9. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Важность данного элемента учетной политики корпорации обусловлена тем, что на долю выручки от реализации продукции приходится значительная часть доходов корпораций, особенно это актуально в период хронических неплатежей. Данный вопрос в настоящее время вызывает значительные расхождения во взглядах на его решение у различных авторов.
В соответствии с п. 70 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, действовавшего до 1 января 1995 г., выручка от реализации продукции (работ, услуг) определялась либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах – по поступлении средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами – по поступлении средств в кассу), либо по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.
В тексте нового Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. №170, введено в действие с 1 января 1995 г.) прямо не говорится о вариантах учета выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Текст примерно такого же содержания, касающийся вариантности определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), содержится в п. 13 Положения о составе затрат (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. №552).
Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. №661 в п. 13 внесено дополнение, и теперь соответствующий абзац начинается с фразы "для целей налогообложения". Эта фраза означает, что вариантность определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) начиная с 1995 г. в соответствии с Положением о составе затрат... остается только для целей налогообложения. Для целей же составления бухгалтерской отчетности действует принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, который, по мнению Л. П. Хабаровой, означает в отношении признания выручки реализацию "по отгрузке".
Но не всеми экономистами данное положение признается как неоспоримый факт. Так, С. А. Николаева считает, что «возможность применения вариантов определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) косвенно вытекает из содержания отдельных положений нормативных актов Минфина Российской Федерации (см. п. 52 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (текст с 1 января 1995 г.), Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, с учетом изменений приказа Минфина Российской Федерации от 28 декабря 1994 г. №173 – п. "Коммерческие расходы", текст приказа Минфина Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. №168 "О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности и указаниях по их заполнению в 1995 г." и другие)».
По нашему мнению, в настоящее время сохраняется возможность применения не только варианта определения выручки от реализации "по отгрузке", но и варианта "по оплате". Причем, при использовании варианта "по отгрузке", выручка от реализации в различных ситуациях может отражаться в учете в разное время в зависимости от условий договора. Это можно утверждать исходя из следующего.
П. 17 Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г. гласит: "По строке 010 "Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг" (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) показывается выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), доход от продажи товаров и другие доходы, учитываемые на сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" для определения финансовых результатов от реализации по методу отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов или иному моменту возникновения права собственности у приобретателя по договору".
Обращают на себя внимание слова "иному моменту возникновения права собственности у приобретателя по договору". Они отсылают нас к разделу 2 "Право собственности и другие вещные права (части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. В ст. 219 данного раздела сказано: "Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации". Если такое же положение будет предусмотрено в договоре между предприятием и потребителем продукции, то производитель будет обязан отразить в учете выручку от реализации не в день приемки-передачи продукции, а в день оприходования продукции на складе потребителя. Промежуток времени между этими двумя событиями может пройти достаточно большой и в связи с этим отгрузка, оформленная производителем в одном отчетном периоде, в учете потребителя может быть проведена в следующем отчетном периоде.
Вариант отражения выручки от реализации "по оплате" также возможен, "если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели от реализации к покупателю (заказчику) после момента поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции (товаров) на расчетный, валютный и иные счета организации в банках либо в кассу организации непосредственно" (абз. пятый п. 17 Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 г.).
Иными словами, в настоящее время момент отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг) полностью зависит от момента перехода права собственности на реализуемую продукцию (работы, услуги) от продавца (подрядчика) к приобретателю (заказчику). Сам же момент перехода права собственности должен быть обусловлен договором с учетом требований, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и других законодательных актах.
