logo search
Налоги и налогооблажение - Лыкова

16.2. Налог с продаж

Это относительно новый для российской налоговой системы налог.

В СССР налог с продаж взимался только в 1991 г. — последнем году существования Советского Союза. Он бы введен Указом Президента СССР от 29.12.90 для финансирования принятых социально-экономических программ, поддержки малообеспеченных слоев населения и стабилизации денежного обращения в стране. С 1992 г. налог был отменен. Его нельзя в полной мере считать предшественником ныне действующего налога с продаж, поскольку порядок его исчисления и уплаты был ближе к НДС. Только величина ставки и перечень товаров, не подлежащих обложению этими налогами, сближают прежний и действующий налоги с продаж.

В современной его форме налог с продаж был введен Федеральным законом от 31.07.98 «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”». В ст. 14 Налогового кодекса РФ он определен как один из налогов субъектов РФ. Некоторые субъекты РФ ввели этот налог еще в 1998 г., но в большинстве регионов (в 75 из 89 субъектов РФ) он стал действовать лишь с 01.01.99.

Роль этого налога в формировании доходов консолидированного бюджета Российской Федерации относительно невелика. Так, в 1999 г. за счет этого источника поступлений было сформировано 1,6% всех доходов консолидированного бюджета, а в первом полугодии 2000 г. — 1,8%. Для ряда субъектов Федерации доля этого налога в доходной части бюджетов была существенно выше. Например, в Санкт-Петербурге и Чувашии за счет этого источника в 1999 г. было сформировано более 8% доходов, в Омской области — более 6%, а в среднем по всем субъектам РФ доля налога с продаж в доходах бюджетов субъектов Федерации составила чуть менее 3%.

Федеральное законодательство по налогу с продаж носит рамочный характер, т. е. определяет лишь основные элементы налога и предоставляет право установления и введения этого налога на территории субъектам РФ.

На федеральном уровне устанавливаются элементы налогообложения:

• состав налогоплательщиков;

• объекты налогообложения;

• налоговая база;

• предельный размер налоговой ставки;

• обязательный перечень товаров, на которые субъекты Федерации не

имеют право устанавливать дополнительные льготы;

• обязательный для всех субъектов РФ перечень товаров, не подлежащих

налогообложению;

• порядок зачисления и нормативы распределения поступлений от налога

с продаж между региональным и местными бюджетами.

Законодательные органы субъектов Федерации, устанавливая на своей территории налог с продаж, определяют следующие его элементы:

• фактическую ставку налога в установленных федеральным

законодательством пределах;

• порядок исчисления и сроки уплаты налога;

• дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых

не облагается налогом с продаж;

• форму отчетности (форму представления декларации).

В соответствии с действующим федеральным законодательством плательщиками налога с продаж признаются:

• юридические лица, зарегистрированные в соответствии с российским

законодательством;

• иностранные юридические лица, компании и другие обособленные

подразделения, обладающие гражданской правоспособностью,

созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

• индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою

деятельность без образования юридического лица, самостоятельно

реализующие товары (работы, услуги).

Федеральное законодательство определяет объект налогообложения по налогу с продаж как стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Федеральное законодательство относит к объектам, подлежащим обязательному обложению налогом с продаж:

• подакцизные товары;

• дорогостоящую мебель, радиотехнику, одежду;

• деликатесные продукты питания;

• автомобили;

• меха;

• ювелирные изделия;

• видеопродукцию и компакт-диски;

• услуги туристических фирм по поездкам за пределы РФ (кроме СНГ);

• услуги по рекламе;

• услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц;

• услуги по перевозкам в авиасалонах первого и бизнес-классов,

пассажирским железнодорожным транспортом в вагонах «люкс» и

«СВ».

По решению законодательного органа субъекта РФ этот перечень может быть расширен включением в него товаров и услуг, не относящихся к числу товаров и услуг первой необходимости.

