15.6. Государственная пошлина
Государственная пошлина — платеж, взимаемый за совершение
юридически значимых действий либо за выдачу документов
уполномоченными на то органами или должностными лицами.
В современной налоговой системе России государственная пошлина, пожалуй, наиболее «древний» элемент. До налоговой реформы 30-х годов существовали разные пошлины (судебная, за выдачу загранпаспортов и др.). В ходе реформы все они были объединены в единую государственную пошлину, которая в 1942 г. была заменена просто государственной.
Современная государственная пошлина регулируется Законом РФ от 09.12.91 «О государственной пошлине» с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам.
Между уровнями бюджетной системы государственная пошлина распределяется в зависимости от того, за что именно (за какие действия или документы) взимается конкретный платеж. Так, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными и Конституционным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
Плательщиками государственной пошлины являются физические лица (и лица без гражданства) и юридические лица, независимо от форм собственности, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.
Государственная пошлина взимается:
• с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции,
арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
• за совершение нотариальных действий нотариусами государственных
нотариальных контор или уполномоченными на то должностными
лицами органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления и консульских учреждений РФ;
• за государственную регистрацию актов гражданского состояния и
другие юридически значимые действия, совершаемые органами загса;
• за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и
органами;
• за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением
гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, въездом в Российскую
Федерацию и выездом из нее, а также за совершение некоторых иных
юридически значимых действий.
По способам взимания можно выделить простую, пропорциональную и смешанную госпошлины.
Простая государственная пошлина исчисляется по ставкам в виде фиксированной суммы, как правило устанавливаемой кратной ММОТ36. Так, например, государственная пошлина за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами составляет 1ММОТ, если доверенность выдается детям, супругу, родителям, родным братьям и сестрам. Если же доверенность выдается другим лицам, то размер государственной пошлины составит уже 2ММОТ.
Таким образом, для правильного исчисления государственной пошлины может оказаться принципиально важным установление даты определения ММОТ. Так, при оформлении документов о праве на наследство ММОТ определяется, как и при исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, на дату открытия наследства (дату смерти), а не на дату выдачи свидетельства.
Еще одним примером простой пошлины может быть госпошлина, взимаемая за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти и консульских учреждений. По этим позициям размер государственной пошлины составляет 50% ММОТ.
В качестве примера пропорциональной пошлины можно привести госпошлину, взимаемую с исковых заявлений имущественного характера по регрессивной шкале:
Цена иска, млн руб.
| Ставка госпошлины
|
До1
Свыше 1 до 10
Свыше 10 до 50
Свыше 50 до 100
Свыше 100 до 500
Свыше 500
|
5%
50 тыс. руб. + 4% от суммы свыше 10 млн руб.
410 тыс. руб. + 3% от суммы свыше 10 млн руб.
1610 тыс. руб.+ 2% от суммы свыше 50 млн руб.
2610 тыс. руб. + 1% от суммы свыше 100 млн руб.
1,5%
|
Под ценой иска обычно понимается стоимость имущества или размер суммы денежных средств, которые стремится взыскать истец. Если речь идет о взыскании алиментов, то под ценой иска понимается совокупность платежей за один год.
В качестве примера установления смешанной госпошлины можно привести пошлину за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества). Если это отчуждение проводится в пользу детей, супруга, родителей, родных братьев и сестер, то госпошлина взимается в размере 0,5% суммы договора, но не менее 50% ММОТ. Если проводится отчуждение другим лицам, то ставка пошлины составляет уже 1,5% суммы договора, но не менее 1ММОТ.
Налоговые льготы, как правило, устанавливаются в виде полного или частичного освобождения от уплаты государственной пошлины отдельных категорий лиц. При этом перечень льготных категорий может существенно зависеть от каждого из пяти видов юридически значимых действий или выдачи документов, обусловливающих необходимость уплаты государственной пошлины.
