14.1. Платежи за пользование недрами
Правовые основы, регламентирующие порядок охраны, использования и экономические условия эксплуатации недр, регулируются Законом РФ от 21.02.92 «О недрах» с учетом последующих изменений и дополнений. Глава второй части Налогового кодекса РФ, в которой определены основные положения и порядок исчисления налога на пользование недрами, пока не принята, поэтому вплоть до принятия и введения в действие этой части Налогового кодекса РФ законодательной основой регулирования данной категории ресурсных платежей является Закон о недрах.
Система платежей за недра включает следующие основные элементы:
• сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии;
• плату за получение права на пользование недрами. В свою очередь эта
группа платежей подразделяется на:
— платежи за право на поиски месторождений полезных ископаемых, их
разведку и разработку;
— платежи за право строительства и эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• плату за пользование недрами;
• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы32.
Налогоплательщиками платежей за пользование недрами являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане Других государств, осуществляющие:
• поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
• их разведку;
• добычу полезных ископаемых, включая использование отходов
горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
• строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых.
Фактически данным положением определяется не только субъект налогов (платежей), но и объект налогообложения — виды деятельности, при которых возникает обязанность уплатить этот налог (налоги и платежи).
Закон о недрах выделяет некоторые категории субъектов, подлежащих освобождению от уплаты платежей за недра. В их число, в частности, входят:
• собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие добычу
общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на
принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке
непосредственно для своих нужд;
• пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические
работы, геологическую съемку и другие работы по общему
геологическому изучению недр, геологические работы по
прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической
деятельности и иные работы, проводимые без существенных нарушений
целостности недр;
• пользователи недр, получившие участки недр для образования
геологических объектов;
• могут освобождаться от платежей по решению органов,
предоставляющих лицензию, организации при освоении полезных
ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях
или пониженного качества и некоторые другие категории субъектов.
Рассмотрим некоторые виды платежей чуть более подробно. Платежи за право на поиски и оценку месторождений Объект налогообложения в этом случае — проведение поисковых и разведочных работ. Налоговая база по этим платежам определяется как договорная (сметная) стоимость указанных работ. По окончанию поисковых и разведочных работ размеры платежей корректируются с учетом их фактической стоимости.
Эта категория платежей носит регулярный характер и взимается в течение проведения поисковых работ. Платежи зависят от продолжительности работ и площади, на которой они ведутся. Минимальная величина платежа составляет 1% сметной стоимости поисково-разведочных работ, а максимальная — 2%. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района, где ведутся работы, размера участка недр, степени геологической изученности территории, степени риска и устанавливается органами, предоставляющими лицензию на право ведения этих работ.
При значительном по площади характере проводимых работ по поискам и оценке месторождений размер платежа определяется в зависимости от удельных платежей за 1 км2 площади в год. Удельные платежи за 1 км2 в год рассчитываются делением платежа (1—2% сметной стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в годах. При возврате части опоискованной площади пользователь недр освобождается от дальнейшей платы за нее.
При проведении разведочных работ ставки платежей несколько повышаются и составляют уже 3% (минимальная) и 5% (максимальная). При продлении срока поисковых или разведочных работ установленная ранее ставка платежей повышается в 1,5 раза.
Все платежи за право поиска и разведки месторождений полезных ископаемых поступают в доход бюджетов муниципальных образований, на территории которых эти работы ведутся.
Платежи за добычу полезных ископаемых
Они осуществляются в двух формах — разового платежа и последующих регулярных платежей. Разовый платеж определяется при предоставлении лицензии на право пользования недрами или в ином установленном порядке предоставления недр в пользование. Величина разового платежа не должна быть менее 15% величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия.
Регулярные платежи осуществляются с начала добычи и продолжаются в течение всего срока действия лицензии. Эти платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и подлежат включению в себестоимость произведенной продукции. Таким образом, налоговая база для исчисления регулярных платежей за добычу полезных ископаемых определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, сверхнормативных потерь при добыче, использованных отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. При этом стоимость добытого сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции, изготовленной из него, без учета НДС и акцизов.
При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья (концентраты, окатыши, металлы и т. д.) размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, который определяется отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
Этот понижающий коэффициент не применяется, если перерабатывающие технологии используются для достижения требуемого качества минерального сырья или если эти технологии при лицензировании были приняты в качестве основных способов добычи сырья.
При реализации пользователем недр части минерального сырья по прямому обмену или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размеров платежей включается также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемая по ценам на аналогичное сырье или продукты его передела на момент реализации за вычетом экспортных пошлин и акцизов.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению исходя из установленных уровней с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запаса, природно-географических и горно-технических условий, оценки риска пользователей недр и рентабельности разработки.
Ниже приведены примеры предельных регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых (в процентах от стоимости добытого минерального сырья):
Регулярные платежи за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых возрастают вдвое по сравнению с базовой ставкой. Они осуществляются один раз в год по результатам маркшейдерских замеров погашаемых в недрах запасов и относятся не на издержки производства, а на чистую прибыль после налогообложения, т. е. уплачиваются предприятием из прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.
Размеры платежей за пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливаются решениями органов власти субъектов РФ.
Платежи за использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств устанавливаются при лицензировании в размере 25—50% от суммы платежей за добычу соответствующего полезного ископаемого.