В перечень товаров, услуг и объектов, реализация которых не облагается налогом с продаж по федеральному законодательству включены:

• хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты, масло

растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты

детского и диабетического питания;

• детская одежда и обувь;

• услуги жилищно-коммунальные, а также по сдаче внаем населению

государственных или муниципальных жилых помещений, по

предоставлению жилья в общежитиях;

• услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые государственными и

муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства

(театрами, кинотеатрами, библиотеками и т. д.), в том числе стоимость

входных билетов и абонементов;

• здания, сооружения, земельные участки и иные объекты, относящиеся к

недвижимому имуществу, и ценные бумаги;

• услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за

больными и престарелыми;

• услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования

муниципального образования (за исключением такси), а также

пригородным морским, речным, железнодорожным и автомобильным;

• услуги кредитных организаций, страховщиков, негосударственных

пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных

бумаг в рамках их подлежащей лицензированию деятельности, а также

коллегий адвокатов;

• ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев,

религиозных организаций при проведении обрядов и церемоний;

• услуги, оказываемые уполномоченными органами государственной

власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются

соответствующие пошлины и сборы;

• товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-

производственным, научным или воспитательным процессом и

производимые государственными и муниципальными

образовательными учреждениями;

• путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные

учреждения, учреждения отдыха, реализуемые для детей школьного

возраста, инвалидов и лиц, сопровождающих детей-инвалидов и

инвалидов I группы.

Субъекты Федерации имеют право расширять этот список. Так, например, в Хабаровском крае кроме перечисленных не подлежат обложению налогом с продаж такие виды реализуемой продукции (товаров, услуг), как:

• мука овощи, мясо (за исключением деликатесного), в том числе птицы,

субпродукты (включая колбасы из них), колбаса вареная, сосиски

сардельки, колбаса полукопченая (за исключением высшего сорта),

реализуемые со складов предприятий пищевой промышленности края

оптом за наличный расчет;

•лекарственные средства, изделия медицинского назначения (шприцы

медицинские и иглы трубчатые), протезно-ортопедические изделия;

• услуги почтовой связи, оказываемые населению;

• междугородные пассажирские перевозки морским, речным, воздушным

(экономический класс), автомобильным транспортом между

населенными пунктами края, железнодорожным транспортом (вагоны

типа «общий» и «плацкартный») независимо от места назначения;

• изделия народно-художественных промыслов, произведенные и

реализованные населению;

• плата за питание и проживание в лечебных учреждениях;

• плата за питание в учреждениях социального обслуживания семьи и

детей органов социальной защиты населения;

• товары (работы, услуги), реализуемые в вагонах-ресторанах;

• плата за питание детей в образовательных учреждениях;

• некоторые другие товары и услуги.

В соответствии с московским законодательством дополнительный перечень товаров и услуг, не подлежащих обложению налогом с продаж, включает:

• капусту белокочанную свежую и квашеную, морковь, свеклу, лук

репчатый и зеленый, чеснок;

• муку и макаронные изделия;

• яйца;

• услуги по пошиву ортопедической обуви;

• периодические печатные издания и книжную продукцию;

• спички;

• технические средства и услуги по реабилитации инвалидов;

• чай;

• стиральный порошок, мыло хозяйственное и туалетное, зубную пасту

отечественного производства.

Продажей за наличный расчет в целях обложения налогом с продаж признается также продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).

При определении налоговой базы стоимость товаров (работ услуг) включает НДС и акцизы для подакцизных товаров.

Максимальная ставка налога с продаж, допускаемая федеральным законодательством, 5%.

Субъекты Федерации устанавливают свои ставки в пределах данной максимальной величины.

Так, в Москве в 1999 и 2000 гг. ставка налога с продаж составляла 4%, а в 2001 г. она повышена до 5%.

В Хабаровском крае использовались дифференцированные ставки налога с продаж. Так, 5%-ная ставка налога с продаж устанавливалась на:

• винно-водочные изделия, пиво;

• табачные изделия;

• легковые автомобили, катера, мотоциклы, лодки и яхты;

• натуральные меха и изделия из них;

• ювелирные изделия;

• мебель;

• парфюмерно-косметические товары;

• ковры и ковровые изделия;

• теле- и радиотовары, музыкальные, электротовары;

• изделия из сортового стекла (хрусталь);

• услуги по проживанию в номерах «люкс» гостиниц;

• услуги по авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-класса и в

железнодорожных вагонах классов «купейный», «люкс» и «СВ»;

• мясную и рыбную деликатесную продукцию.

Для остальных категорий товаров и услуг была установлена 3%-ная ставка налога с продаж.

Сумма налога с продаж определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

Порядок и сроки расчетов по налогу с продаж также могут варьироваться по различным субъектам Федерации. Так, в Хабаровском крае плательщики уплачивают налог с продаж в бюджет ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, по установленной ставке от фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг) за истекший месяц.

В Москве плательщики — юридические лица уплачивают авансовые взносы ежемесячно не позднее 15 числа каждого месяца, а по результатам квартала проводится окончательный расчет.

