logo search
Налоги и налогооблажение - Лыкова

16.4. Налог на рекламу

Этот налог, один из местных, был введен в действие на основании Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» еще в 1992 г. Налоговый кодекс РФ, так же как и этот Закон, относит налог на рекламу к числу местных.

Под рекламой в целях применения этого налога понимается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства, распространяющие информацию:

• печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники,

отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции);

• эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание;

• иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши,

календари, плакаты и др.);

• аудио- и видеозапись и др.

К рекламным услугам не относятся изготовление и распространение:

• информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания

потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для

реализации товаров, включая витрины;

• объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций,

номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;

• объявлений органов государственной власти и управления, содержащих

информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

• предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении

производства работ, передвижений и т. д. в связи с особенностями

данной территории или участка;

• прочих информационных сведений и объявлений, не носящих характер

рекламы.

Плательщиками налога на рекламу являются рекламодатели — любые юридические или физические лица, от имени которых осуществляется реклама. Налог на рекламу уплачивают как предприятия и организации, включая иностранных юридических лиц, так и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Объектом налогообложения этим налогом является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг).

Расходы на рекламу включают следующие категории и виды расходов на:

• разработку и издание рекламных изделий (каталогов, брошюр,

проспектов и т. п.), разработку и изготовление эскизов этикеток,

образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение

и изготовление сувениров и т. д.;

• рекламные мероприятия через средства массовой информации

(объявления в печати, по радио и телевидению);

• световую и иную наружную рекламу;

• приобретение, изготовление, копирование, дублирование и

демонстрацию рекламных кино-, видео- и диафильмов и др.;

• хранение и экспедирование рекламных материалов;

• оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, уценку

товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное

качество при экспонировании в витринах;

• иные рекламные мероприятия, связанные с предпринимательской

деятельностью.

Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.

Ставка налога определяется органом местного самоуправления не выше 5%. Это предельная величина, установленная федеральным законодательством.

Налог на рекламу исчисляется по стоимости рекламных работ (услуг) без НДС.

Если рекламная продукция заказывается в другой организации, то облагаемая база определяется как сумма, оплаченная в соответствии с договором без НДС.

Пример 62. Допустим, что предприятие заказывает издание календаря с

рекламной символикой. Стоимость работ в соответствии с договором составит

60 тыс. руб., в том числе НДС 10 тыс. руб. Сумма налога на рекламу в этом

случае равна (60 тыс. - 10 тыс.) • 0,05 = 2,5 тыс. руб. Таким образом,

изготовление календарей с рекламной символикой обойдется рекламодателю

в 62,5 тыс. руб., из которых 2,5 тыс. руб. составит налог на рекламу.

Если рекламодатель производит рекламные работы самостоятельно (изготавливает собственными силами иллюстративно-изобразительные и другие средства распространения рекламы и т. д.), то стоимость таких работ определяется на основе фактически произведенных прямых материальных затрат (затрат на заработную плату с начислениями, амортизационных отчислений по оборудованию непосредственно, используемому при производстве рекламной продукции, и др.) и косвенных (общепроизводственных и общехозяйственных) расходов.

Пример 63. Предположим, что предприятием самостоятельно были

оформлены и изготовлены рекламные щиты. Стоимость рекламных работ

сложилась из следующих составляющих:

тыс. руб.;

— сумма заработной платы с начислениями 16,62 тыс. руб.;

щитов 5,1 тыс. руб.;

работ, 1,4 тыс. руб.

Таким образом, вся сумма расходов предприятия при производстве

рекламной продукции собственными силами составила 73,12 тыс. руб. В этом

случае сумма налога: 73 120 • 0,05 =3 656 руб.

Рекламодатель ежеквартально представляет налоговым органам по месту своего нахождения расчет сумм налога, подлежащего перечислению в местный бюджет.

Физические лица представляют налоговым органам расчет налога на рекламу за отчетный год одновременно с подачей декларации о фактически полученных доходах от предпринимательской деятельности.

Стоимость рекламных услуг, оплаченных в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на момент совершения хозяйственной операции.

Налог на рекламу относится налогоплательщиком на финансовый результат, т. е. подлежит вычету до формирования налогооблагаемой прибыли.