logo search
Налоги и налогооблажение - Лыкова

21.3. Налоги на прибыль корпораций в провинциях

В соответствии с действующей Конституцией Канады провинции имеют право вводить свои собственные прямые налоги, в том числе и налог на прибыль корпораций, и самостоятельно их администрировать. Однако, как и в случае с индивидуальным подоходным налогом, между федеральным правительством и правительствами провинций существуют соглашения о сборе налогов, суть которых сводится к тому, что федеральное правительство понижает на 10 процентных пунктов федеральную ставку по своему налогу на прибыль корпораций, чтобы провинции имели возможность ввести свои собственные налоги в этой нише. При этом до тех пор, пока налоговая база по провинциальным налогам идентична федеральной налоговой базе, федеральная налоговая служба собирает провинциальные налоги на прибыль в интересах провинций (и территорий) бесплатно.

В настоящее время семь из десяти провинций и обе северные территории участвуют в этом соглашении, т. е. базируют собственные налоги на прибыль корпораций на оценках налоговой базы по федеральному законодательству. Только три провинции, в том числе Квебек (с 1947 г.) и Онтарио (с 1957 г.), не участвуют в этих соглашениях и самостоятельно регулируют налоговую базу, формируют ставки и собирают эти налоги. С 1981 г. Альберта также входит в число провинций, не участвующих в соглашении о сборе налогов, и самостоятельно администрирует собственный корпорационный налог на прибыль, хотя в 1995 г. режим исчисления и уплаты этого налога подвергся существенным изменениям.

Таким образом, на территории страны действуют две модели налогообложения корпоративных доходов. Первая — базирующаяся на использовании единой, определяемой по федеральному законодательству налоговой базы, к которой применяются две ставки (федеральная и провинциальная). В рамках этой модели налогоплательщик фактически заполняет единую налоговую форму и взаимодействует только с одной налоговой службой — федеральной. Вторая модель представляет собой параллельное существование двух формально независимых налогов на прибыль корпораций — федерального, исчисляемого на основе федеральной налоговой базы и федеральных налоговых ставок, и провинциального — исчисляемого, соответственно, на основе определяемой по провинциальному законодательству налоговой базы и налоговых ставок. Налогоплательщик в этом случае вынужден заполнять две налоговые формы и взаимодействовать с двумя налоговыми службами.

Налоговая база по налогу на прибыль корпораций, определяемая на основе провинциального законодательства, принципиально не отличается от таковой по федеральному, тем не менее некоторые различия существуют.

Общая структура налоговых ставок по провинциальным налогам на прибыль корпораций в целом соответствует федеральной модели. Так же как и при обложении федеральным налогом, выделяются три категории ставок — общая, для малого бизнеса и для предприятий производственных и перерабатывающих отраслей.

Ниже приведены ставки налога на прибыль корпораций в провинциях и на территориях (%):

Малый Производство Общая

бизнес и переработка ставка

Ньюфаундленд …………… 5 5 14

Остров Принца

Эдуарда ……………………. 7,5 7,5 15

Новая Шотландия ………… 5 16 16

Нью-Брансуик ……………… 9 17 17

Квебек……………………….. 5,75 8,9 8,9\16,25

Онтарио …………………….. 9,5 13,5 15,5

Манитоба ……………………. 9 17 17

Саскечеван …………………. 8 17 17

Альберта ……………………. 6 14,5 15,5

Британская Колумбия …….. 6 12,5 15

Северо-Восточные

Территории …………………. 5 12 14

Юкон …………………………. 6 12,2 15

Как видно из приведенных данных, не все провинции считают целесообразным разграничивать налоговые ставки для предприятий, функционирующих в сфере производства и переработки, и для всех прочих (кроме малых). Так, в провинциях Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Манитоба и Саскечеван установлена единая ставка для этих предприятий. Но во всех провинциях без исключения выделяется специальная ставка для малого бизнеса, как правило применяемая на основании тех же критериев, что и по федеральному налоговому законодательству, хотя могут быть и некоторые отличия.