logo
Налоги и налогооблажение - Лыкова

Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов

Система действующих в Российской Федерации налогов и платежей, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, несколько отличается от предусматриваемой Налоговым кодексом РФ (табл. 8). Введение второй части Кодекса в полном объеме приведет к упорядочению действующей в настоящее время системы платежей, сегодня регулируемых очень большим числом нормативных актов различной юридической силы.

Роль всех приведенных ниже платежей за пользование природными ресурсами в доходах бюджетной системы России относительно невелика. В 1999 г. на их долю приходилось 5,7% всей суммы доходов консолидированного бюджета, а по итогам первого полугодия 2000 г. – 6,2%. Строго говоря, к платежам, связанным с эксплуатацией природных ресурсов, необходимо также Таблица 8

Налоги и платежи,

связанные с природными ресурсами

Налоги и платежи,

действовавшие в 2000 г.

Согласно Налоговому кодексу РФ

(после введения второй части)

Платежи за пользование недрами

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Плата за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

Платежи за пользование лесным фондом

Платежи за пользование водными объектами

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

Земельный налог

Платежи за пользование континентальным шельфом

Прочие платежи за пользование природными ресурсами

Налог на пользование недрами

Налог на воспроизводство минерально-

сырьевой базы

Сбор за право пользования объектами

животного мира и водными

биологическими ресурсами

Лесной налог

Водный налог

Экологический налог

Земельный налог31

относить и акцизы на нефть и природный газ, которые были рассмотрены нами ранее, а также планируемый к введению налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Этот налог указан в ст. 13 первой части Налогового кодекса РФ, однако соответствующая глава второй части Кодекса, которая должна регламентировать порядок исчисления и уплаты данного налога, пока не принята, поэтому данный налог пока не действует.

Ниже приведены объем и структура платежей за природные ресурсы в консолидированном бюджете РФ в 1999 г. и первом полугодии 2000 г., млрд руб./ % к итогу:

Как видно из приведенных данных, по объемам поступлений в бюджетную систему наиболее значительными из платежей за пользование природными ресурсами являются платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и земельный налог. На долю этих трех категорий платежей приходилось в 1999 г. более 94% всех ресурсных платежей.

В ряде стран с рыночной экономикой, для которых доходы; связанные с эксплуатацией природных ресурсов, играют значительную роль в доходах бюджетной системы, для обозначения части этих доходов обычно используется термин «роялти», в широком смысле означающий компенсацию, выплачиваемую владельцу прав на использование собственности: патента, материалов, защищенных авторским правом, или природных ресурсов. Использование термина «роялти» в отношении части доходов, извлекаемых государством от эксплуатации природных ресурсов, связано с наличием в этих странах юридически земель двух типов и, соответственно, с двумя типами юридического статуса природных ресурсов.

Полезные ископаемые могут разрабатываться на землях, находящихся в собственности государства, — федерации или ее субъектов (штатов, провинций). В отношении компаний, которые разрабатывают полезные ископаемые на этих землях, применяется режим не налогообложения, а изъятия или получения роялти, компенсации собственнику (государству) его прав на использование ресурсов.

Второй категорией земель (с точки зрения их юридического статуса) являются земли, находящиеся в частном (или свободном) владении. В этом случае государством используются специальные налоги на добывающие компании, которые позволяют извлекать экономическую ренту.

Эти две системы, которые в общем случае могут быть названы системами налогообложения (хотя юридически первая из них таковой не является), достаточно близки по своим характеристикам и формируют примерно равный уровень налогообложения компаний, которые занимаются разработкой полезных ископаемых на государственных и частных землях. Более того, достаточно часто режимы установления конкретных ставок налогов и роялти практически совпадают.

Земля может находиться в государственной собственности, но разработку полезных ископаемых обычно ведут частные компании (частный капитал), приобретая права на разработку и эксплуатацию соответствующих минерально-сырьевых ресурсов у их собственника — государства. Существенным условием приобретения этих прав является резервирование части добытых ресурсов в качестве роялти для собственника природных ресурсов — государства.

Эта часть (роялти) может непосредственно поставляться собственнику ресурсов в виде части добытой нефти, например, или продаваться (реализоваться) производителем в интересах собственника. В этом случае производитель выступает агентом правительства по реализации принадлежащей правительству части добытых полезных ископаемых. Фактически же речь идет о перечислении правительству определенной суммы средств, вырученной от продажи части произведенного объема ресурса, в виде сумм роялти.

Российская налоговая система данным термином не пользуется. Тем не менее отдельные аналогии с ним и описываемыми им явлениями прослеживаются в рамках действующей схемы платежей за природные ресурсы.

Рассмотрим некоторые виды платежей за природные ресурсы более подробно.