logo
Налоги и налогооблажение - Лыкова

17.2.1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности

Условия и порядок исчисления и уплаты налогов при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности регламентируются Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности», принятым еще 29.12.95. А также рядом законодательных актов субъектов РФ, которые были приняты в его развитие.

Доля поступлений от единого налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в доходах консолидированного бюджета России относительно невелика. По итогам 1999 г. поступления этого налога составили всего 0,6% доходов консолидированного бюджета. Доля этого налога в доходах бюджетов субъектов Федерации была выше — 0,9%.

Суть упрощенной системы сводится к замене для определенной категории малых предприятий большинства федеральных, региональных и местных налогов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.

Для организаций, перешедших на упрощенную систему, отменяются:

• НДС;

• налог с продаж;

• налог на прибыль предприятий и организаций;

• налог на имущество предприятий;

• земельный налог;

• налог на пользователей автомобильных дорог;

• ряд иных налогов и сборов.

Сегодня фактически предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, кроме единого налога уплачивают:

• таможенные платежи;

• государственные пошлины;

• лицензионные сборы;

• единый социальный налог.

Для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты только одного налога — налога на доходы физических лиц.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухучета.

Налогоплательщики при упрощенной системе налогообложения определяются заявительным образом. Для перехода организации на упрощенную систему необходимо, чтобы она, во-первых, удовлетворяла ряду критериев и, во-вторых, выразила желание перейти на эту систему, подав заявление на право применения упрощенной системы.

Рассмотрим основные критерии, которым должна соответствовать организация, чтобы она получила право на использование упрощенной системы.

1. На упрощенную систему могут переходить только малые предприятия. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются только коммерческие организации. Некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, даже при соблюдении всех остальных критериев не относятся к субъектам малого предпринимательства, а значит, не могут претендовать на использование этой модели налогообложения.

2. Необходимо, чтобы организация удовлетворяла требованиям, касающимся уставного капитала. В уставном капитале малых предприятий доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%. Кроме того, доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%. Фактически это то же самое ограничение, которое используется при определении права на получение налоговых льгот для малых предприятий в рамках налогообложения налогом на прибыль предприятий.

  1. Установлено ограничение по видам деятельности. Под действие упрощенной системы налогообложения не могут подпасть:

• организации, занятые производством подакцизной продукции;

• организации, созданные на базе ликвидированных структурных

подразделений действующих предприятий;

• кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды,

профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия

игорного и развлекательного бизнеса, а также некоторых других

категорий.

Для этих организаций действует запрет на переход на упрощенную систему налогообложения независимо от того, какую (пусть даже самую незначительную) долю составляют указанные виды деятельности. Положение о невозможности перехода на эту систему предприятий, производящих подакцизную продукцию, не распространяется на торговые предприятия. Торговые организации, реализующие подакцизную продукцию, могут перейти на упрощенную систему, если они удовлетворяют остальным требованиям.

4. Действует ограничение по размеру валовой выручки. Чтобы организация имела право перейти на упрощенную систему налогообложения, в течение предшествующего года размер валовой выручки данного налогоплательщика не должен превышать 100 тыс. ММОТ на 1-й день квартала, в котором происходит подача заявления.

Это положение отнюдь не означает, что на упрощенную систему может перейти только предприятие, проработавшее какой-то срок в общей системе налогообложения. Предусмотрен определенный порядок, когда вновь созданное предприятие может подать заявление и сразу перейти к использованию упрощенной системы.

Организация остается налогоплательщиком по упрощенной системе только до тех пор, пока ее валовая выручка не превысит установленного предела. Если это произойдет, то до конца текущего года организация останется плательщиком по упрощенной системе, а с нового года будет переведена на общий порядок исчисления и уплаты налогов.

5. Установлена предельная численность занятых для перехода на упрощенную систему: 15 человек независимо от вида деятельности. При этом предельная численность включает занятых по договорам гражданско-правового характера, в филиалах и иных подразделениях, а также внешних совместителей.

Если в каком-то квартале в течение года, когда организация работала по упрощенной системе учета и налогообложения, численность занятых оказалось превышенной, то возврат к общей модели налогообложения осуществляется с квартала, следующего за тем, когда это превышение возникло.

