logo search
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Основы налоговой системы (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Пособие 2006

3.2. Способы устранения международного двойного налогообложения

На сегодня между Украиной и другими странами мира дейст­вует 43 Конвенции. Кроме того, в порядке правопреемственности для Украины являются действующими Конвенции быв­шего СССР. Это договоры с Индией, Испанией, Италией, Кипром, Ма­лайзией, Монголией, Швейцарией, Японией. Кроме того, для нашей страны сохраняют силу договоры бывшего СССР об избежании двойного налогообло­жения в отдельных сферах, например, в сфере воз­душного и морского транспорта, если об ином не указано в соответствующих международ­ных договорах Украины.

Все перечисленные документы необходимо отнести к одному из трех уровней налогово-правовой компетенции, устраняющих международное двойное налогообложение: нормы и общие принципы меж­дународного налого­вого права; меж­дународные налоговые согла­шения; национальная налого­вая система. При этом имеет место сочетание нескольких уровней указанной компетенции. В частности, меж­дународные до­говоры по налогообложе­нию, которые приняты государством, являются частью ее национальной на­логовой системы, ибо она формируется с учетом принятых международных норм.

Принято считать, что современная деятельность по устране­нию междуна­родного двойного налогообложения началась с 20-х годов XX века в связи с повсеместным, почти во всех странах, введением подоходных на­логов. С этого времени началось широкое развитие ме­ждународно­го сотрудничества по вопросам устранения двойного налогооб­ло­жения и борьбы с ук­лонением от уплаты налогов.

Нормы и общие принципы меж­дународного налого­вого права вводятся международными соглашениями концептуального харак­тера. Как правило, они имеют не только налоговую направленно­сть. В них устанавливается по­рядок осуществления совместной деятельности во многих сферах взаимного сотрудничества, в том числе и в сфере на­логообложения. Эти акты не предна­значены для непосредственного применения. Они формулируют принципы, ко­торые должны быть реализованы в иных международных соглаше­ниях и кон­венциях, а также в нацио­нальном законодательстве соот­ветствующей страны. Такими нормами следует считать, например, Европейскую социальную хар­тию, принятую 18 октября 1961 года и действующую с 1965 года. Или Заключительный акт совещания по безопасности и сотруд­ниче­ству в Ев­ропе (1975 год). Сюда же можно отнести Соглашение о регулировании взаимоотношений государств Содружества независимых государств (СНГ) в области торгово-эко­номического сотрудничества от 14 фев­раля 1992 г. Сто­роны, подписавшие это Соглашение, обязались принять меры по устранению двойного на­логооб­ложе­ния доходов от взаимной торговли.

Каждое из госу­дарств-участников договора, подписавших определенные международные конвенции и соглаше­ния, принимает соответствующие межгосударственные национальные налоговые правовые нормы. Ими являются межгосударственные дву­сторонние или многосто­ронние дого­воры, направленные на предотвращение на­логовых правонаруше­ний, а также на устранение двойного налогообложения и дис­кримина­ции налогоплатель­щиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории стран, подписавших договор.

Можно выделить три разновидности таких договоров. Первая - это общие межгосударственные налоговые соглашения (кон­венции). Они ох­ва­тывают все вопросы взаимоотношений го­су­дарств по поводу прямых или кос­венных налогов. Это так называе­мые общеналоговые соглашения. Вторая - это ограниченные межгосударственные налоговые соглашения, посвященные либо от­дельным налогам, либо нало­гообложению отдельных видов деятельности. И, наконец, третья - межгосударственные соглашения об оказании административной помощи по налого­вым делам. Эти соглашения заключаются между налого­выми органами различ­ных стран в целях обмена информацией, уси­ления налогового контроля и т. д.

Отдельной группой международных договоров следует счи­тать соглаше­ния по экономичес­ким, культурным и другим вопро­сам международного со­трудничества, в которых наряду с большим перечнем направлений взаимодей­ствия рассматриваются и налого­вые вопросы. Ими могут быть, например, установле­ние благоприятного налогового режима, предо­ставление дополни­тельных налоговых льгот и т. д. К этой группе международных со­гла­шений относятся и торговые договоры, и соглашения, на основе ко­торых уста­навливается режим наибольшего благоприятствова­ния в отношении таможен­ных пошлин. Характерным примером следует считать «Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной коопера­ции предприятий и отраслей государств - участников СНГ», подписанное в городе Ашгабаде 23 декабря 1993 года. В соответ­ствии со ст. 5 Соглашения стороны взяли на себя обязательства не при­менять ввозные и вы­возные по­шлины, налоги, акцизы и количествен­ные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации и в рамках тамо­женных режимов переработки, а также предлагаемых услуг.

И, наконец, особой группой следует считать международные соглашения, носящие в основном индивидуальный характер и на­правленные на осво­божде­ние от уплаты налогов конкретных меж­дународных организаций в странах пре­бывания. Такими, например, являются организации ООН, Юнеско и т. п.