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов. Размер этой категории платежей определяется в пределах от 1 до 3% договорной (сметной) стоимости объекта и услуг, предоставляемых при его эксплуатации. Конкретные размеры этих платежей определяются органами, выдающими лицензию, в зависимости от размеров участка, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.
Одна из льгот при уплате в бюджет платежей за пользование недрами — возможность получения скидки на истощение недр. Она может предоставляться пользователю недр:
осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при
низкой экономической эффективности разработки месторождения,
объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий
рационального использования разведанных запасов;
в случае добычи полезного ископаемого из остаточных запасов
пониженного качества (исключение составляет ухудшение качества
запасов в результате выборочной отборки месторождения).
Решение о применении скидки на истощение недр принимается лицензирующим органом с участием Госгортехнадзора России после экспертизы горно-экономических и технико-экономических обоснований. Установленный размер ставки с учетом скидки не должен быть ниже минимального уровня платежей, установленных Правительством РФ.
- Л.Н. Лыкова Налоги и налогообложение в России
- Предисловие
- Раздел I. Основные определения и понятия
- Глава 1. Понятие и сущность налога
- Глава 2. Виды налогов и их характеристика
- Глава 3. Основные элементы Закона о налоге
- 3.1. Понятие обязательных и факультативных элементов Закона о налоге
- 3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
- 3.3. Предмет и объект налогообложения
- 3.4. Налоговая база, источник налога и налоговый период
- 3.5. Налоговые ставки и методы налогообложения
- 3.6. Налоговые льготы
- 3.7. Способ уплаты налога
- Вопросы для повторения
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения в России
- Глава 4. Налоговая история до начала XX в.
- Глава 5. Налоговые механизмы в конце XIX — начале XX в.
- Глава 6. Использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х годов XX в.
- Структура налоговых поступлений в государственный бюджет в 1925-1926 гг., млн руб. (% к итогу)
- Глава 7. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
- Вопросы для повторения
- Раздел III. Современная налоговая система России
- Глава 8. Общая характеристика российской налоговой системы
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 9.1. Основные этапы расчета налога на прибыль предприятий и организаций
- 9.2. Специфика обложения налогом на прибыль малых предприятий
- 9.3. Порядок уплаты налога на прибыль филиалами предприятий
- 9.4. Зачет налога на прибыль, уплаченного за рубежом
- 9.5. Некоторые особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Акцизы
- 11.1. Акцизы на товары
- 11.2. Акцизы на отдельные виды минерального сырья
- Ставки акцизов на минеральное сырье:
- 11.3. Акцизы на импортируемые товары
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц
- 12.1. Этап первый — определение налогоплательщика
- 12.2. Этап второй — определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход
- 12.3. Этап третий — установленные законодательством вычеты
- 12.4. Этап четвертый — расчет налога по основной ставке
- 12.5. Обложение доходов не по основной налоговой ставке
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы
- 13.1. Таможенная пошлина
- 13.2. Таможенные сборы
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
- 14.1. Платежи за пользование недрами
- 14.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
- 14.3. Платежи за пользование лесным фондом
- 14.4. Водный налог
- 14.5. Экологические платежи (экологический налог)
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Прочие федеральные налоги
- 15.1. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
- 15.1.1. Налог на пользователей автодорог
- 15.1.2. Налог с владельцев транспортных средств
- 15.2. Единый социальный налог
- 15.3. Налог на наследование или дарение
- 15.4. Налог на игорный бизнес
- 15.5. Налог на операции с ценными бумагами
- 15.6. Государственная пошлина
- Вопросы для повторения
- Глава 16. Региональные и местные налоги в Российской Федерации
- 16.1. Налог на имущество предприятий
- 16.2. Налог с продаж
- 16.3. Земельный налог
- 16.4. Налог на рекламу
- 16.5. Налог на имущество физических лиц
- Вопросы для повторения
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения в разных сферах деятельности
- 17.1. Налоговое регулирование иностранных инвестиций в России
- 1998 Г. 1999 г. 2000 г.
- 17.2. Налогообложение малого предпринимательства в России
- 17.2.1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
- 17.2.2. Налог на вмененный доход
- 17.3. Некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России
- Вопросы для повторения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Раздел IV. Российская и канадская налоговые системы: некоторые общие черты и различия
- Глава 19. Общая характеристика налоговых систем двух стран
- Глава 20. Особенности исчисления отдельных налогов в Канаде
- 20.1. Индивидуальный подоходный налог
- 20.2. Налог на товары и услуги
- 20.3. Налог на прибыль корпораций
- 1987Г. 1992 г. 1994г.
- 20.4. Акцизы
- Глава 21. Некоторые налоги канадских провинций
- 21.1. Индивидуальные подоходные налоги
- 1972Г. 1990г. 1994г.
- 21.2. Налоги с продаж
- 21.3. Налоги на прибыль корпораций в провинциях
- 21.4. Некоторые другие налоги в провинциях
- Рекомендательный библиографический список
- Программа курса
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость …………………. 98
- Глава 11. Акцизы ………………………………………………… 115
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц ………………….. 130
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы ……… 155
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией
- Глава 15. Прочие федеральные налоги ………………………….. 188
- Глава 16. Региональные и местные налоги
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации ……….. 272