logo search
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Основы налоговой системы (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Пособие 2006

1.2. Структура (элементы) налога

Любой налог состоит из ряда элементов, наличие которых превращает обязательные платежи в налоги. И если хотя бы один из элементов налога отсутствует, то это делает уплату налога не обязательной (т.е. платеж не имеет основания считаться налогом). Такими элементами являются:

Налогово-правовая норма,т.е. налог должен быть введен в определенном порядке и санкционирован компетентным государственным органом. При этом налогово-правовой нормой является название того документа, который имеет компетенцию ввести определенный налог (обязательный платеж). В зависимости от уровня компетенции различают следующие виды документов:

Закон Украины;

Указ Президента Украины;

Постановление Кабинета Министров Украины;

Приказ определенного министерства или ведомства Украины;

Решение местных советов (городских или районных) о введении местных налогов и сборов на их территории.

При рассмотрении налогово-правовой нормы очень важным является дифференциация уровней компетенции, на котором принята та или иная норма. Наивысшим уровнем компетенции является Закон Украины.

Более низким уровнем компетенции является Указ Президента Украины. Согласно четвертой статьи Конституции Украины, Президент страны имеет право вводить налоговые нормы, если действующим законодательством соответствующая норма не урегулирована. Сделать вывод о неурегулированности нормы может только Верховная Рада Украины. В течение 40 дней этот высший государственный орган может вынести решение об отмене действия Указа Президента, ссылаясь на то, что данная норма является урегулированной ранее.

Следующим уровнем компетенции является Постановление Кабинета Министров Украины (КМУ). Однако следует иметь в виду, что КМУ имеет право ввести определенную норму только в том случае, если он получил от Верховного Совета Украины распоряжение о разработке соответствующей нормы. Такое же правило действует и для приказов министерств и ведомств - они вводят соответствующие нормы, только если получат соответствующие распоряжения от КМУ.

Налогоплательщик - лицо, которое платит налог, т.е. перечисляет средства в бюджет. Как правило, в налоговом законодательстве термин «налогоплательщик» заменяется более простым выражением - «плательщик». При этом совершенно не важно - за счет какого имущества производится такой платеж. А он может производиться или за счет имущества налогоплательщика, или за счет имущества субъекта уплаты налога.

Субъект уплаты налогов - лицо, за счет имущества которого плательщик производит уплату налога в бюджет. Классическим примером налога, в котором наглядно выявляется сущность налогоплательщика и субъекта уплаты налогов является налог с доходов физических лиц. В частности, физическое лицо, которое является наемным работником на предприятии (т.е. наемным работником юридического лица) выступает в роли субъекта уплаты налога. Ибо с физического лица налог этот удерживается юридическим лицом. И в дальнейшем юридическое лицо уплачивает в бюджет средства, удержанные с наемного работника. Таким образом, юридическое лицо выступает в роли плательщика (обратите внимание, что предприятие платит деньги не свои, а наемного работника).

Существует целая группа налогов, в которых плательщиком и субъектом уплаты налога являются разные лица. Такими, например, являются налог на добавленную стоимость, акцизный сбор. Но есть такие налоги, где плательщик и субъект уплаты налога - это одно и то же лицо. К ним, в частности, можно отнести: налог на прибыль; налоги имущественные; все налоги, уплачиваемые при операциях импорта.

Объект налогообложения - событие, вещь, явление существования которых предполагает уплату соответствующего налога (например, наличие квартиры, или наличие прав на земельный участок, продажа товара, получение дохода). Предмет налогообложения не порождает величины налоговых обязательств. Наличие предмета налогообложения указывает на то, что у плательщика возникает необходимость уплатить налог. Его величина будет определена в процессе дальнейших экономических расчетов.

