logo
Налоги и налогооблажение - Лыкова

Глава 12. Налог на доходы физических лиц

В отличие от большинства остальных налогов этот налог в российской системе имеет большую историю. Активные дискуссии по поводу необходимости введения в России подоходного налога начались еще в конце XIX в., но до 1916г. вопрос о налогообложении доходов граждан решен не был. Наиболее убедительным аргументом против введения этого налога был тот, что доходы населения слишком низки и население не будет его платить. Масштаб уклонений от уплаты сделает подоходный налог с физических лиц неприменимым для России. Тем не менее в 1916 г. был введен первый Закон о подоходном налоге с физических лиц формально. Первым годом, когда должны были производиться платежи этого налога, должен был стать 1917-й по итогам 1916-го, но события в феврале 1917 г. фактически отменили этот налог. Тем не менее с 1918г. подоходный налог стал вводиться, и до настоящего времени в той или иной форме он существовал в России.

Введенный с 1992 г. подоходный налог включал новые элементы в связи с изменившейся экономической ситуацией.

Закон о подоходном налоге с физических лиц был принят наряду с большей частью остальных законов, регулирующих вопросы налогообложения, в конце 1991 г. Как и в большинство остальных законодательных актов, регулирующих процессы налогообложения в стране, в этот Закон постоянно вносились изменения и дополнения, касавшиеся как перечня доходов, не подлежащих налогообложению, так и порядка их исчисления. Практически ежегодно корректировалась шкала подоходного налога. В качестве иллюстрации частоты и масштабов изменений, вносимых в законодательство о подоходном налоге, в табл. 6 приведены шкалы подоходного налога с физических лиц, действовавшие в 1997—2000 гг.

Сегодня подоходный налог с физических лиц — один из основных налогов, формирующих российскую налоговую систему: по итогам 1999 г. доля подоходного налога в доходах консолидированного бюджета составила 9,8%, более значительными источниками поступлений были только НДС и налог на прибыль предприятий и организаций. Хотя этот налог федеральный, основная часть его зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ. По итогам 1999 г. в федеральный бюджет поступило 17% сумм этого налога, а в консолидированные бюджеты субъектов РФ соответственно 83%, Норматив и порядок распределения подоходного налога с физических лиц между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ устанавливается в Законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Так, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2000 год» установлен следующий порядок распределения поступлений от подоходного налога с физических лиц: в федеральный бюджет поступает 16% сумм подоходного налога, а 84% направляются в бюджеты субъектов РФ, которые, в свою очередь, могут

Таблица 6

Ставки подоходного налога с физических лиц, действовавшие в Российской федерации в 1997—2000 гг.

Размер облагаемого дохода

Ставка и сумма налога

До 1 января 1998 г. (в нарицательной стоимости рубля 1997 г.)

До 12 млн руб.

Свыше 12 до 24 млн руб.

Свыше 24 до 36 млн руб.

Свыше 36 до 48 млн руб.

Свыше 48 млн руб.

12%

1440 тыс. руб. + 20% с суммы, превышающей 12 тыс. руб.

3840 тыс. руб. + 25% с суммы, превышающей 24 тыс. руб.

6840 тыс. руб. + 30% с суммы, превышающей 36 тыс. руб.

10440 тыс. руб. + 35% с суммы, превышающей 48 тыс. руб.

С 1 января 1998 г. (в нарицательной стоимости рубля 1998 г.)

До 20 тыс. руб.

Свыше 20 до 40 тыс. руб.

Свыше 40 до 60 тыс. руб.

Свыше 60 до 80 тыс. руб.

Свыше 80 до 100 тыс. руб.

Свыше 100 тыс. руб.

12%

2400 руб. + 15% с суммы, превышающей 20 тыс. руб.

5400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 тыс. руб.

9400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 тыс. руб.

14400руб. +30% с суммы, превышающей 80 тыс. руб.

20 400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 тыс. руб.

С 1 января 1999 г.

В феде-

ральный

бюджет

В бюджеты субъектов Федерации

До 30 тыс. руб.

Свыше 30 до 60 тыс. руб.

3%

3%

9%

2700руб. + 12% с суммы, превышающей 30 тыс. руб.

Окончание табл. 6

Размер облагаемого дохода

Ставка и сумма налога

Свыше 60 до 90 тыс. руб.

Свыше 90 до 150 тыс. руб.

Свыше 150 до 300 тыс. руб.

Свыше 300 тыс. руб.

3 3%

3 3%

3

3 3%

3 3%

6300 руб. + 17% с суммы, превышающей 60 тыс. руб.

11 400 руб. + 22% с суммы, превышающей 90 тыс. руб.

24 600 руб. + 32% с суммы, превышающей 150 тыс. руб.

72 600 руб. + 42% с суммы, превышающей 300 тыс. руб.

С 1 января 2000 г.

До 50 тыс. руб.

Свыше 50 до 150 тыс. руб.

Свыше 150 тыс. руб.

12%

6 тыс. руб. + 20% с суммы, превышающей 50 тыс. руб.

26 тыс. руб. + 30% с суммы, превышающей 150 тыс. руб.

устанавливать нормативы распределения этого налога между региональным (областным, краевым, республиканским) и местными бюджетами.

Принятие второй части Налогового кодекса РФ и введение ее в действие с 01.01.01 ознаменовало новый этап в развитии подоходного налогообложения в России. Если до 2000 г. включительно в России действовала прогрессивная шкала обложения подоходным налогом, то с 2001 г. осуществляется переход на пропорциональное обложение доходов населения.

Вторым существенным изменением, внесенным Налоговым кодексом РФ в порядок подоходного обложения, является дифференциация налоговых ставок по типам полученных доходов, а не по объему полученных доходов, действовавшая ранее.

В новой редакции этот налог называется налогом на доходы физических лиц, а не подоходным налогом с физических лиц.

Для удобства представления и описания всей модели подоходного налогообложения можно с определенной долей условности выделить два относительно независимых блока налогообложения доходов физических лиц:

первый включает все элементы, связанные с налогообложением 1 доходов по основной налоговой ставке 13%;

второй — элементы, которые связаны с налогообложением доходов по иным ставкам (30 и 35%).

Разница между этими двумя блоками заключается не только в той налоговой ставке, которая применяется к тем или иным доходам, но и в возможности использовать предоставленные законом вычеты. Такая возможность существует только в рамках первого блока, при исчислении налога с доходов, которые облагаются по ставке 13%. При исчислении налога с доходов, которые облагаются по иным налоговым ставкам, вычеты не применяются.

Начнем с рассмотрения первого блока вопросов. Здесь для удобства изложения могут быть выделены следующие этапы в процессе определения суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате в бюджет.

Этап первый: определение статуса налогоплательщика, является ли он резидентом или нерезидентом.

Этап второй: определение видов доходов физического лица, включаемых в его годовой облагаемый доход. На этом этапе необходимо рассмотреть все виды доходов, которые были получены в течение налогового периода, и выделить из них те, которые должны быть включены в годовой облагаемый доход.

Этап третий: из суммы полученных доходов, которые подлежат включению в годовой облагаемый доход, делаются установленные законодательством вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные).

Этап четвертый: к полученному результату — годовому облагаемому доходу применяется действующая основная ставка налогообложения.

Рассмотрим некоторые основные положения налога на доходы физических лиц в соответствии с выделенными нами этапами согласно гл. 23 Налогового кодекса РФ.