3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
Субъект налогообложения — лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Следует дифференцировать понятия «субъект налога» и «носитель налога». Второе носит не столько юридический характер (закон не определяет, кто является носителем налога), сколько экономический. В отношении многих налогов не всегда возможно определить, кто же (какое юридическое или физическое лицо) является носителем налога или налогового бремени того или иного налога.
Разграничение субъекта и носителя налога возникает вследствие переложения налога. Лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств (субъект налога), имеет возможность включить уплаченную им сумму в цену продаваемого им товара (или оказываемой услуги) и переложить этот налог на другое лицо. Последнее, если не сможет в свою очередь переложить этот налог, будет его носителем. Фактически носитель налога — это лицо или группа лиц, которые в результате переложения налога несут всю тяжесть налогового бремени. Например, субъектами обложения акцизами являются предприятия, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Эти предприятия в соответствии с действующим законодательством рассчитывают и уплачивают в бюджет причитающиеся суммы акцизов. Акциз включается в цену товара, и покупатель подакцизной продукции оплачивает его при покупке товара. Если покупатель является потребителем данного товара, а не реализует его следующему покупателю, то он не может возместить себе расходы, возникшие из-за включения акциза в цену товара. Такой конечный потребитель и будет носителем налога (в данном случае акциза).
Для налогоплательщика важным является указание на необходимость уплаты налога из собственных средств. Это означает, что уплата налога должна приводить к сокращению доходов налогоплательщика. Данное положение фактически означает запрет налоговых оговорок, под которыми обычно понимается перекладывание обязанности уплатить налог на иное лицо.
Например, если предприятие, выплачивая доход физическому лицу, возьмет на себя уплату подоходного налога вместо физического лица, то на это предприятие будут наложены штрафные санкции. При этом доход физического лица, подлежащий налогообложению, должен быть увеличен на сумму налога, уплаченного за него предприятием.
Предусмотренная законодательством обязанность уплатить налог за счет собственных средств еще не означает необходимости для налогоплательщика делать это самостоятельно. Законодательство (гл. 4 Налогового кодекса РФ) предусматривает возможность уплаты налога за налогоплательщика его представителем. Представители могут быть законными (по закону) и уполномоченными (по назначению).
Законными представителями налогоплательщика — физического лица могут быть, например, родители несовершеннолетнего налогоплательщика или его опекуны. Этот вопрос решается в соответствии с положениями ГК РФ. Законными представителями налогоплательщика — юридического лица считаются лица, уполномоченные представлять это предприятие или организацию на основании закона или учредительных документов такой организации. Например, в соответствии с действующим российским законодательством в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории России иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается за них российскими организациями (предприятиями) из средств, перечисляемых иностранным организациям.
К числу уполномоченных представителей налогоплательщика могут быть отнесены физические или юридические лица, наделенные налогоплательщиком соответствующими правами в виде доверенности.
Например, возможна ситуация, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет долга, причитающегося ему от этого лица. Это приводит к сокращению долгового обязательства третьего лица перед налогоплательщиком на указанную сумму налога.
Следует различать налоговых представителей и фискальных (налоговых) агентов, а также налоговых агентов и налогоплательщиков. Весьма распространено ошибочное отождествление налоговых агентов с налогоплательщиками.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) определяет налоговых агентов как лиц, на которых Кодексом возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (или внебюджетные фонды) налогов. Налоговым агентом является, в частности, любое предприятие, которое выплачивает заработную плату своим сотрудникам. Оно в этом случае является налоговым агентом по удержанию налога на доходы физических лиц, а не налогоплательщиком подоходного налога, хотя именно оно перечисляет подоходный налог в бюджет. Налогоплательщиком подоходного налога являются физические лица, работающие на предприятии и проживающие в России.
В рамках налогового права принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи налогоплательщика и государства, которое эти налоги вводит. Это резиденты данного государства и нерезиденты. К резидентам относят налогоплательщиков, имеющих в соответствии с законодательством постоянное местопребывание в стране. Соответственно, нерезидентами считаются налогоплательщики, не имеющие в стране постоянного местопребывания.