Приведем (далеко не полный, поскольку полный содержит 34 позиции) перечень некоторых категорий лиц, освобождаемых от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Это:
• Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные
кавалеры ордена Славы;
• участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
• лица, имеющие право на льготы в соответствии с Законом РФ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
• граждане, пострадавшие от иных радиационных воздействий;
• истцы:
— по искам о взыскании заработной платы;
— по спорам об авторстве;
по искам о возмещении материального ущерба, причиненного
преступлением;
• общественные организации инвалидов, их учреждения и объединения
по всем искам;
• прокурор — по искам, подаваемым в интересах юридических лиц и
граждан;
• потребители — по искам, связанным с нарушением их прав;
• ликвидационные комиссии — по искам о взыскании просроченных
задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей и др.
От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:
• указанные выше первые четыре группы лиц;
• граждане за удостоверение завещаний и договоров дарения в пользу
государства;
• инвалиды I и II групп — на 50% по всем видам нотариальных действий,
за исключением удостоверения сделок, предметом которых является
отчуждение недвижимого имущества и автотранспортных средств;
• граждане — за выдачу свидетельств о праве на наследство жилого дома,
квартиры, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день
смерти и продолжают проживать в этом доме после его смерти;
• другие категории юридических и физических лиц по отдельным видам
нотариальных действий.
Оценка налогооблагаемых баз по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и по государственной пошлине за выдачу свидетельств о праве на наследство могут не совпадать. Так, при определении размера пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство не принимаются в расчет и не включаются в стоимость переходящего по наследству имущества:
• жилые дома, квартиры, если наследники проживали совместно с
наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать
в этом доме или квартире после его смерти;
• имущество лиц, погибших в связи с выполнением государственных или
общественных обязанностей;
• вклады в банках;
• страховые суммы по договорам личного и имущественного
страхования;
• суммы оплаты труда, авторских прав и суммы авторского
вознаграждения, предусмотренные законодательством об
интеллектуальной собственности.
Таким образом, вклады в банках включаются в стоимость имущества при определении суммы налога на наследства и дарения (см. п. 15.3), но не учитываются при оценке наследной массы для определения размера государственной пошлины при выдаче свидетельства о праве на наследство.
Пример 55. Предположим, что двое внуков (А и Б) получили в наследство от
бабушки квартиру в общую совместную собственность без выделения долей.
БТИ оценило квартиру в 420 тыс. руб. Внук Б проживал с бабушкой в одной
квартире и продолжает жить там же. Государственная пошлина при выдаче
свидетельств о праве на наследство установлена в размере 1% стоимости
наследуемого имущества, если наследство получает наследник первой
очереди, и 2%, если наследство получает другой наследник. Какова сумма
государственной пошлины, которую следует взыскать при нотариальном
оформлении документов?
В данном случае внуки относятся к категории «другие наследники»37,
поэтому в отношении них должна быть применена ставка 2%, но внук Б
проживал с бабушкой, поэтому он освобождается от уплаты государственной
пошлины. Если квартира переходит в общую совместную собственность, то
принимается, что доли сособственников равны.
Таким образом, государственную пошлину за оформление документов
должен будет заплатить только внук А.
Ее сумма 420 тыс. : 2 • 0,02 = 4,2 тыс. руб.
За совершение нотариальных действий вне помещений государственных нотариальных контор или органов исполнительной власти государственная пошлина взимается в полуторном размере.
Государственная пошлина уплачивается в банки (их филиалы), а также перечислением сумм со счета плательщика через банки. Государственная пошлина за нотариальные действия, за регистрацию актов гражданского состояния, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления, уплачивается наличными деньгами по квитанции установленной формы.
- Л.Н. Лыкова Налоги и налогообложение в России
- Предисловие
- Раздел I. Основные определения и понятия
- Глава 1. Понятие и сущность налога
- Глава 2. Виды налогов и их характеристика
- Глава 3. Основные элементы Закона о налоге
- 3.1. Понятие обязательных и факультативных элементов Закона о налоге
- 3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
- 3.3. Предмет и объект налогообложения
- 3.4. Налоговая база, источник налога и налоговый период
- 3.5. Налоговые ставки и методы налогообложения
- 3.6. Налоговые льготы
- 3.7. Способ уплаты налога
- Вопросы для повторения
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения в России
- Глава 4. Налоговая история до начала XX в.
