Глава 1. Понятие и сущность налога
Налоги — один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII—VI вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов.
Что же такое налоги, какими качествами должны обладать те или иные платежи, чтобы их можно было назвать налогами?
Налоги —это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи,
взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами
законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты,
предназначенные для финансового обеспечения деятельности
государства и органов местного самоуправления.
Таким образом, значимыми характеристиками налогового платежа являются следующие.
1. Законодательная основа: налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.
2. Обязательность: законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти — в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий приведенным выше трем условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.
Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является.
Выделение четырех основных характеристик налогового платежа позволяет определить отличие налога от сбора и пошлины. В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (целевые налоги), однако в этом случае, во-первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во-вторых, не возникает элемента возмездности. Так, целевым налогом является сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но это не цель налогоплательщика. В случае же сбора (например, таможенного), налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условие ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора.
Исторически пошлины и сборы возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляли плату за оказание определенного круга услуг. Пошлинный принцип в данном случае представлял собой принцип компенсации фактически осуществленных расходов — покрытие издержек и бесприбыльность. Однако на практике в современных условиях это положение не всегда соблюдается. Довольно часто плата за услуги оказывается выше их себестоимости. Это зачастую касается как государственной, так и таможенной пошлины (которая фактически только сохранила этот термин в названии, не являясь пошлиной по существу). Кроме того, зачастую сама пошлина или сбор вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. В российском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая).
Сбор — обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата
которого — одно из условий совершения государственными органами или
органами местного самоуправления и их должностными лицами
юридически значимых действий в отношении плательщика.
В соответствии с данным определением государственная пошлина, действующая в настоящее время в Российской Федерации, представляет собой сбор, а сбор на содержание милиции и благоустройство территорий сбором не является (это налог). Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ не выделяет как самостоятельное.
Факт наличия в названии налога или иного обязательного платежа слов «налог», «сбор», «пошлина» еще не определяет существо данного платежа.
В мировой экономической практике также не всегда четко подразделяются три указанные категории. Так, в Швейцарии плата (по существу, пошлина) за освобождение от воинской повинности названа налогом.
Пожалуй, наиболее четко сбор и пошлина разграничены во французском праве: пошлина взыскивается государством без установления определенного соотношения со стоимостью оказанных услуг, а при установлении сбора фиксируется пропорция между его размером и стоимостью предоставляемых налогоплательщику услуг.
Вернемся к вопросу о парафискалитетах.
Парафискалитет — обязательный сбор, устанавливаемый в пользу
юридических лиц публичного или частного права, которые не являются
органами государственной власти или публичной администрации.
Парафискалитеты роднит с налогами как законодательный режим их установления (хотя и не всегда), так и обязательность уплаты и индивидуальная безвозмездность. Однако парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений. Примером широкого распространения парафискалитетов является Франция, где подобным образом финансируются расходы торгово-промышленных палат, экономических бюро, Центральная касса сельскохозяйственной взаимопомощи, многочисленные фонды социально-экономической ориентации, Национальное бюро навигации и многие другие организации.
Российское законодательство не выделяет парафискалитеты в относительно самостоятельную отрасль налогового права.
В экономической литературе сложилось два подхода к определению налогов — широкий и узкий. В рамках широкой трактовки налогов в данное понятие включаются не только собственно налоги в рамках приведенного выше определения, но и сборы, пошлины, парафискалитеты, а также взносы на социальное страхование. В рамках более узкого подхода проводится различие между собственно налогами, сборами (и пошлинами) и парафискалитетами.
Российское налоговое законодательство проводит различие между налогами и сборами, одновременно рассматривая эти две категории как очень близкие по таким параметрам, как установление, уплата, контроль за соблюдением законодательства, способы администрирования и др.
Что же такое налог с учетом экономического содержания возникающих при этом отношений?
Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.
Проблемы построения налоговой системы и принципы налогообложения занимали умы экономистов, философов на протяжении существования государства. Это отражено в работах Ф. Аквинского (1225 или 1226-1274), Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790) и многих других. Именно А. Смиту человечество обязано первой наиболее четкой постановкой вопроса о принципах налогообложения и его справедливости1. Им были выделены следующие основные принципы налогообложения, которые не устарели вплоть
до нашего времени:
• справедливости налогообложения, декларирующий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно доходам;
• определенности, требующий, чтобы сумма налога, способ и время платежа были известны налогоплательщику точно и заранее;
• удобности, согласно которому налог должен взиматься таким образом, который бы доставлял наибольшие удобства налогоплательщику, и тогда, когда это его устраивает;
• экономии, предполагающий минимизацию издержек взимания налога.