В отношении резидентов действует так называемая полная налоговая обязанность. Это означает, что подлежат налогообложению доходы резидентов, как полученные на территории данного государства, так и происходящие с территории других государств. Для нерезидентов предполагается ограниченная налоговая обязанность — налогообложение только тех их доходов, которые происходят с территории данного государства. Есть и другие, менее значимые отличия в отношении налогообложения резидентов и нерезидентов (порядок и периодичность декларирования доходов, например).
Способы, применяемые для определения круга лиц, которые являются резидентами, весьма существенно различаются в отношении налогоплательщиков — физических лиц и налогоплательщиков — юридических лиц. Для определения статуса резидента используются так называемые тесты. Рассмотрим некоторые из наиболее часто встречающихся в мировой практике тестов, используемых для определения круга резидентов.
Определение налогового статуса физических лиц. Наиболее распространенным тестом для определения налогового статуса физических лиц, т. е. для определения статуса резидента — физического лица, является тест физического присутствия, имеющий разные трактовки.
Например, в Российской федерации налоговым резидентом признается
физическое лицо, которое имеет постоянное место жительства в России.
Постоянное место жительства предполагает, что физическое лицо проживало
на территории РФ в течение не менее 183 дней в календарном году. Это
положение относится к гражданам как Российской Федерации, так и других
государств и лицам без гражданства.
Аналогичная схема определения факта резидентства существует и в
Канаде (пребывание на территории страны более 183 дней в календарном
году), которая дополняется определением факта резидентства той или иной
провинции (по факту фактического проживания на 31 декабря отчетного года).
Законодательство США предполагает использование более сложного теста
резидентства (основной тест — «значительный срок пребывания») из двух
позиций. Во-первых, налоговый резидент США должен находиться на
территории страны не менее 31 дня в календарном году. Во-вторых,
учитывается фактическое время его пребывания в стране в течение трех лет
(включая отчетный). При расчете периода пребывания физического лица в
стране для целей определения резидентства используются разные
коэффициенты, применяемые к количеству дней фактического пребывания в
стране в течение этих трех лет. Для отчетного года этот коэффициент 1, для
предыдущего года — 1/3 и для третьего года — 1/6. Если сложение
рассчитанного числа дней превышает 183, то человек признается резидентом
для обложения подоходным налогом. Из этого правила сделаны
определенные исключения, касающиеся лиц, пребывающих в США для
лечения и обучения и некоторых других целей. При этом если иностранец
соответствует критерию значительного срока пребывания, то он не считается
резидентом, если он пребывал в США менее 183 дней в течение текущего
года и уплачивал налог в другой стране, с которой у него более тесная связь,
чем с США.
Как видно из приведенных примеров, вполне возможна ситуация, при которой, исходя только из теста физического присутствия, человек может оказаться налоговым резидентом одновременно двух и более стран. В этом случае используются и некоторые другие тесты, позволяющие определить факт резидентства для целей налогообложения. К их числу относятся:
• определение места расположения привычного (постоянного) жилища;
• определение центра жизненных интересов;
• определение места обычного проживания;
• факт гражданства.
Последовательность применения приведенных тестов (их более четкое определение) отражена как в национальных законодательствах, так и в международных соглашениях.
Так, для законодательства США весьма значимым является и факт
гражданства. Граждане США фактически обязаны платить в этой стране налог
с доходов, полученных во всем мире, даже если в соответствии с тестом они
являются налоговыми резидентами других стран. Еще в 1924 г. Верховный
суд решил, что взимание США налога с получаемых налогоплательщиком (в
том конкретном случае с гражданина США—налогового резидента Мексики)7
доходов во всем мире не было нарушением ни Конституции, ни
международного права. Суд обосновал такой подход тем, что преимущества
гражданства США распространяются и за пределы его территории (США
стремятся защищать интересы своих граждан в любой стране мира), тем
самым граждане этой страны имеют своего рода страховой полис или договор
с правительством. А платой за такой договор и выступают налоги с их
доходов.
Определение налогового статуса юридических лиц также базируется на широком круге традиционно используемых тестов. Назовем основные из них, которые наиболее часто встречаются в практике.
