15.1.1. Налог на пользователей автодорог
Налог на пользователей автодорог представляет собой один из наиболее массовых и, возможно, один из наиболее тяжелых для хозяйствующих агентов налогов.
Налогоплательщиками налога на пользователей автодорог признаются предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные в России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица.
Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (товаров, работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценой товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
При исчислении налогооблагаемой базы из выручки от реализации продукции исключается НДС, акцизы, экспортные пошлины, налог с продаж и некоторые лицензионные сборы.
Выручка от реализации для целей налогообложения налогом на пользователей автодорог имеет некоторую специфику определения в зависимости от характера деятельности той или иной организации или предприятия.
Так, бюджетные и некоммерческие организации, реализующие продукцию и осуществляющие продажу товаров, уплачивают налог от выручки, полученной от реализации этой продукции.
Организации, которые предоставляют имущество в аренду (как в том случае, если эта деятельность является уставной, так и во всех иных случаях сдачи имущества в аренду), в том числе по договору лизинга (кроме имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности), уплачивают налог с суммы арендной платы, полученной от реализации этих услуг.
Банки и другие кредитные учреждения уплачивают налог от выручки, полученной от реализации банковских и иных услуг. Фактически под суммой реализуемых услуг понимается сумма доходов банка, полученных им в результате деятельности. Не включаются в налогооблагаемую базы доходы по государственным ценным бумагам и ценным бумагам органов местного самоуправления.
Страховые организации уплачивают налог от выручки, полученной от реализации страховых услуг. При этом по ценным бумагам налог уплачивается от суммы разницы между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленными с момента их последней выплаты, за вычетом расходов по продаже в виде комиссионных и иных вознаграждений — с другой.
Пример 47. Допустим, что ценная бумага, проданная страховой
организацией, имела балансовую стоимость 1000 руб. Продана она была за
1500 руб. Сумма процентов, которая должна была быть начислена по этой
ценной бумаге с момента последней выплаты процентов до момента продажи,
составит 25 руб. Расходы на выплату комиссионного вознаграждения
составили 1% от выручки от реализации ценной бумаги (т. е. 15 руб.). Таким
образом, в состав облагаемой налогом базы должно быть включено
1500 - 1000 - 25 - 15 = 460 руб.
Это же положение распространяется и на профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды.
По ряду видов деятельности установлены специфические положения, которые необходимо учитывать при определении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автодорог. Такие положения имеются по коммерческим организациям, учредителями которых являются религиозные организации; по угледобывающим и углеперерабатывающим организациям; по строительным, проектным, научно-исследовательским организациям; организациям трубопроводного транспорта и по ряду других предприятий и организаций.
От уплаты налога на пользователей автодорог освобождаются:
• колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения,
акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством
сельскохозяйственной продукции, удельный вес которой в доходах от
реализации более 70%;
• предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог
общего пользования и отдельных магистральных улиц федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга, в части выручки, полученной от
этой деятельности;
• иностранные юридические лица, привлекаемые на период реализации
целевых социально-экономических программ жилищного строительства
и некоторых других проектов, осуществляемых за счет займов, кредитов
и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемой
международными организациями и иностранными государствами;
• органы управления и подразделения Государственной противопожарной
службы МВД;
• субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную
систему налогообложения, учета и отчетности;
• налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на
вмененный доход;
• российские и иностранные юридические лица, выполняющие
соглашения о разделе продукции, а также организации некоторых
других категорий.
Ставки налога на пользователей автодорог установлены в следующих размерах:
• 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг);
• 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров,
реализуемых в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и
торговой деятельности.
Некоторую проблему представляет уплата налога на пользователей автодорог в случае совместной деятельности без образования юридического лица. Как установлено законом, налогоплательщиками этого налога являются юридические лица. В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязанность по уплате налога возникает у собственника товаров (работ, услуг). Исходя из этого, в рамках совместной деятельности при возникновении объекта налогообложения по налогу на пользователей автодорог обязанности по его уплате возникают у участников в соответствии с их долями в реализуемой продукции (работах, услугах), установленными договором. Обязанности по уплате этого налога участники договора могут исполнять через одного уполномоченного или участника — уполномоченного представителя.
Источник уплаты налога на пользователей автодорог — себестоимость продукции или издержки обращения. Это означает, что суммы этого налога подлежат вычету в составе издержек при определении величины прибыли, подлежащей налогообложению.
Пример 48. Допустим, что выручка от оказания посреднических услуг
фирмой «АВС» составила 200 тыс. руб. (комиссионный процент), определим
сумму налога на пользователей автодорог, которую должна будет уплатить
эта фирма.
Выручка от реализации для целей налогообложения определяется без
НДС, акцизов, экспортных пошлин. В данном случае в состав выручки включен
только НДС. Определим налогооблагаемую базу: 200 тыс. - 200 тыс. • 0,1667=
= 166,66 тыс. руб. Тогда сумма налога на пользователей автодорог составит
166,66 тыс. • 0,01 = 1,67 тыс. руб.
Уплата налога на пользователей автодорог производится ежемесячно на основании данных о реализации продукции и продаже товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца.
