logo
Налоги и налогооблажение - Лыкова

14.5. Экологические платежи (экологический налог)

В ст. 13 Налогового кодекса РФ указывается на наличие в составе федеральных налогов экологического налога. Однако та глава второй части Налогового кодекса РФ, которая должна регулировать данный налог, пока не принята, поэтому вплоть до ее принятия действует система экологических платежей, которая регулируется в основном нормативными подзаконными актами, исходя из Закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

К основным относятся следующие платежи экологического назначения:

передвижных источников);

— за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— за размещение отходов;

— за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Налогоплательщиками экологических платежей являются организации, осуществляющие выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещающие отходы и занимающиеся иной деятельностью, вредно воздействующей на окружающую среду. Эти виды деятельности и операции, соответственно, формируют и объект налогообложения.

Налоговая база по данным платежам определяется как оценка объема вредного воздействия на природу, которая выражается в физических единицах измерения (например, в тоннах).

Нормативы (базовые) платы установлены в рублях за 1 тонну по 217 видам загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу передвижными и стационарными источниками загрязнения, и по 198 видам загрязняющих веществ, сбрасываемых в поверхностные и подземные водные объекты. Утверждены базовые нормативы платы за размещение отходов в зависимости от их токсичности.

Нормативы платы устанавливаются трехступенчатыми:

• на первой ступени — за выбросы, сбросы загрязняющих веществ,

размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах

допустимых нормативов;

• на второй ступени — за выбросы, сбросы загрязняющих веществ,

размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах

установленных лимитов (сверх допустимых нормативов);

• на третьей ступени — за выбросы и сбросы загрязняющих веществ,

превышающие установленные лимиты.

При переходе к каждой последующей ступени ставки нормативов увеличиваются в пять раз.

Пример 46. Рассмотрим условный расчет суммы экологических платежей:

п/п

Загрязняющее вещество

Итого

А

Б

В

1

2

3

4

5

6

7

8

Норматив выброса

Ставка платы в пределах норматива

Фактический объем выброса

Объем выброса сверх норматива, но в пределах лимита

Объем сверхлимитных выбросов

Сумма платы за выбросы в пределах норматива

Сумма платы за выбросы в пределах лимита (п.4-п, 2-5)

Сумма платы за сверхлимитные выбросы

(п. 5-п. 2-5-5)

100

5

95

475

(п.З • п. 2)

50

15

250

150

50

750

(п.1 • п.2)

48 000

18 750

25

35

80

50

5

875 (п.1 • п.2)

8750

4375

2100

56 750

23 125

Как видно из приведенных данных, при превышении объемами вредных выбросов установленных нормативов ставка повышается в 5 раз против базовой, а при превышении установленных лимитов — еще в 5 раз (см. п. 7 и 8).

Необходимо иметь в виду, что нормативы называются базовыми потому, что подлежат дальнейшей корректировке с учетом значительного числа факторов. Эти факторы отражаются в коэффициенте экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов, дифференцированных по территории страны. Эти коэффициенты имеют разное значение по атмосферному воздуху и почве в зависимости от экономического района. Так, например, по Северо-Западному экономическому району коэффициент по атмосферному воздуху 1,5, а по почве 1,3.

Кроме того, эти коэффициенты могут увеличиваться для природопользователей в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, а также включенных в международные конвенции. Такое увеличение может достигать двукратного. А для природопользователей, выбрасывающих загрязняющие вещества в атмосферу городов и крупных промышленных центров, предусматривается увеличение коэффициентов еще на 20%. Коэффициенты экологической ситуации, как правило, применяются к исходному значению ставки платы за загрязнение.

Кроме того, субъектам Федерации предоставлено право с участием территориальных органов Минэкологии России устанавливать дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей среды на основании базовых нормативов платы и коэффициентов, а также корректировать размеры платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. Органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право понижать размеры платы за загрязнение окружающей среды или освобождать от нее отдельные организации социально-культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета.

Так как базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды были установлены достаточно давно (еще в 1992 г.), с 1993 г. применяется их ежегодная индексация, исходя из темпов инфляции. Так, коэффициент индексации платы составлял в 1993 г. 3, в 1998 г. 48, а в 1999 г. 62 к базовой величине норматива платы за загрязнение.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями в размере 90% установленных сумм в целевые бюджетные экологические фонды (федеральный и субъектов РФ), а в размере 10% — в доход федерального бюджета.

Сумма платы за нормативные выбросы и сбросы вредных веществ относится предприятиями на издержки производства и подлежит вычету при формировании налогооблагаемой прибыли. В отличие от них плата за сверхнормативные и сверхлимитные выбросы и сбросы уплачивается предприятиями за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль. Таким образом, за сверхнормативные выбросы предприятие штрафуется не только более высокой (в 5 и 25 раз) ставкой, но и тем, что фактически с этих сумм должно еще и заплатить налог на прибыль.