Тест инкорпорации. Юридическое лицо (предприятие, фирма, организация) считается налоговым резидентом страны, если оно в ней основано (зарегистрировано, инкорпорировано).
По законодательству РФ налогоплательщиками признаются юридические лица (предприятия, учреждения, организации), зарегистрированные в Российской Федерации как таковые. Именно они выступают плательщиками налога на прибыль как с доходов, полученных на территории страны, так и с доходов от деятельности на территории других стран.
Аналогичный критерий действует в отношении юридических лиц (в первую очередь корпораций) в США. Здесь критерий резидентства для корпораций существенно проще, чем для физических лиц: под полную налоговую обязанность подпадают корпорации, зарегистрированные в США (Кодекс внутренних доходов, ст. 7701а п. 3 и 4).
Несколько более сложным является тест на резидентство для корпораций в Канаде. Здесь в соответствии с Законом о подоходном налоге резидентом Канады признается такая корпорация, которая удовлетворяет хотя бы одному из следующих условий:
• корпорация была инкорпорирована (на уровне федерации или в какой-либо из провинций) в Канаде после 26.04.65;
• инкорпорированные до этой даты корпорации считаются резидентами, если в любой момент в рамках налогового года или в любой момент в предшествующем налоговому году такая корпорация была резидентом Канады или осуществляла бизнес в стране.
При таком подходе к определению корпораций-резидентов достаточно часто возникают ситуации, когда та или иная корпорация рассматривается налоговым законодательством в качестве резидента двух и более стран. В этом случае вступают в действие двусторонние соглашения с другими государствами об избежании двойного налогообложения, где указаны и иные тесты для определения факта налогового резидентства.
Тест юридического адреса означает, что резидентом признается лицо (фирма, предприятие), которое регистрирует в стране свой юридический адрес. Так, во Франции, в частности, признается резидентом в налоговых целях корпорация, если она либо зарегистрирована во Франции, либо регистрирует здесь свой юридический адрес.
В соответствии с тестом места осуществления центрального правления и контроля лицо (корпорация) признается резидентом по налоговому законодательству страны, если с ее территории осуществляется центральное (общее) руководство деятельностью компании и контроль за ее деятельностью. Пример — Великобритания, где резидентами наряду с фирмами, которые здесь инкорпорированы, признаются также компании, учрежденные за рубежом, если их органы центрального управления и контроля находятся в стране. Одним из более частных критериев определения местонахождения органов центрального управления является частое проведение заседаний Совета директоров компании в Великобритании.
Тест места осуществления текущего управления компанией предполагает, что для признания факта резидентства для целей налогообложения необходимо, чтобы органы текущего управления компании (например, исполнительная дирекция) находились на ее территории. Примером такой страны может считаться Португалия, где резидентом считается корпорация (компания), если ее головной офис или исполнительная дирекция расположены на территории Португалии.
Исходя из теста деловой цели лицо (компания) признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны. К использованию этого теста прибегают, в частности, в Италии. Если компания имеет формальную или функционирующую штаб-квартиру или ее основные деловые цели реализуются на территории этой страны, она рассматривается как налоговый резидент Италии.
Как видно из приведенных примеров, тест инкорпорации, как правило, является основным в определении налогового статуса юридических лиц. Остальные из перечисленных тестов носят преимущественно вторичный характер и дополняют первый.
Налоговый статус юридических лиц (компаний) зависит и от некоторых относительно частных критериев. Как правило, режимы налогообложения дифференцируются по следующим основным критериям:
• организационно-правовая форма предприятия (компании). Различаются налоговые режимы для акционерных обществ, частных компаний и полных товариществ;
• отраслевая принадлежность. Зачастую имеют место различные налоговые режимы для компаний, являющихся финансовыми институтами и банками и для иных (нефинансовых) компаний;
• масштабы предприятия. Иногда для предприятий малого бизнеса могут предусматриваться самостоятельные налоговые режимы.
