logo search
Налоги и налогооблажение - Лыкова

15.1. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов

В Российской Федерации существует система дорожных фондов, которая включает как Федеральный дорожный фонд, так и дорожные фонды субъектов РФ. Первоначально и Федеральный, и территориальные (субъектов Федерации) дорожные фонды формировались как внебюджетные институты с целью обеспечения работ, по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования надежным и устойчивым источником финансирования, который не мог быть перенаправлен на иные цели. Предполагалось, что основная нагрузка по формированию этих фондов должна быть возложена на тех, кто наиболее часто пользуется автодорогами и получает тем самым наибольшую выгоду от их существования и поддержания в нормальном состоянии. В значительной мере именно этими соображениями был продиктован перечень тех налогов, которые вводились для финансирования дорожных фондов.

Основным законом, которым и в настоящее время регулируется порядок определения этой группы налогов, является Закон РФ от 18.10.91 «О дорожных фондах в Российской Федерации» с учетом последующих изменений и дополнений, внесенных в него.

Этим Законом было установлено, что источниками финансирования дорожных фондов являются:

• налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

• налог на пользователей автомобильных дорог;

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог на приобретение автотранспортных средств;

• акцизы с продажи автомобилей.

На протяжении всего периода своего существования эти налоги формировали весьма значительные финансовые ресурсы. Так, по итогам 1999 г. только средства Федерального дорожного фонда (консолидированного в федеральном бюджете) составляли 0,8% ВВП, а доходы территориальных дорожных фондов достигали 2,3% ВВП. В сумме же их объем превышал поступления подоходного налога с физических лиц за этот период и отставал только от НДС и налога на прибыль предприятий и организаций, поступающих в консолидированный бюджет.

Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах» внес существенные изменения в формирование дорожных фондов. Так, с 01.01.01 отменяются такие налоги, как налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) и налог на приобретение автотранспортных средств.

Налог на реализацию ГСМ представлял собой косвенный налог, который включался в цену таких товаров, как автобензин, дизельное топливо, масла, сжатый и сжиженный газ. Его ставка составляла 25% от сумм реализации без НДС. Необходимость отмены данного налога в значительной мере была связана с введением акцизов на аналогичный круг товаров (акцизы на бензин, дизельное топливо и моторные масла).

Налог на приобретение автотранспортных средств распространялся на юридические лица (предприятия, организации, учреждения) и предпринимателей, т. е. на те случаи, когда автомобили приобретались в целях осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Ставки этого налога были установлены в процентах от продажной цены (без НДС и акцизов) и составляли 10% (прицепы и полуприцепы) и 20% на остальные виды автотранспортных средств. Фактически этот налог также можно отнести к косвенным исходя из формы, в которой он устанавливался.

С 01.01.01 дорожные фонды формируются за счет налога на пользователей автодорог, налога с владельцев транспортных средств и акцизов на легковые автомобили. Если первые два налога формируют доходы территориальных (субъектов Федерации) дорожных фондов, то акцизы направляются на финансирование Федерального дорожного фонда.