logo
Налоги и налогооблажение - Лыкова

14.4. Водный налог

Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включает водный налог и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог относится в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ к федеральным. До вступления в действие соответствующей главы второй части Налогового кодекса РФ, регулирующей правоотношения в области водного налога, процедуры его исчисления и уплаты основываются на Законе РФ «О плате за пользование водными объектами» и ряде подзаконных нормативных актов.

Объектом обложения водным налогом (объектом платы за пользование водными объектами) является пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем РФ с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

производственном, технологическом процессе и для собственных

хозяйственно-питьевых и бытовых нужд;

— удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

полезных ископаемых, организации рекреации, размещения

плавательных средств, коммуникаций и других целей и работ;

и иной деятельности, хозяйственно-бытовых стоков и др.

Не признается объектом обложения водным налогом использование водных объектов в целях:

— водозабора для ликвидации стихийных бедствий;

крестьянскими хозяйствами для орошения земель

сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения

животноводческих комплексов и некоторых других целей. Данное

положение действует до 01.01.03;

ресурсов;

— государственного мониторинга водных объектов;

— дноуглубительных и других работ;

— некоторых других.

Плательщиками водного налога являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств. Все эти виды пользования подлежат лицензированию в установленном законодательством порядке.

Плательщиками водного налога могут быть и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для добычи полезных ископаемых, в том числе торфа, сапропеля и др.; для осуществления строительных, буровых, ремонтных и изыскательских работ в водном объекте (кроме водоохранных), а также в ряде других случаев.

Налогооблагаемая база определяется законодательством в зависимости от вида пользования:

— объемом воды, забранной из водного объекта;

водным объектом без забора воды (применяется для

гидроэлектростанций, где базой обложения служит количество

выработанной электроэнергии; для плательщиков, осуществляющих сплав леса, базой обложения будет объем сплавляемой древесины);

площадью акватории используемых водных объектов;

объемом сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Специальным правительственным постановлением установлены ставки платы за пользование водными объектами как минимальные и максимальные по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, так и в зависимости от характера использования, типа водного объекта и разновидности платежа за использование:

сточных вод);

за используемую акваторию, за сброс сточных вод);

лесосплава без применения судовой тяги (отдельно за выработку

электроэнергии и отдельно за сплав древесины);

— акватории поверхностных водных объектов.

Так, например, в Северо-Западном экономическом районе для бассейна Волги установлены минимальная ставка за 1 тыс. куб. м забора воды 64 руб. и максимальная — 89 руб. В Центральном районе для бассейна Волги эти ставки составляют соответственно 61 и 88 руб. Аналогично разнятся и ставки за сброс сточных вод в пределах установленного лимита. Для Северо-Западного района и бассейна Волги минимальные ставки 8,9 руб., а максимальные — 10,8 руб. за 1 тыс. куб. м сброса. В Центральном районе в бассейне той же реки ставки составляют 8,9 и 16,6 руб. за 1 тыс. куб. м сброса соответственно. Наиболее высокие ставки установлены для бассейна Байкала (93 — 176 руб. за 1 тыс. куб. м), а самые низкие — для бассейна Лены на территории Дальневосточного экономического района (30 — 74 руб. за 1 тыс. куб. м).

Конкретные ставки платы за пользование водными объектами определяются органами государственной власти субъектов РФ. Одновременно установлено, что ставки платы за пользование водными объектами для водоснабжения населения не должны превышать 30 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

Указанные ставки применяются к объему забора воды в пределах установленных лимитов. Если организация превышает лимиты водозабора или сброса сточных вод, то применяемые ставки увеличиваются в пять раз.

Пример 44. Предположим, предприятие теплоэнергетики в отчетном

периоде забрало 12 тыс. куб. м воды для технологических нужд, 8 тыс. куб. м

для нетехнологических нужд и сбросило сточных вод 7 тыс. куб. м. Допустим,

что размеры ставок платы для данного предприятия в регионе:

— по забору воды для технологических нужд — 15 руб. за 1 тыс. куб. м;

— по забору воды для нетехнологических нужд — 30 руб. за 1 тыс. куб. м;

— за сброс сточных вод — 3,9 руб. за 1 тыс. куб. м.

Определим сумму платы за пользование водными объектами:

12 тыс. • 15 + 8 тыс. • 30+7 тыс. • 3,9 = 180 + 240 + 27,3 = 447,3 руб.

Пример 45. Предположим, что ГЭС на Дону выработала 6 млн кВт • ч

электроэнергии. Ставка платежей за пользование водными объектами для

предприятий, эксплуатирующих гидроэлектростанции в этом регионе,

составляет 4,5 руб. за 1 тыс. кВт • ч выработанной электроэнергии.

Определим плату за пользование водными объектами:

6 тыс. • 4,5 = 27 тыс. руб.

40% полученных сумм водного налога зачисляется в доход федерального бюджета, 60% — поступает в бюджеты субъектов РФ.