База налогообложения - это количественное выражение предмета налогообложения. Представляет собой (чаще всего) стоимостное измерение предмета налогообложения. Может измеряться стоимостными, количественными или качественными показателями.1

Масштаб налога - параметр измерения объекта или базы налогообложения. Применяется, если база налогообложения устанавливается не в стоимостном измерении, а в иных показателях. Так, например, масштабом налога на землю является площадь. Для алкогольной продукции - соответственно, содержание спирта. Для налога с владельцев транспортных средств - соответственно, объем двигателя.

Единица налога - условная единица принятого масштаба. Так, в частности, единицей налога на землю является (в зависимости от назначения земли) гектар или квадратный метр. Для акцизного сбора - проценты содержания спирта этилового (для алкогольной продукции) или кубические сантиметры - для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Сущность предыдущих элементов налога рассмотрим на примере расчета величины пошлины, которая должна быть уплачена при ввозе автомобиля на таможенную территорию. В этом примере предмет налогообложения - действие, связанное с осуществлением операции внешнеэкономической деятельности, объект налогообложения - пересечение таможенной границы автомобилем, масштаб налога - объем двигателя автомобиля, единица налога - кубический сантиметр объема двигателя, база налогообложения - количество кубических сантиметров в объеме двигателя;

Бухгалтерский учет (БУ) - на его основе производится учет выполнения абсолютно всех хозяйственных операций, которые осуществляются плательщиком налогов. Только при соблюдении норм БУ можно исключить вероятность того, что окажется не учтенной какая-нибудь из операций, которая является объектом налогообложения. Достоверность бухгалтерского учета является гарантией формирования достоверной налоговой базы;

Налоговый учет (НУ) - обеспечивает выявление и регистрацию всех операций, по факту выполнения которых возникают налоговые отношения плательщика с бюджетом (т.е. отношения, связанные или с необходимостью увеличения суммы уплачиваемых налогов, или с возможностью уменьшить эту сумму).

Наличие одновременного бухгалтерского и налогового учета вовсе и не обязательно. Существуют такие страны (например США), где ведется только бухгалтерский учет. А налоговый осуществляется на основании бухгалтерского учета. Но такая норма чрезвычайно усложняет методику БУ. Поэтому в Украине принято решение осуществлять НУ.

Налоговый период - это продолжительность периода, на протяжении которого у плательщика возникает объект налогообложения, и за который необходимо уплатить налог. Определяет периодичность уплаты налогов (или один раз в месяц, или же раз в три месяца, в полугодие, в год). Так, например, налоговым периодом НДС является один месяц (квартал), а налога на прибыль - квартал (или один год). Тем, кто изучает этот курс самостоятельно, предлагается дополнить этот перечень примером других налогов, которые рассматриваются в следующих учебных темах:

Ставка налога - устанавливается или в процентах к базе налогообложения, или в твердой сумме на единицу объекта налогообложения. Примером твердой суммы является ставка акцизного сбора на нефть и нефтепродукты - она устанавливается в количестве Евро за каждую тонну соответствующего продукта.

Налоговый расчет - документ, в котором фиксируется и обосновывается сумма уплаченного налога. В зависимости от вида налога, это может быть или налоговая декларация, или справка о расчете суммы налогов, или отчет об уплаченных налогах.

Срок подачи налогового расчета - эти предельный срок представления документа. Устанавливаются в законодательном порядке и при нарушении срока к плательщикам применяются санкции за нарушение требований налогового законодательства..

Методика (формула) определение суммы налога, который подлежит уплате - как правило, она отражается в методике составления налогового расчета.

Налоговые льготы - необязательный элемент (с точки зрения фискальных требований). Но с точки зрения государственного регулирования эта норма является обязательной и первостепенной.

Срок уплаты налога - определяет предельные сроки налоговых платежей. При их нарушении к плательщикам применяются санкции как к лицам, уклоняющимся от налогообложения.

Получатель (бюджет или внебюджетный фонд) представляет собой реквизиты банковского учреждения (или Государственного Казначейства), на счет и по адресу которых следует перечислять налоговые платежи.

Сводный перечень элементов налогов показан в табл. 1.1.

Таблица 1.1.