logo search
Налоги и налогооблажение - Лыкова

Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации

Налоговый контроль представляет собой составляющую более общей системы финансового контроля, действующей в Российской Федерации. Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Финансовый контроль включает бюджетно-финансовый, налоговый, таможенный и валютный, ведомственный и внутрихозяйственный контроль.

Бюджетно-финансовый контроль призван обеспечить мобилизацию доходов и проверку законности и целесообразности фактически осуществленных расходов.

Налоговый контроль заключается в проверках выполнения хозяйствующими агентами и физическими лицами своевременности и полноты выполнения своих налоговых обязательств перед государством.

Таможенный и валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения хозяйствующими органами и физическими лицами положений валютного и таможенного законодательства в целях обеспечения экономической безопасности государства.

Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществляются с целью повышения эффективности деятельности предприятий и предупреждения нарушений гражданского и налогового законодательства.

Система органов финансового контроля, действующая в настоящее время в Российской Федерации, включает:

• Счетную Палату и контрольно-счетные палаты, которые могут

создаваться в соответствии с решениями законодательных органов

субъектов РФ;

• Министерство финансов РФ и его Департамент государственного

финансового контроля и аудита, Контрольно-ревизионные управления

Министерства финансов в субъектах РФ;

• Федеральное казначейство и его территориальные подразделения;

• финансовые органы субъектов РФ муниципальных образований;

• Министерство РФ по налогам и сборам;

• Федеральную службу налоговой полиции;

• Государственный таможенный комитет;

• ЦБ РФ.

Основная нагрузка по осуществлению налогового контроля возлагается на систему органов Министерства РФ по налогам и сборам.

Основные задачи этого Министерства:

• контроль за соблюдением налогового законодательства, за

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в

соответствующий бюджет государственных налогов и иных

обязательных платежей;

• учет налогоплательщиков (по категориям, территориям, видам

налогообложения, роду деятельности);

• учет поступления налогов по категориями и другим критериям;

• анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым

признакам;

• информирование органов власти о поступлении налогов, зачисляемых в

соответствующие бюджеты;

• совершенствование функционирования системы налогообложения

(законодательная инициатива, методические разработки,

информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в

части исполнения налогового законодательства);

• информирование налогоплательщиков по вопросам налогового

законодательства и разъяснение системы налогообложения.

Схема системы органов Министерства РФ по налогам и сборам представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема системы органов Министерства РФ по налогам и сборам

Система органов Министерства РФ по налогам и сборам строится по иерархическому принципу с учетом административно-территориального деления страны. Каждый уровень этой системы и ее составляющая имеет свои функции и специфику.

Основная цель создания межрегиональных инспекций по Федеральным округам — взаимодействие с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по налоговым вопросам. В частности, межрегиональные инспекции будут контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах территориальными органами Министерства и налогоплательщиками в соответствующем федеральном округе, организовывать выездные налоговые проверки, следить за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей.

Налоговые службы на уровне субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга) ориентированы на контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления и своевременностью внесения налогов в соответствующие бюджеты. Низовые налоговые инспекции в процессе осуществления возложенных на них функций непосредственно взаимодействуют с налогоплательщиками.

Формы и методы налогового контроля в основном через систему органов Министерства РФ по налогам и сборам установлены Налоговым кодексом РФ, в соответствии со ст. 82 которого налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством:

• налоговых проверок;

• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и

плательщиков сборов;

• проверки данных учета и отчетности;

• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения

доходов, а также

• в других формах, предусмотренных Кодексом.

Налоговый кодекс РФ выделяет камеральные и выездные налоговые проверки. Те и другие проводятся в отношении не только налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и налоговых агентов.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа и на основании документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Однако налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.

Выполняют ее уполномоченные должностные лица налогового органа обычно в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

По выявлении недоплат по налогам налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Выездная налоговая проверка (иногда называется документальной) проводится в основном на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

При выездной налоговой проверке изучаются полнота и своевременность исчисления, удержания и перечисления налогов налогоплательщиками или налоговыми агентами на основе использования имеющихся у налогоплательщика или налогового агента данных учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, включая первичные учетные документы.

Выездная проверка проводится в соответствии с утверждаемым на год планом, с выходом на предприятие и изучением всех документов, относящихся к предмету проверки. Один и тот же налогоплательщик проверяется не чаще раза в год. В первую очередь проверкам подвергают организации, получившие прибыль в значительных размерах, а также допустившие убыток. Кроме того, подлежат проверке организации и предприниматели, грубо нарушающие налоговое законодательство и правила ведения бухгалтерского учета.

Выездная налоговая проверка не может проводиться повторно в отношении одного и того же налогоплательщика, по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком, за уже проверенный налоговый период, кроме двух случаев:

налогоплательщика;

налогового органа, проводившего проверку организации

налогоплательщика.

Эти выездные проверки могут проводиться независимо от плановой проверки налогоплательщика территориальным налоговым органом.

Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проверки. При проверке возможны любые процессуальные действия, предусмотренные Налоговым кодексом РФ:

• изъятие документов (ст. 89);

• осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также

документов и предметов (ст. 92);

• истребование документов (ст. 93). В этом случае документы

представляются в виде должным образом заверенных копий;

• выемка документов и предметов не в ночное время (ст. 94);

• назначение экспертизы (ст. 95);

• привлечение специалиста для содействия в налоговом контроле (ст. 96).

По завершении выездной налоговой проверки проверяющий должен составить справку, в которой фиксируется предмет проверки и срок ее проведения. Результаты проверки оформляются актом (не позднее двух месяцев по составлении справки), в котором излагаются все документально подтвержденные нарушения с классификацией их в соответствии с действующим на момент допущения нарушения законодательством, а также выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений и применению санкций.

По результатам рассмотрения акта руководитель органа должен вынести решение:

за налоговое правонарушение;

— либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой

ответственности за совершение налогового правонарушения;

контроля.

Если по результатам налоговой проверки акт не составлен, то считается, что проведенная проверка не выявила каких-либо нарушений.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные мотивированные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

Если при проведении выездной или камеральной налоговых проверок у налоговых органов возникает потребность в получении информации о тех лицах, с которыми данный налогоплательщик связан в силу своей деятельности, то налоговым органом могут быть истребованы документы у этих лиц, относящиеся к их взаимоотношениям с этим налогоплательщиком. Таким образом проводится встречная налоговая проверка.

Период проверки охватывает время с момента последней документальной (выездной) проверки, но не может превышать пяти лет, поскольку именно этот срок установлен для хранения бухгалтерской документации. В программу проверки в обязательном порядке включаются следующие основные элементы:

• проверка правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности

фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ,

услуг);

• проверка достоверности данных учета о фактической себестоимости

продукции (работ, услуг), полноты и правильности отражения в учете

фактических затрат на ее производство и реализацию, соблюдение

порядка учета затрат и калькулирование себестоимости готовой

продукции;

• проверка достоверности и законности отражения в бухгалтерской

отчетности прибыли (убытков) от прочей реализации;

• проверка достоверности и законности отражения в бухгалтерской

отчетности прибыли (убытков) от внереализационных операций;

• проверка правильности расчетов по налогу на прибыль, определения

объекта обложения отдельных видов деятельности предприятий и

соблюдения зачисления дохода (прибыли) в бюджет;

• проверка особенностей исчисления и уплаты в бюджет налога на

прибыль организаций различных организационно-правовых форм.

Если налогоплательщик выражает несогласие с актом проведенной проверки и обращается в вышестоящую налоговую инспекцию с жалобой на необоснованное решение, такая жалоба должна быть в месячный срок подвергнута проверке, по результатам которой составляется заключение о перепроверке акта документальной проверки.

Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ признается «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность».

Налоговый кодекс РФ выделяет следующие виды налоговых правонарушений и устанавливает за них меры ответственности (см. табл.16).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов,

Таблица 16

Виды налоговых правонарушений и установленные за них штрафы

Нарушение

Штраф

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК)

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК), ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

То же более трех месяцев

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК)

Нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов до 180 дней по истечении установленного законодательством срока представления декларации (ст. 119 НК)

То же в течение более 180 дней

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК), если эти деяния совершены: в пределах одного налогового периода

5 тыс. руб.

10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

20% от доходов, полученных в период деятельности более 90 дней

5 тыс. руб.

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

30% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, и 10% налога, подлежащего уплате за каждый полный или неполный месяц со 181 дня

5 тыс. руб.

Окончание табл. 16

Нарушение

Штраф

в течение более одного

налогового периода

и повлекли занижение налоговой

базы

Неуплата или неполная уплата

сумм налога (ст. 122 НК)

Те же действия, совершенные

умышленно

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК)

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 НК)

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК)

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для налогового контроля (ст. 126 НК)

Непредставление в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных Кодексом

Непредставление сведений о налогоплательщике

Те же деяния, совершенные физическим лицом

15 тыс. руб.

10% от суммы неуплаченного налога,

но не менее 15 тыс. руб.

20% от неуплаченных сумм налога

40% от неуплаченных сумм налога

20% от неуплаченных сумм налога

5 тыс. руб.

10 тыс. руб.

Штраф в размере 5 тыс. руб.

Штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ

Штраф в размере 5 тыс. руб.

Штраф в размере 500 руб.

регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ выделяет несколько условий, при которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения:

• отсутствие события налогового правонарушения. Это означает

отсутствие в действиях (бездействии) лица противоправности, т. е.

отсутствие нарушения норм законодательства;

• отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения. В

соответствии со ст. 110 Налогового кодекса РФ виновным в совершении

налогового правонарушения признается лицо, совершившее

противоправное действие умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее:

— осознавало противоправный характер своих действий (бездействия);

— желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий

таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если:

своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий,

возникших вследствие этих действий, хотя должно было и могло это

осознавать;

физическим лицом, не достигшим к этому моменту 16 лет;

налогового правонарушения, т. е. 3 года со дня его совершения либо

со следующего дня по окончании налогового периода, в течение

которого было совершено это правонарушение.