Таким образом, корпорация может влиять на момент отражения в учете выручки от реализации продукции (а, следовательно, и на величину финансовых результатов конкретного отчетного периода) путем включения соответствующих положений в договора поставки продукции.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Раздел 1. Общие аспекты управления корпорациями Глава 1. Общие аспекты деятельности корпораций
- 1.1. Российские корпорации в современной экономике
- Этапы становления корпоративного управления
- Баланс интересов
- Направления и этапы реформирования деятельности
- Типы корпоративных объединений
- Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
- Формирование исходных данных для управления корпорацией
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- 1.2. Экономическая среда деятельности российских корпораций
- Финансовые результаты
- Активы корпораций
- Инвестиционная активность корпораций
- Динамика валютного рынка
- Совершенствование фондовых механизмов
- Формирование стратегии корпорации
- 1.3. Модели корпоративного управления развитых рынков капитала
- Англо-американская модель2
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав совета директоров
- Законодательная база
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпорации, требующие одобрения акционеров
- Взаимоотношения между участниками
- Японская модель
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав совета директоров
- Особенности промышленной политики
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпораций, требующие одобрения акционеров
- Взаимодействие между участниками
- Немецкая модель5
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав Правления ("Vorstand") и наблюдательного совета ("Aufsichtsrat")
- Законодательная база
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпорации, требующие одобрения акционеров
- Взаимодействие между участниками
- 1.4. Зарубежный опыт функционирования корпораций Мировой рынок иностранных инвестиций
- Специфика корпоративных объединений
- Корпоративные объединения сша
- Японские сюданы
- Южнокорейские чеболи
- Корпоративные объединения Германии
- Глава 2. Правовое регулирование деятельности корпораций
- 2.1. Современное состояние законодательства о деятельности корпораций в России
- 2.2. Правовая среда функционирования корпораций Законодательство должно быть системным
- Необходимо координировать законотворческую деятельность органов власти
- Законы, не обеспеченные финансированием
- Законы, которые следует принять в первую очередь
- Система правового регулирования
- 2.3. Особенности российского корпоративного законодательства
- 2.4. Правовое регулирование составления консолидированной корпоративной отчетности
- Определение понятий дочерних и материнских компаний, зависимых обществ и контроля
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Глава 3. Региональная Деятельность корпораций
- 3.1. Система формирования финансовых отношений в регионе
- Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 3.2. Общие принципы инвестиционной политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 3. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- Взаимосвязь отдельных целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в регионе
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Инвестиционная среда
- Раздел 2. Финансовый поток корпорации как объект управления Глава 4. Кредитная деятельность корпораций
- 4.1. Разработка плана финансирования инвестиционного портфеля
- Риск промежуточной ликвидности
- Финансирование за счет выпуска акций
- Ссудное финансирование
- Правительственная помощь
- Привлечение финансовых ресурсов
- 4.2. Инвестиционная привлекательность корпорации
- Оценка формальных показателей
- Факторный анализ рентабельности активов
- Факторный анализ рентабельности собственного капитала
- Факторный анализ убытков предприятия
- 4.3. Привлечение дополнительных источников финансирования
- Варианты финансирования
- 1. Эмиссия обыкновенных акций
- 2. Эмиссия привилегированных акций
- 3. Эмиссия корпоративных облигаций
- 4. Получение банковских кредитов
- Бизнес-планирование и финансовый анализ как основа привлечения финансирования
- 4.4. Организация депозитарного обслуживания корпорации
- Основные термины
- Функции регистратора
- Анализ опыта регистраторской деятельности
- Алгоритм организации реестра Технология работы
- Информационные возможности регистратора
- Штат регистратора
- Эмиссия
- Снятие реестра. Подготовка собрания. Организация выплаты дивидендов
- Внедрение технологии регистратора
- Основы концепции депозитария корпорации Основные термины
- Функции депозитария
- Анализ опыта депозитарной деятельности
- Основные проблемы организации депозитарной деятельности
- Организация обслуживания обращения акций корпораций на фондовом рынке
- Организация эмиссии. Вторичный рынок
- Глава 5. Финансовая деятельность корпораций
- 5.1. Понятие финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы Государство
- Кредитные учреждения
- Место корпоративных финансов в финансовой системе государства
- 5.2. Стратегия управления финансами корпорации Структура корпоративной системы управления
- Финансовая стратегия корпорации
- 5.3. Применение международных стандартов финансовой отчетности в российских условиях
- Основные положения международных учетных стандартов Принципы международных стандартов финансовой отчетности
- Раздельное ведение счетов финансового и управленческого учета
- Нормы и принципы международных стандартов, применяемые в российской системе бухгалтерского учета Российская учетная практика и мсфо
- Основные направления трансформации российской системы бухгалтерского учета Необходимость перехода к международным стандартам финансовой отчетности
- Что дает использование мсфо
- Этапы преобразования российской системы учета
- 1. Приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с новыми экономическими условиями, формирование правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами:
- 2. Реорганизация системы нормативного регулирования:
- 3. Формирование бухгалтерской профессии:
- 4. Реорганизация системы подготовки кадров:
- Главные направления реформирования системы бухгалтерского учета Реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
- Формирование бухгалтерской профессии, соответствующей требованиям новой экономической реальности
- Реорганизация системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров
- 5.4. Оптимизация учетной политики с целью улучшения финансового состояния корпорации
- 1. Оценка запасов и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов.