- Глава 5. Налоговые механизмы в конце XIX — начале XX в.
- Глава 6. Использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х годов XX в.
- Структура налоговых поступлений в государственный бюджет в 1925-1926 гг., млн руб. (% к итогу)
- Глава 7. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
- Вопросы для повторения
- Раздел III. Современная налоговая система России
- Глава 8. Общая характеристика российской налоговой системы
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 9.1. Основные этапы расчета налога на прибыль предприятий и организаций
- 9.2. Специфика обложения налогом на прибыль малых предприятий
- 9.3. Порядок уплаты налога на прибыль филиалами предприятий
- 9.4. Зачет налога на прибыль, уплаченного за рубежом
- 9.5. Некоторые особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Акцизы
- 11.1. Акцизы на товары
- 11.2. Акцизы на отдельные виды минерального сырья
- Ставки акцизов на минеральное сырье:
- 11.3. Акцизы на импортируемые товары
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц
- 12.1. Этап первый — определение налогоплательщика
- 12.2. Этап второй — определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход
- 12.3. Этап третий — установленные законодательством вычеты
- 12.4. Этап четвертый — расчет налога по основной ставке
- 12.5. Обложение доходов не по основной налоговой ставке
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы
- 13.1. Таможенная пошлина
- 13.2. Таможенные сборы
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
- 14.1. Платежи за пользование недрами
- 14.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
- 14.3. Платежи за пользование лесным фондом
- 14.4. Водный налог
- 14.5. Экологические платежи (экологический налог)
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Прочие федеральные налоги
- 15.1. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
- 15.1.1. Налог на пользователей автодорог
- 15.1.2. Налог с владельцев транспортных средств
- 15.2. Единый социальный налог
- 15.3. Налог на наследование или дарение
- 15.4. Налог на игорный бизнес
- 15.5. Налог на операции с ценными бумагами
- 15.6. Государственная пошлина
- Вопросы для повторения
- Глава 16. Региональные и местные налоги в Российской Федерации
- 16.1. Налог на имущество предприятий
- 16.2. Налог с продаж
- 16.3. Земельный налог
- 16.4. Налог на рекламу
- 16.5. Налог на имущество физических лиц
- Вопросы для повторения
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения в разных сферах деятельности
- 17.1. Налоговое регулирование иностранных инвестиций в России
- 1998 Г. 1999 г. 2000 г.
- 17.2. Налогообложение малого предпринимательства в России
- 17.2.1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
- 17.2.2. Налог на вмененный доход
- 17.3. Некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России
- Вопросы для повторения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Раздел IV. Российская и канадская налоговые системы: некоторые общие черты и различия
- Глава 19. Общая характеристика налоговых систем двух стран
- Глава 20. Особенности исчисления отдельных налогов в Канаде
- 20.1. Индивидуальный подоходный налог
- 20.2. Налог на товары и услуги
- 20.3. Налог на прибыль корпораций
- 1987Г. 1992 г. 1994г.
- 20.4. Акцизы
- Глава 21. Некоторые налоги канадских провинций
- 21.1. Индивидуальные подоходные налоги
- 1972Г. 1990г. 1994г.
- 21.2. Налоги с продаж
- 21.3. Налоги на прибыль корпораций в провинциях
- 21.4. Некоторые другие налоги в провинциях
- Рекомендательный библиографический список
- Программа курса
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость …………………. 98
- Глава 11. Акцизы ………………………………………………… 115
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц ………………….. 130
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы ……… 155
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией
- Глава 15. Прочие федеральные налоги ………………………….. 188
- Глава 16. Региональные и местные налоги
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации ……….. 272