- Л.Н. Лыкова Налоги и налогообложение в России
- Предисловие
- Раздел I. Основные определения и понятия
- Глава 1. Понятие и сущность налога
- Глава 2. Виды налогов и их характеристика
- Глава 3. Основные элементы Закона о налоге
- 3.1. Понятие обязательных и факультативных элементов Закона о налоге
- 3.2. Субъект налогообложения и носитель налога
- 3.3. Предмет и объект налогообложения
- 3.4. Налоговая база, источник налога и налоговый период
- 3.5. Налоговые ставки и методы налогообложения
- 3.6. Налоговые льготы
- 3.7. Способ уплаты налога
- Вопросы для повторения
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения в России
- Глава 4. Налоговая история до начала XX в.
- Глава 5. Налоговые механизмы в конце XIX — начале XX в.
- Глава 6. Использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х годов XX в.
- Структура налоговых поступлений в государственный бюджет в 1925-1926 гг., млн руб. (% к итогу)
- Глава 7. Налоговые механизмы накануне рыночных реформ
- Вопросы для повторения
- Раздел III. Современная налоговая система России
- Глава 8. Общая характеристика российской налоговой системы
- Вопросы для повторения
- Глава 9. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 9.1. Основные этапы расчета налога на прибыль предприятий и организаций
- 9.2. Специфика обложения налогом на прибыль малых предприятий
- 9.3. Порядок уплаты налога на прибыль филиалами предприятий
- 9.4. Зачет налога на прибыль, уплаченного за рубежом
- 9.5. Некоторые особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам
- Вопросы для повторения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость
- Вопросы для повторения
- Глава 11. Акцизы
- 11.1. Акцизы на товары
- 11.2. Акцизы на отдельные виды минерального сырья
- Ставки акцизов на минеральное сырье:
- 11.3. Акцизы на импортируемые товары
- Вопросы для повторения
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц
- 12.1. Этап первый — определение налогоплательщика
- 12.2. Этап второй — определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход
- 12.3. Этап третий — установленные законодательством вычеты
- 12.4. Этап четвертый — расчет налога по основной ставке
- 12.5. Обложение доходов не по основной налоговой ставке
- Вопросы для повторения
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы
- 13.1. Таможенная пошлина
- 13.2. Таможенные сборы
- Вопросы для повторения
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
- 14.1. Платежи за пользование недрами
- 14.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
- 14.3. Платежи за пользование лесным фондом
- 14.4. Водный налог
- 14.5. Экологические платежи (экологический налог)
- Вопросы для повторения
- Глава 15. Прочие федеральные налоги
- 15.1. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
- 15.1.1. Налог на пользователей автодорог
- 15.1.2. Налог с владельцев транспортных средств
- 15.2. Единый социальный налог
- 15.3. Налог на наследование или дарение
- 15.4. Налог на игорный бизнес
- 15.5. Налог на операции с ценными бумагами
- 15.6. Государственная пошлина
- Вопросы для повторения
- Глава 16. Региональные и местные налоги в Российской Федерации
- 16.1. Налог на имущество предприятий
- 16.2. Налог с продаж
- 16.3. Земельный налог
- 16.4. Налог на рекламу
- 16.5. Налог на имущество физических лиц
- Вопросы для повторения
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения в разных сферах деятельности
- 17.1. Налоговое регулирование иностранных инвестиций в России
- 1998 Г. 1999 г. 2000 г.
- 17.2. Налогообложение малого предпринимательства в России
- 17.2.1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности
- 17.2.2. Налог на вмененный доход
- 17.3. Некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России
- Вопросы для повторения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации
- Вопросы для повторения
- Раздел IV. Российская и канадская налоговые системы: некоторые общие черты и различия
- Глава 19. Общая характеристика налоговых систем двух стран
- Глава 20. Особенности исчисления отдельных налогов в Канаде
- 20.1. Индивидуальный подоходный налог
- 20.2. Налог на товары и услуги
- 20.3. Налог на прибыль корпораций
- 1987Г. 1992 г. 1994г.
- 20.4. Акцизы
- Глава 21. Некоторые налоги канадских провинций
- 21.1. Индивидуальные подоходные налоги
- 1972Г. 1990г. 1994г.
- 21.2. Налоги с продаж
- 21.3. Налоги на прибыль корпораций в провинциях
- 21.4. Некоторые другие налоги в провинциях
- Рекомендательный библиографический список
- Программа курса
- Раздел II. Основные вехи истории налогообложения
- Глава 10. Налог на добавленную стоимость …………………. 98
- Глава 11. Акцизы ………………………………………………… 115
- Глава 12. Налог на доходы физических лиц ………………….. 130
- Глава 13. Таможенные пошлины и таможенные сборы ……… 155
- Глава 14. Налоги и платежи, связанные с эксплуатацией
- Глава 15. Прочие федеральные налоги ………………………….. 188
- Глава 16. Региональные и местные налоги
- Глава 17. Некоторые особенности налогообложения
- Глава 18. Налоговый контроль в Российской Федерации ……….. 272