Как правило, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику) этих товаров. При этом для целей налогообложения налогом с продаж факт реализации считается совершенным только в момент поступления наличных денежных средств в оплату за реализованные товары. Если товары передаются населению в обмен на другие товары, то факт реализации признается на момент перехода права владения, пользования и распоряжения поступившими в обмен товарами.

Суммы авансовых и иных аналогичных платежей в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг налогом с продаж не облагаются. При реализации ранее оплаченных работ (товаров, услуг) и проведении окончательных расчетов исчисляется сумма налога.

При расчетах за реализованные товары одновременно в наличной и безналичной форме налог с продаж взимается только с части стоимости товаров (работ, услуг), оплаченной в наличной форме.

Налогоплательщик обязан вести раздельный учет товаров (работ, услуг), реализация которых не является объектом обложения налогом с продаж.

Пример 59. Предположим, что в течение месяца организация реализовала

в розницу кондитерских изделий на сумму 7 тыс. руб. и поставила

кондитерских изделий организации системы общественного питания города

оптом на сумму 15,2 тыс. руб.; часть этой суммы (4,7 тыс. руб.) была получена

наличными. Кроме того, были получены авансы в виде наличных средств в

счет поставки специальных кондитерских изделий (свадебных тортов) на

сумму 1,8 тыс. руб. Допустим, что ставка налога с продаж в данном регионе

составляет 5% и кондитерские изделия не включены в льготируемый список

товаров.

Определим сумму налога с продаж, подлежащую уплате в бюджет по

итогам данного месяца.

В состав налоговой базы в данном случае необходимо включить:

1) объем продаж кондитерских изделий в розницу—7 тыс. руб.;

  1. 2) объем продаж кондитерских изделий оптом за наличный расчет —

  2. 4,7 тыс. руб.

Итого облагаемый оборот организации составит 11,7 тыс. руб. Из

указанных сумм в облагаемый оборот мы не включили, во-первых, сумму

реализации по безналичному расчету (15,2 тыс. - 4,7 тыс. = 10,5 тыс. руб.), во-

вторых, сумму полученных авансов (1,8 тыс. руб.). Последняя будет включена

в облагаемый оборот, когда будут проданы заказчику товары и получена их

стоимость в полном объеме.

Сумма налога с продаж, подлежащая уплате в бюджет, должна составить

11,7 тыс. • 0,05 = 0,585 тыс. руб.

Казалось бы, механизм обложения налогом с продаж достаточно прост и прозрачен, однако при его использовании возникает достаточно много проблем и вопросов.

Так, для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения39, режим налога с продаж существенно иной. Малые предприятия — юридические лица, перешедшие на эту систему, не являются плательщиками налога с продаж. Это связано с тем, что в соответствии с российским законодательством для малых предприятий упрощенная система учета была введена в качестве замены ряда налогов, которые позднее в связи с введением налога с продаж были отменены.

При введении налога с продаж законодательно предусматривалась отмена таких налогов, как сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц (налог субъектов РФ), и ряда местных налогов (налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров и др.). Фактически после введения налога с продаж субъекты Федерации имели право оставить из местных лишь налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образовательных учреждений, налог на рекламу и курортный сбор.

Это обстоятельство трактуется как распространение на налог с продаж условий, действовавших ранее в отношении этой группы отмененных налогов, т. е. включение налога с продаж в список тех налогов, которые заменяются единым налогом для субъектов, перешедших на упрощенную систему.

Совершенно другая ситуация в отношении индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, которые также перешли на упрощенную систему учета и налогообложения: для данной группы лиц единый налог по упрощенной системе был введен вместо подоходного с физических лиц. А введенный позднее налог с продаж с подоходным налогом с физических лиц никак не связан. Следовательно, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему учета и налогообложения, являются плательщиками налога с продаж в отличие от малых предприятий — юридических лиц.

Еще один важный аспект обложения налогом с продаж: следует ли платить этот налог, если предприятие выплачивает своим сотрудникам заработную плату или ее часть в натуральной форме? Фактически закон рассматривает натуральную оплату труда как реализацию товара за наличный расчет. Таким образом, при выплате заработной платы сотрудникам в натуральной форме предприятие должно уплатить в бюджет соответствующую сумму налога с продаж.

Федеральное законодательство устанавливает распределение сумм, поступающих в бюджетную систему от налога с продаж, между бюджетами субъектов Федерации (республиканскими, областными, краевыми) и местными. 60% сумм налога с продаж поступает в доход бюджетов субъектов Федерации и 40% — в доход местных бюджетов.