать реальные суммы расходов на заработную плату и сократить (или не использовать) схемы сокрытия доходов работников.
Основные элементы расчета единого социального налога:
• учет налогооблагаемой базы по каждому работнику в отдельности
нарастающим итогом с начала года;
• исчисление единого налога с суммы облагаемого дохода по
регрессивной ставке также нарастающим итогом;
• уплата в бюджет суммы налога, определяемой как разность между
начисленным с начала года налогом и суммой налога, уплаченной в
предшествующие месяцы года.
Пример 49. Рассмотрим на примере порядок расчетов единого
социального налога для работника фирмы «АВС». В табл.11 приведены
данные о месячном облагаемом доходе работника при том, что организация в
2000 г. выполнила все необходимые условия и может применять ставки
налога, приведенные выше.
Таблица II
Пример расчета суммы единого социального налога, руб.
Месяц
| А
| Б
| В
| Г
| Д
|
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
|
16 500 28 700 19 400 16 500 25 500 16 500 35 500 49 200 15 950 18 500 19 500 45 200
|
65 00 45 200 64 600 81100 106600 123100 158600 207800 223750 242250 261750 306950
|
58 74 16 091,2 22 997,6 28 871,6 36 920 40 220 47 320 57 160 60 350 64 050 67 950 76 295
|
5874 10217,2 6906,4 5874 8048,4 3300 7100 9840 3190 3700 3900 8345
|
35,60 35,60 35,60 35,60 34,63 32,67 29,84 27,51 26,97 26,44 25,96 24,86
|
Примечание. А — заработная плата и иные выплаты, формирующие
облагаемую базу; Б — то же нарастающим итогом с начала года; В —
исчисленная сумма налога нарастающим итогом с начала года; Г — сумма
налога, подлежащая уплате в текущем месяце (разность между начисленным
по нарастающему итогу налогом и суммой налога, выплаченной в
предшествующие месяцы); Д — отношение суммы налога, выплаченного в
данном месяце, к сумме, полученных доходов этого месяца, %.
Таким образом, как видно из данных, приведенных выше, отношение суммы выплачиваемого налога и заработной платы работника (включая все иные элементы, подлежащие включению в облагаемую базу) снижается по месяцам по мере роста суммы выплаченного дохода нарастающим итогом с начала года довольно существенно. Если в январе эти выплаты составляли более 35%, то в декабре уже меньше 25%. Такое снижение будет ощутимо лишь для тех категорий налогоплательщиков, для которых средние облагаемые этим налогом выплаты превышают 100 тыс. руб. в год на одного занятого, или 8300 руб. в месяц. Отметим, что средняя заработная плата в октябре 2000 г. составляла в промышленности 2391 руб., в отрасли «финансы, кредит, страхование» — 4714 руб. И только в газовой и нефтеперерабатывающей отраслях средняя заработная плата в этом месяце превысила 10 тыс. руб.
- Л.Н. Лыкова Налоги и налогообложение в России
- Предисловие
- Раздел I. Основные определения и понятия
- Глава 1. Понятие и сущность налога
- Глава 2. Виды налогов и их характеристика
- Глава 3. Основные элементы Закона о налоге
- 3.1. Понятие обязательных и факультативных элементов Закона о налоге
- 3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
- 3.3. Предмет и объект налогообложения
- 3.4. Налоговая база, источник налога и налоговый период
- 3.5. Налоговые ставки и методы налогообложения
- 3.6. Налоговые льготы
- 3.7. Способ уплаты налога
- Вопросы для повторения
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения в России
- Глава 4. Налоговая история до начала XX в.
- Глава 5. Налоговые механизмы в конце XIX — начале XX в.
- Глава 6. Использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х годов XX в.
- Структура налоговых поступлений в государственный бюджет в 1925-1926 гг., млн руб. (% к итогу)
- Глава 7. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
- Вопросы для повторения
- Раздел III. Современная налоговая система России
- Глава 8. Общая характеристика российской налоговой системы
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 9.1. Основные этапы расчета налога на прибыль предприятий и организаций
- 9.2. Специфика обложения налогом на прибыль малых предприятий
- 9.3. Порядок уплаты налога на прибыль филиалами предприятий
- 9.4. Зачет налога на прибыль, уплаченного за рубежом
- 9.5. Некоторые особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Акцизы
- 11.1. Акцизы на товары
- 11.2. Акцизы на отдельные виды минерального сырья
- Ставки акцизов на минеральное сырье:
- 11.3. Акцизы на импортируемые товары
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц
- 12.1. Этап первый — определение налогоплательщика
- 12.2. Этап второй — определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход
- 12.3. Этап третий — установленные законодательством вычеты
- 12.4. Этап четвертый — расчет налога по основной ставке
- 12.5. Обложение доходов не по основной налоговой ставке
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы
- 13.1. Таможенная пошлина
- 13.2. Таможенные сборы
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
- 14.1. Платежи за пользование недрами
- 14.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
- 14.3. Платежи за пользование лесным фондом
- 14.4. Водный налог
- 14.5. Экологические платежи (экологический налог)
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Прочие федеральные налоги
- 15.1. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
- 15.1.1. Налог на пользователей автодорог
- 15.1.2. Налог с владельцев транспортных средств
- 15.2. Единый социальный налог
- 15.3. Налог на наследование или дарение
- 15.4. Налог на игорный бизнес
- 15.5. Налог на операции с ценными бумагами
- 15.6. Государственная пошлина
- Вопросы для повторения
- Глава 16. Региональные и местные налоги в Российской Федерации
- 16.1. Налог на имущество предприятий
- 16.2. Налог с продаж
- 16.3. Земельный налог
- 16.4. Налог на рекламу
- 16.5. Налог на имущество физических лиц
- Вопросы для повторения
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения в разных сферах деятельности
- 17.1. Налоговое регулирование иностранных инвестиций в России
- 1998 Г. 1999 г. 2000 г.
- 17.2. Налогообложение малого предпринимательства в России
- 17.2.1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
- 17.2.2. Налог на вмененный доход
- 17.3. Некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России
- Вопросы для повторения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Раздел IV. Российская и канадская налоговые системы: некоторые общие черты и различия
- Глава 19. Общая характеристика налоговых систем двух стран
- Глава 20. Особенности исчисления отдельных налогов в Канаде
- 20.1. Индивидуальный подоходный налог
- 20.2. Налог на товары и услуги
- 20.3. Налог на прибыль корпораций
- 1987Г. 1992 г. 1994г.
- 20.4. Акцизы
- Глава 21. Некоторые налоги канадских провинций
- 21.1. Индивидуальные подоходные налоги
- 1972Г. 1990г. 1994г.
- 21.2. Налоги с продаж
- 21.3. Налоги на прибыль корпораций в провинциях
- 21.4. Некоторые другие налоги в провинциях
- Рекомендательный библиографический список
- Программа курса
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость …………………. 98
- Глава 11. Акцизы ………………………………………………… 115
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц ………………….. 130
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы ……… 155
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией
- Глава 15. Прочие федеральные налоги ………………………….. 188
- Глава 16. Региональные и местные налоги
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации ……….. 272