Объектом налогообложения единым налогом при упрощенной системе по федеральному законодательству является либо валовая выручка, полученная за отчетный период, либо совокупный доход. Субъекты Федерации принимают окончательное решение о том, что именно явится объектом налогообложения на территории конкретного региона.

Валовая выручка как объект, налогообложения представляет собой сумму:

— продажной цены имущества, реализованного за отчетный период;

— внереализационных доходов.

Пример 66. Допустим, что организации А и Б собираются подавать

заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и

отчетности с 1 января. Предположим, что минимальный размер оплаты труда

по состоянию на 1 января 2000 г. ММОТ 83,49 руб. Тогда предельный размер

валовой выручки для получения права на переход к упрощенной системе

учета и отчетности составит 8349 тыс. руб. (100 тыс. ММОТ).

Известно, что А и Б имели в течение года следующие доходы,

тыс. руб.:

А Б

Выручка от реализации:

товаров (работ, услуг) ................4586 7536

имущества................................... 2698 548

Внереализационные доходы.............1236 112

Итого................................................… 8520 8196

Из этих двух организаций только Б может перейти на налогообложение по

упрощенной системе, поскольку валовая выручка у этой организации меньше

установленного законодательством предела (8349 тыс. руб.). Но это будет

возможно при соблюдении всех остальных требований.

Совокупный доход для целей налогообложения исчисляется как разность между валовой выручкой и определенными статьями расходов, к которым относятся:

• стоимость использованных в процессе производства товаров (работ,

услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий;

• стоимость приобретенных товаров;

• стоимость топлива;

• стоимость текущего ремонта;

• стоимость оказанных услуг;

• эксплуатационные расходы;

• затраты на аренду помещений, используемых для производственной и

коммерческой деятельности;

• затраты на аренду транспортных средств;

• расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами (в

пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс три процентных

пункта);

• таможенные платежи;

• уплаченные лицензионные сборы;

• уплаченный единый социальный налог;

• некоторые иные виды затрат.

Федеральное законодательство устанавливает максимальные ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения учета и отчетности. Субъекты Федерации, принимая решение о том, что именно будет составлять объект налогообложения, должны определить и конкретную налоговую ставку по этому налогу в пределах, установленных федеральным законодательством.

Федеральные налоговые ставки:

10% — при обложении валовой выручки (в федеральный бюджет зачисляется 3,33% суммы валовой выручки);

30% — при обложении совокупного дохода (в федеральный бюджет зачисляется 10% совокупного дохода).

Органы власти субъектов Федерации имеют право кроме налоговых ставок устанавливать пропорции расщепления сумм поступающего налога между местными бюджетами и бюджетом субъекта Федерации.

В зависимости от вида осуществляемой организациями деятельности органы власти субъектов Федерации вместо установления объектов и налоговых ставок вправе установить расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям. При этом подлежащий уплате единый налог не может быть меньше определенных расчетным путем. Данное положение, содержащееся в тексте Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, фактически получило развитие при определении порядка исчисления единого налога на вмененный доход, о котором речь пойдет далее.

Кроме того, субъекты Федерации имеют право устанавливать льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в доход бюджета субъекта федерации и местные бюджеты.

Наиболее серьезным стимулом при переходе на упрощенную систему могло бы стать существенное сокращение количества документов и форм, которые необходимо заполнять при расчете различных налогов, а также упрощение системы учета.

Официальным документом, удостоверяющим право применения организацией упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент. Патент выдается сроком на один календарный год. Годовая стоимость патента определяется исходя из ставок единого налога и видов деятельности предприятий решением органа государственной власти субъекта Федерации. Приобретение патента или выплата стоимости патента фактически представляет собой форму авансовых платежей по единому налогу при упрощенной системе налогообложения.

Годовая стоимость патента выплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально, а оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога.

Приходится констатировать, что, хотя Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности действует с 1996 г., лишь очень незначительная часть предприятий, имеющих право воспользоваться этой моделью, перешла на упрощенную систему налогообложения. Очевидно, что предложенных в этом Законе стимулов оказалось недостаточно.