В экономической литературе можно встретить достаточно много версий и вариантов принципов построения налоговой системы, которые в известной степени дополняют, расширяют, осовременивают и в значительной степени дублируют приведенный список.
Важным аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налогов следуют из их экономического содержания.
Фискальная функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным.
Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.
Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.
Контрольная (иногда выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.
- Л.Н. Лыкова Налоги и налогообложение в России
- Предисловие
- Раздел I. Основные определения и понятия
- Глава 1. Понятие и сущность налога
- Глава 2. Виды налогов и их характеристика
- Глава 3. Основные элементы Закона о налоге
- 3.1. Понятие обязательных и факультативных элементов Закона о налоге
- 3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
- 3.3. Предмет и объект налогообложения
- 3.4. Налоговая база, источник налога и налоговый период
- 3.5. Налоговые ставки и методы налогообложения
- 3.6. Налоговые льготы
- 3.7. Способ уплаты налога
- Вопросы для повторения
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения в России
- Глава 4. Налоговая история до начала XX в.
- Глава 5. Налоговые механизмы в конце XIX — начале XX в.
- Глава 6. Использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х годов XX в.
- Структура налоговых поступлений в государственный бюджет в 1925-1926 гг., млн руб. (% к итогу)
- Глава 7. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
- Вопросы для повторения
- Раздел III. Современная налоговая система России
- Глава 8. Общая характеристика российской налоговой системы
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 9.1. Основные этапы расчета налога на прибыль предприятий и организаций
- 9.2. Специфика обложения налогом на прибыль малых предприятий
- 9.3. Порядок уплаты налога на прибыль филиалами предприятий
- 9.4. Зачет налога на прибыль, уплаченного за рубежом
- 9.5. Некоторые особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Акцизы
- 11.1. Акцизы на товары
- 11.2. Акцизы на отдельные виды минерального сырья
- Ставки акцизов на минеральное сырье:
- 11.3. Акцизы на импортируемые товары
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц
- 12.1. Этап первый — определение налогоплательщика
- 12.2. Этап второй — определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход
- 12.3. Этап третий — установленные законодательством вычеты
- 12.4. Этап четвертый — расчет налога по основной ставке
- 12.5. Обложение доходов не по основной налоговой ставке
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы
- 13.1. Таможенная пошлина
- 13.2. Таможенные сборы
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
- 14.1. Платежи за пользование недрами
- 14.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
- 14.3. Платежи за пользование лесным фондом
- 14.4. Водный налог
- 14.5. Экологические платежи (экологический налог)
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Прочие федеральные налоги
- 15.1. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
- 15.1.1. Налог на пользователей автодорог
- 15.1.2. Налог с владельцев транспортных средств
- 15.2. Единый социальный налог
- 15.3. Налог на наследование или дарение
- 15.4. Налог на игорный бизнес
- 15.5. Налог на операции с ценными бумагами
- 15.6. Государственная пошлина
- Вопросы для повторения
- Глава 16. Региональные и местные налоги в Российской Федерации
- 16.1. Налог на имущество предприятий
- 16.2. Налог с продаж
- 16.3. Земельный налог
- 16.4. Налог на рекламу
- 16.5. Налог на имущество физических лиц
- Вопросы для повторения
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения в разных сферах деятельности
- 17.1. Налоговое регулирование иностранных инвестиций в России
- 1998 Г. 1999 г. 2000 г.
- 17.2. Налогообложение малого предпринимательства в России
- 17.2.1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
- 17.2.2. Налог на вмененный доход
- 17.3. Некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России
- Вопросы для повторения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Раздел IV. Российская и канадская налоговые системы: некоторые общие черты и различия
- Глава 19. Общая характеристика налоговых систем двух стран
- Глава 20. Особенности исчисления отдельных налогов в Канаде
- 20.1. Индивидуальный подоходный налог
- 20.2. Налог на товары и услуги
- 20.3. Налог на прибыль корпораций
- 1987Г. 1992 г. 1994г.
- 20.4. Акцизы
- Глава 21. Некоторые налоги канадских провинций
- 21.1. Индивидуальные подоходные налоги
- 1972Г. 1990г. 1994г.
- 21.2. Налоги с продаж
- 21.3. Налоги на прибыль корпораций в провинциях
- 21.4. Некоторые другие налоги в провинциях
- Рекомендательный библиографический список
- Программа курса
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость …………………. 98
- Глава 11. Акцизы ………………………………………………… 115
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц ………………….. 130
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы ……… 155
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией
- Глава 15. Прочие федеральные налоги ………………………….. 188
- Глава 16. Региональные и местные налоги
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации ……….. 272