- 2. Вариант учета и погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
- 3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
- 4. Учет процесса приобретения и заготовления материалов.
- 5. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
- 6. Учет ремонта производственных основных средств.
- 7. Вариант группировки и списания затрат на производство.
- 8. Способ (база) распределения накладных расходов между объектами учета.
- 9. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
- 10. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.
- 11. Учет курсовых разниц.
- 12. Порядок оценки кредиторской задолженности.
- Глава 6. Инвестиционная деятельность корпораций
- 6.1. Инвестиционный портфель Составляющие инвестиционного портфеля
- Структура портфеля
- Функции корпорации по управлению инвестиционным портфелем
- Инвестиционная стратегия
- 6.2. Определение экономической эффективности инвестиционного портфеля
- Определение показателей эффективности инвестиционного портфеля
- Методический подход к оценке эффективности инвестиционного портфеля
- Чистый приведенный доход
- Внутренняя норма доходности
- Срок окупаемости инвестиций
- Рентабельность проекта
- Сравнение показателей эффективности
- 6.3. Определение стоимости пакета акций Стратегия поглощения
- Оценка дисконтного потока средств ("дпс")
- Вычисление свободного потока средств
- Вычисление дисконтной ставки
- Вычисление конечной стоимости
- Метод сравнительного анализа компаний
- Сравнительный анализ операции
- Анализ заменяемой стоимости
- Российская специфика оценки пакетов акций
- 6.4. Методы принятия решения на корпоративное инвестирование Порядок принятия высшим менеджментом корпорации решения на инвестирование
- Анализ альтернатив управленческого решения на корпоративное инвестирование
- Раздел 3. Производственный поток корпорации как объект управления Глава 7. Инновационная деятельность корпораций
- 7.1. Инновационный процесс корпорации
- 7.2. Проектирование структуры корпоративного инновационного центра Научно-техническая и инновационная деятельность
- Основные направления работ по созданию инновационного центра в рамках корпорации
- Базисные положения и этапы проектирования
- Организационная структура и функциональные схемы
- 7.3. Инновационная стратегия корпорации Методы выбора инновационной стратегии
- Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
- 7.4. Управление внедрением инноваций Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия
- Управление процессом подготовки производства новой техники
- 7.5. Американский корпоративный опыт управления инновационной деятельностью
- Основные формы организации работ по реализации инновационных решений
- Венчурные предприятия
- Глава 8. Производственная деятельность корпораций
- 8.1. Планирование и организация производственных процессов в корпорации Планирование производственной структуры
- Деятельности корпорации
- 8.2. Зарубежный опыт планирования производства
- Современные тенденции планирования производства
- Международные концепции управления производством
- Планирование производственных ресурсов
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства (гпгп)
- Спрос гпгп
- Общее планирование мощностей
- Mrp или планирование потребностей в материалах
- Crp или планирование потребностей в мощностях
- Drp или планирование потребностей в распределении
- 8.3. Мотивация участников производственных процессов
- Мотивационные модели зарубежных стран, их сущность и содержание
- Опыт апробации мотивационных моделей на предприятиях России
- Мотивация участников технологических цепочек
- 8.4. Контроль функционирования технологического процесса Первый этап контроля: контроль взаимодействия предприятий
- Второй этап контроля: анализ влияния факторов на изменение показателя взаимодействия
- Третий этап контроля: выявление узкого места в цепочке
- Глава 9. Управление качеством продукции
- 9.1. Координация управления качеством в рамках корпорации
- Организационные формы управления качеством
- Решения внешней направленности: рынок или корпоративная иерархия
- Решения внутренней направленности: управление качеством в корпоративной иерархии
- Анализ трансакционных издержек, связанных с обеспечением качества
- 9.2. Основные этапы развития систем качества
- 9.3. Понятие и аспекты качества продукции Понятие качества
- Аспекты качества продукции
- 9.4. Основные принципы контроля качества Контроль качества
- Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку
- Стандарты статистического приемочного контроля
- Управление запасами и товарная политика. Создание системы логистики
- Назначение и типы запасов
- Системы управления запасами