- Л.Н. Лыкова Налоги и налогообложение в России
- Предисловие
- Раздел I. Основные определения и понятия
- Глава 1. Понятие и сущность налога
- Глава 2. Виды налогов и их характеристика
- Глава 3. Основные элементы Закона о налоге
- 3.1. Понятие обязательных и факультативных элементов Закона о налоге
- 3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
- 3.3. Предмет и объект налогообложения
- 3.4. Налоговая база, источник налога и налоговый период
- 3.5. Налоговые ставки и методы налогообложения
- 3.6. Налоговые льготы
- 3.7. Способ уплаты налога
- Вопросы для повторения
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения в России
- Глава 4. Налоговая история до начала XX в.
- Глава 5. Налоговые механизмы в конце XIX — начале XX в.
- Глава 6. Использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х годов XX в.
- Структура налоговых поступлений в государственный бюджет в 1925-1926 гг., млн руб. (% к итогу)
- Глава 7. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
- Вопросы для повторения
- Раздел III. Современная налоговая система России
- Глава 8. Общая характеристика российской налоговой системы
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 9.1. Основные этапы расчета налога на прибыль предприятий и организаций
- 9.2. Специфика обложения налогом на прибыль малых предприятий
- 9.3. Порядок уплаты налога на прибыль филиалами предприятий
- 9.4. Зачет налога на прибыль, уплаченного за рубежом
- 9.5. Некоторые особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Акцизы
- 11.1. Акцизы на товары
- 11.2. Акцизы на отдельные виды минерального сырья
- Ставки акцизов на минеральное сырье:
- 11.3. Акцизы на импортируемые товары
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц
- 12.1. Этап первый — определение налогоплательщика
- 12.2. Этап второй — определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход
- 12.3. Этап третий — установленные законодательством вычеты
- 12.4. Этап четвертый — расчет налога по основной ставке
- 12.5. Обложение доходов не по основной налоговой ставке
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы
- 13.1. Таможенная пошлина
- 13.2. Таможенные сборы
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
- 14.1. Платежи за пользование недрами
- 14.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
- 14.3. Платежи за пользование лесным фондом
- 14.4. Водный налог
- 14.5. Экологические платежи (экологический налог)
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Прочие федеральные налоги
- 15.1. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
- 15.1.1. Налог на пользователей автодорог
- 15.1.2. Налог с владельцев транспортных средств
- 15.2. Единый социальный налог
- 15.3. Налог на наследование или дарение
- 15.4. Налог на игорный бизнес
- 15.5. Налог на операции с ценными бумагами
- 15.6. Государственная пошлина
- Вопросы для повторения
- Глава 16. Региональные и местные налоги в Российской Федерации
- 16.1. Налог на имущество предприятий
- 16.2. Налог с продаж
- 16.3. Земельный налог
- 16.4. Налог на рекламу
- 16.5. Налог на имущество физических лиц
- Вопросы для повторения
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения в разных сферах деятельности
- 17.1. Налоговое регулирование иностранных инвестиций в России
- 1998 Г. 1999 г. 2000 г.
- 17.2. Налогообложение малого предпринимательства в России
- 17.2.1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
- 17.2.2. Налог на вмененный доход
- 17.3. Некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России
- Вопросы для повторения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Раздел IV. Российская и канадская налоговые системы: некоторые общие черты и различия
- Глава 19. Общая характеристика налоговых систем двух стран
- Глава 20. Особенности исчисления отдельных налогов в Канаде
- 20.1. Индивидуальный подоходный налог
- 20.2. Налог на товары и услуги
- 20.3. Налог на прибыль корпораций
- 1987Г. 1992 г. 1994г.
- 20.4. Акцизы
- Глава 21. Некоторые налоги канадских провинций
- 21.1. Индивидуальные подоходные налоги
- 1972Г. 1990г. 1994г.
- 21.2. Налоги с продаж
- 21.3. Налоги на прибыль корпораций в провинциях
- 21.4. Некоторые другие налоги в провинциях
- Рекомендательный библиографический список
- Программа курса
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость …………………. 98
- Глава 11. Акцизы ………………………………………………… 115
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц ………………….. 130
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы ……… 155
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией
- Глава 15. Прочие федеральные налоги ………………………….. 188
- Глава 16. Региональные и местные налоги
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации ……….. 272