logo search
4к-2сесия / МНС 09з-1 4курс / Основы налоговой системы (4к) (МНС) / КОНСПЕКТЫ / Пособие 2006

Раздел I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1. Сущность и виды налогов

    1. Налогообложение как элемент экономической и социальной стратегии государства

Сущность налогообложения

Налоги являются важнейшей финансовой, экономической и политической категорией, которая определяет взаимоотношения граждан с государством. Благодаря налогам устанавливаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками и обеспечивается выполнение государством тех функций, ответственность за которые оно приняло на себя.

Возникновение налогообложения связано с появлением государства, его аппарата необходимостью выполнять функции государственного управления. С удержанием налогов связана жизнедеятельность и функционирование любого государства. Сколько существует государство, столько существуют и налоги. Изменяется только название основных субъектов налогообложения. Раньше были собиратели налогов, а сегодня - налоговые инспекторы. Русское название «налоги» происходит из понятия «наложить подать». А в украинском языке слово «подать» так и осталось: «податок». Его содержание - подать государству, т.е. отдать ему определенную часть имущества плательщика.

Государство отвечает за выполнение определенных государственных действий и обязанностей, т.е. таких функций социально-экономического характера, которые в принципе способен выполнять каждый из его граждан, но которые более всего целесообразно выполнять государству в целом. Ими являются, например, охрана территориальной целостности государства и сохранение общественного порядка, обеспечение минимально необходимого уровня образования, здравоохранения, сохранение и приумножение достояний национальной культуры. Для выполнения этих функций государству необходимы финансовые ресурсы. Для их аккумуляции и используется налогообложение.

Итак, налоги - это оплата услуг государства за обеспечение гражданских прав и свобод граждан страны. Как социально-экономическая категория она имеет две стороны. Одна из них - это безусловная обязанность каждого гражданина страны платить их. Во многих государствах сокрытие доходов и уклонение от их уплаты рассматривается как одно из наиболее серьёзных преступлений, порицаемых не только государством, но и общественным мнением.

Итак, одна сторона категории «налог» - это обязательность его уплаты. И, к сожалению, вся сила воздействия на формирование отношения общественности к проблеме налогов направлена, главным образом, на неё. И намного меньше внимания уделяется другой стороне данного феномена - обеспечению целевого характера использования собранных налоговых средств. Конечно же, решение этой проблемы лежит за пределами курса «Налоговая система». Однако изучающие этот курс должны четко представлять, что примеры ненаказуемого нецелевого использования бюджетных средств (чем становятся саккумулированные налоговые платежи) ведут к фактам отказа от уплаты налогов.

Источником финансовых ресурсов, создаваемых системой налогообложения, является валовой внутренний общественный продукт (ВВП).

ВВП складывается из стоимости потребленных средств производств (перенесенной стоимости - C), выплаченной заработной платы (продукта для себя - V) и прибыли (добавленной стоимости - M). М состоит из двух частей: прибыль для предприятия (М1) и прибыль для общества (т.е. М2). Величина М2 формируется с помощью уплаты налогов.

Значение налогообложения заключается в том, что оно обеспечивает формирование доходной части бюджета государства.

Общий размер налоговых сборов зависит от масштаба функций, принимаемых на себя государством. Стремление к централизации управления народным хозяйством ведет к росту сумм взимаемых налогов.

Таким образом, налогообложение - это изъятие части стоимости созданного общественного продукта для использования его с целью выполнения функций государства.

Налогообложение имеет также существенную политическую составляющую, поскольку функции государства формируются политическими методами и исходя из его политических целей. И чем больше политических целей ставит перед собой государство, для достижения которых требуются определенные финансовые ресурсы, тем большие суммы налогов приходится государству взимать.

Теоретически, в налогах отражается их социальное значение как инструмента распределения и перераспределения доходов государства. Исходя из этого, налоговые платежи имеют отличительные особенности относительно любых других видов платежей.