- 10.2. Методика оперативного управления затратами и закупками Оперативное управление затратами
- Регулирующие параметры при управлении запасами
- И условно-переменные
- Финансовая сущность метода "директ-костинг"
- Расчет суммы постоянных затрат корпорации
- Оценка эффективности затрат
- Оперативное управление закупками
- 10.3. Методика оперативного управления дебиторской задолженностью Общее понятие дебиторской задолженности
- Отраслевые клиринговые центры
- Принципы функционирования клиринговых палат
- Функции финансовой части процесса клиринга
- Процедура взаиморасчетов в Клиринговой палате
- Процедура взаиморасчетов состоит из следующих этапов:
- Продажа дебиторской задолженности Факторинг
- Форфейтинг
- Глава 11. Антикризисное управление корпорациями
- 11.1. Анализ проблем и диагностика причин низкой инвестиционной привлекательности корпорации Общеэкономический анализ корпорации
- Анализ спада производства
- Анализ общего финансового состояния
- Анализ ликвидности
- Анализ финансовой устойчивости
- Анализ вероятности банкротства
- 11.2. Методика повышения инвестиционной привлекательности несостоятельного предприятия
- Корпорация на различных стадиях банкротства Скрытая стадия банкротства
- Финансовая неустойчивость
- Явное банкротство
- Процесс стабилизации
- Наблюдение
- Диспетчирование товарно-финансовых потоков несостоятельной корпорации
- 11.3. Методика анализа возможностей финансового оздоровления корпорации
- Анализ продукции
- Анализ внутренней структуры
- Анализ внешнего окружения
- Прогноз финансового состояния корпорации. Разработка путей ее оздоровления
- Глава 12. Управление корпоративной собственностью
- 12.1. Сущность, критерии эффективности и методы управления корпоративной собственностью Содержание процесса управления корпоративной собственностью
- Цели, задачи и критерии эффективности управления корпоративной собственностью
- Критерии эффективности управления корпоративной собственностью
- Выделение корпоративной собственности и ее структуризация
- Классификация корпоративной собственности
- 1. По видам корпоративной собственности:
- 2. По отраслевому признаку:
- 3. По степени ликвидности:
- 4. По величине доли (пакета акций):
- 5. По степени индустриализации:
- 6. По степени участия на рынке производимой продукции:
- Классификация методов управления кс
- 12.2. Управление долями в уставных капиталах и пакетами акций Критерий эффективности использования корпоративных пакетов акций
- Доходность к погашению
- Дивидендная ставка
- Ликвидность
- Динамика курсовой стоимости
- Меры по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в корпоративной собственности
- Формирование цикла управления корпоративными пакетами акций
- Программа реализации корпоративных пакетов акций
- Управление пакетами акций предприятий
- Недопущение обесценения пакета акций
- Немедленная продажа пакета
- Стратегия "Инвестиций"
- Проблемы Двойное налогообложение
- Обеспечение контроля
- Проведение предварительной работы
- Управление пакетами акций и отладка рыночной инфраструктуры
- Введение акций в листинг Российской Торговой Системы (ртс)
- Вывод акций на международные рынки
- 12.3. Управление корпоративным недвижимым имуществом Цикл управления корпоративным недвижимым имуществом
- Инвентаризация и учет недвижимого имущества
- Оценка стоимости и правового положения объекта недвижимого имущества
- Метод оценки по сравнимым продажам
- Методы соотнесения и экстракции
- Метод капитализации земельной ренты (метод развития)
- Метод капитализации дохода
- Прогнозирование будущих доходов
- Капитализация будущих доходов
- Оценка эффективности использования объектов недвижимости
- Планирование вариантов использования недвижимости
- Реализация запланированных мероприятий Алгоритм реализации мероприятий
- Проведение открытого конкурса
- Контроль использования корпоративного недвижимого имущества
- 12.4. Управление нематериальными активами корпораций Нематериальные объекты корпоративной собственности
- Виды нематериальных объектов корпоративной собственности
- Объекты промышленной собственности
- Объекты авторского права
- Синтетические оис
- Программные продукты
- Конструкторская документация
- Аудиовизуальные произведения
- Информационные ресурсы
- Клиентура
- Информация, связанная с недвижимостью
- Образование
- Хозяйственный оборот нос
- Принципы учета нма
- Амортизация
- Передача прав
- Права по распоряжению патентом
- Передача прав на "ноу-хау"
- Авторский договор и авторское вознаграждение
- Особенности авторских договоров на уступку прав на ппп
- Цикл управления нос
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения Приложение 1
- Приложение 2
- Бандурин Александр Владимирович деятельность корпораций
- 103055, Москва, ул. Палиха, 2а