logo search
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Основы налоговой системы (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Пособие 2006

Порядок распределения налогов между бюджетами

Одним из свойств налоговой системы является ее многоуровневость. Под эти свойством понимается количество ступеней, где формируются и используются налоговые поступления. В предыдущих параграфах было определено, что законодательством предусмотрены следующие виды налогов, которые взимаются на территории Украины: общегосударственные налоги; местные налоги и сборы. Данная структура системы налогообложения является двухступенчатой (т.е. двухуровневой).

Во многих странах мира используются и другие структуры. В частности, в государствах с федеративным устройством (например, Россия, ФРГ, США) применяется трёхуровневая система: а) федеральные налоги (вводятся центральными органами власти); б) республиканские (вводятся органами управления субъектами федераций, а также краев, областей и округов, включая и автономные); в) местные налоги (устанавливаются местными органами власти).

Количество уровней налоговой системы, взаимосвязь между ними, распределение в количестве и видах налогов, взимаемых на каждом уровне, а также использование аккумулированных налоговых поступлений каждым из уровней формирует региональную бюджетно-налоговую систему (РБПС) государства. Ее сущность состоит в том, что любой налогоплательщик территориально размещен в определенной общине, которая является первичным элементом административного деления любой страны. Налоги, которые платятся этим налогоплательщиком, должны поступать и в бюджет общины, и в бюджет других органов власти, исполняющих те или иные функции управления государством.

Способ распределения налогов, которые выплачиваются в определенной общине, но направляются в бюджеты иных уровней, а также финансовые взаимоотношения между бюджетами разных уровней осуществляются через перераспределение финансовых ресурсов в случае излишка их в бюджете одного уровня и недостаток в бюджете другого уровня и представляют собой РБПС.

Мировая практика выработала несколько принципиально разных подходов к формированию РБПС.

Бюджетно-налоговый плюрализм (США) предоставляет одинаковые права штатам относительно федерации. На уровне федерации и штатов существуют одинаковые налоги (например, подоходный налог с населения - хотя величина выплат в каждый бюджет небольшая: 2-8 процентов). При этой системе не используется прямое перераспределение средств между штатами.

Государственная регламентация (Германия) заключается в том, что государством признаются равноценные нужды федерации, земель и общин. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней осуществляются посредством механизма перераспределения налоговых отчислений. Перераспределение осуществляется прямо между землями, минуя федеральный бюджет.

Прямая централизация (Австрия) состоит в том, что при отсутствии поступлений в региональные бюджеты, к ним направляются субсидии из федерального бюджета. В условиях этой системы федерация осуществляет жесткий финансовый контроль за тем, как штат использует выделенные ему средства.

Бюджетно-налоговый конфедерализм (Швейцария) - федеральный бюджет используется, в основном, для выполнения международных функций. Основная масса налогов находится в компетенции кантонов (первичные территориально-административные единицы). Новые налоги или ставки налогов вводятся на основании референдума, который проводится кантоном.

Существует несколько нормативных документов, которые в настоящее время формируют основные принципы РБПС Украины. Во-первых, это Закон Украины «Бюджетный кодекс Украины» (в нем указываются система распределения собранных общегосударственных налогов между бюджетами различного уровня). Во-вторых, это закон «О системе налогообложения», где дается перечень налогов, поступающих для формирования бюджетов органов местного самоуправления.