Отличительные признаки налоговых платежей

1) Законность отчуждения - налог представляет собой отчуждение части собственности субъектов в пользу государства, необходимой для выполнения принятых им на себя функций и отчуждаемой на законных основаниях. Размер этой части устанавливается нормативными актами о налогообложении. Это означает, что плательщик имеет право лично убедиться в том, что сумма его обязательного платежа изымается на основании документа, имеющего законную силу. Если плательщик убежден, что такой законный документ отсутствует, возникает чувство необязательности уплаты истребуемой суммы.

2. Законность принятия и введения - означает, что налоги устанавливаются и взимаются в порядке и на условиях, сформулированных в законодательных документах. Отсюда следует, что налог должен взиматься только на тех условиях, которые предусмотрены законом. То есть произвольно, без опоры на определенный закон, никто не имеет права вносить изменения в механизм удержания налога. И, с другой стороны, никому не разрешается произвольно, вопреки законодательным требованиям, осуществлять (или не осуществлять) налоговые платежи.

3. Обязательность взноса - т.е. уплата налогов имеет не добровольный, а принудительный, безусловный характер. То есть плательщик не имеет права выдвигать перед государством условия платежа, ссылаясь на то, что если это условие государство не выполнит, то плательщик не заплатит налог.

В связи с обязательностью платежа в налоговом законодательстве применяется понятие «презумпция виновности» - плательщик всегда обязан заплатить налог (т.е. виновен в платеже)1. Оно означает, что плательщики, с одной стороны, в обязательном порядке должны уплатить налог в полном объеме, предусмотренном законодательством, а с другой стороны, в случае уплаты налога в меньшем объеме на льготных основаниях, он должен доказать, что право на льготу им использовано обоснованно.

4. Внесение налога в бюджет в денежной форме применяется в отдельных случаях, когда у плательщика возникают недоимки по налогам, и взыскание обращается на другое (т.е. неденежное) имущество налогоплательщика. Но в случаях, когда налагается такой метод взыскания, отчуждаемое движимое или недвижимое имущество подлежит реализации, и только после получения выручки от реализации, она вносится в бюджет.

В некоторых странах применяются натуральные способы уплаты налогов (например, в Лаосе и Вьетнаме взимается налог рисом).

5. Безвозмездность уплаты означает, что, с одной стороны, обязательства по уплате налогов являются односторонними, а с другой, в налогообложении существует только одна обязанная сторона - налогоплательщик. При получении налогов, государство не принимает на себя никаких обязательств, поэтому налогоплательщик не имеет никаких прав, которые конкретно обсуждаются. Другими словами, плательщик не имеет права требовать у государства компенсации каким-либо имуществом на сумму, равную величине уплаченного налога.

Этот признак проявляется в форме безвозвратности налога. Возврат возможен или при переплате, или при наличии льгот.

6. Платежи в бюджет или внебюджетные фонды, которые выступают получателями налогов. Ими являются или бюджет государства, или бюджеты местных органов самоуправления.

В ряде случаев налоги уплачиваются не в бюджет непосредственно, а на счета определенных государственных учреждений и организаций. Но в этом случае они являются распорядителями определенных бюджетных счетов. Примером является уплата сборов в Пенсионный фонд Украины или уплата налога с владельцев транспортных средств, часть которого поступает на счет производственного объединения «Укравтодор» (для финансирования строительства и содержания автомобильных дорог).

7. Абстрактность налогового платежа. При внесении в бюджет налоги не имеют целевого назначения. Средства поступают в бюджет на нужды всего государства. И только после внесения в бюджет средства перераспределяются на отдельные статьи расходов.

Данный принцип касается даже тех налогов, которые имеют целевую направленность (например, платежи в Государственный пенсионный фонд Украины). Ведь плательщику при осуществлении платежа абсолютно не известно, куда именно будут направлены уплаченные им средства. Ибо соответствующие названия расходных статей бюджетов отсутствуют.