Система правового регулирования
Под правовым регулированием мы предлагаем понимать обдуманное, цивилизованное, с учетом мирового опыта, целенаправленное воздействие норм права (а, следовательно, самого государства в целом) на конкретные участки жизни и деятельности общества и граждан, в данном случае в сфере акционирования и акционерной деятельности. Справедливо подчеркивается, что: "Предназначение правового регулирования состоит в том, чтобы возможно адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективно складывающееся содержание и структуру рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений".
Эффективным действенным фактором такого рода правового регулирования деятельности корпоративных объединений и выступает обширный пакет законодательных документов, о котором велась речь выше. На основании сказанного можно сделать вывод, что в правовом регулировании:
а) действуют общие каналы, общие условия, общие типы, методы, способы и механизмы регулирования, относящиеся к любым областям жизни;
б) действуют конкретные, специфические правовые нормы, относящиеся к той или иной сфере (например, акционированию).
За их пределами остаются соответствующие относящиеся к собственно внутренней сфере определенной деятельности нормы регулирования, которые принято характеризовать как корпоративное управление.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо в главных, принципиальных моментах раскрыть определяющие вопросы правового регулирования, например, в системе таблиц, а затем завершить характеристику правового положения и правового регулирования акционерных обществ, созданных в процессе приватизации8.
Итак, в таблицах проиллюстрированы следующие вопросы правового регулирования (табл. 8-11).
Таблица 8
Каналы правового воздействия
Правовое воздействие | |
Духовно-идеологическое воздействие права | Правовое регулирование |
Информационный канал | Властно-принудительный канал |
Ценностно-ориентационный канал | Канал стимулирования |
Таблица 9
Условия правового регулирования
Качество социальной среды | |||
Качество "энергетики" регулирования | Степень социальной активности | ||
Поле активности поведения | Поле сдерживания | Повторяемость (массовидность) | Единичность поведения |
Уровень интенсивности регулирования | |||
Зоны достаточной правовой насыщенности | Зоны "правовых" пустот | ||
Зоны неполного правового охвата | |||
Участки, требующие интенсивного правового регулирования | Участки, требующие "мягкого" (диспозитивного) правового регулирования |
Именно так наглядно выглядит современная развитая практика правового регулирования. Она целиком и полностью охватывает как сферу акционирования, так и сферу деятельности корпоративных объединений.
Таблица 10
Типы, методы и способы правового регулирования
Типы правового | Общедозволительный | ||
регулирования | Разрешительный | ||
| Централизованное (императивное) |
| Юридическое дозволение |
| регулирование – метод субординации |
| Юридическое запрещение |
Методы правового регулирования | Децентрализованное (диспозитивное) регулирование – метод координации | Способы правового регулирования | Общение дозволения запреты |
| Смешанные императивно-диспозитивные методы |
| Позитивное обязывание |
Таблица 11
Механизм правового регулирования (МПР)
|
|
| Законодательные органы | |
Правовой | Юридические | Субъекты | Судебные органы | |
"инструментарий" (правовые | нормы | правового регулирования | Правоохранительные органы | |
средства) |
|
| Нотариальные органы | |
|
|
| Адвокатура | |
| Правовые | Субъективные права | ||
| отношения | Юридические обязательства | ||
Акты реализации | Акты применения права | |||
прав и обязанностей | Индивидуальные обязывающие акты | |||
| Правоположения практики |
Рассмотрим правовое положение и реальное правовое регулирование деятельности корпоративных объединений, в том числе акционерных обществ, созданных в России в процессе приватизации.
Такого рода практику, связанную с организацией и функционированием корпоративных объединений, пришлось восстанавливать (создавать заново) после десятилетий административно-командного управления экономикой, использовать в ходе приватизации, а теперь и совершенствовать по мере продвижения к цивилизованной, отвечающей нормам международного права, демократически отрегулированной, сводящей к минимуму криминальные и иные негативные проявления рыночной экономике.
В соответствии с п. 3 ст. 96 и п. 5 ст. 98 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование деятельности акционерных обществ, образованных в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляется законодательством о приватизации.
Ст. 1 (п. 5) Федерального закона "Об акционерных обществах" продублировала аналогичную норму, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, но при этом ввела в правовой оборот характеризующие отличительные признаки, с приобретением которых для указанных акционерных обществ прекращается действие законодательства о приватизации и регулирование их деятельности осуществляется, в частности, Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Так, к упомянутым выше отличительным признакам Федеральный закон "Об акционерных обществах" относит отчуждение 75% принадлежащих государству или муниципальному образованию акций в таком акционерном обществе после окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
Следовательно, до момента отчуждения 75% принадлежащих государству или муниципальному образованию акций и не позднее срока окончания приватизации предприятия, определенного планом приватизации, сохраняется действие учредительных документов акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и порядок формирования органов управления этих обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности9.
По нашему мнению, необходимо обратить внимание на то, что подобное разграничение акционерных обществ в зависимости от способа их образования не случайно предусмотрено в действующем гражданском законодательстве.
Одним из аспектов, реформирования экономики является образование корпораций с использованием процедуры приватизации. Акционерные общества, создаваемые в процессе приватизации, образуются в основном ради цивилизованного перераспределения государственной собственности между акционерами при приватизации государственных и муниципальных предприятий. В то время как обычные акционерные общества, что и обусловлено законом, создаются с целью концентрации капитала, позволяющего осуществлять различные инвестиционные проекты, и при ограниченном риске их учредителей.
Поэтому при анализе правовых норм, содержащихся как в законодательстве о приватизации, так и в общем гражданском законодательстве, необходимо учитывать эту двойственность одной из наиболее эффективных – акционерных – организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.
В п. 3 ст. 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" содержится императивная норма, согласно которой учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие Федерального закона "Об акционерных обществах", подлежали приведению в соответствие с нормами указанного закона не позднее 1 июля 1996 г.10
В процессе приведения учредительных документов акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, в соответствие с требованиями федерального закона было необходимо учитывать особенности создания, организации и деятельности этих обществ, предусмотренные законодательством и нормативно-правовыми актами о приватизации в Российской Федерации. Игнорирование этих особенностей непременно привело бы к противоречиям действующему законодательству о приватизации и фактически дезавуировало бы весь процесс реформирования государственного сектора экономики.
Для любого исследования очень существенно обобщить и привести в единую систему (совокупность) представлений все разработанные и использованные нормативные установления, способствовавшие процессу акционирования в России.
Выделим наиболее существенные особенности создания и деятельности акционерных обществ в процессе приватизации, которые корректируются законом "Об акционерных обществах":
1) учредителями акционерных обществ в процессе приватизации являются комитеты по управлению государственным имуществом (п. 2. 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. №1535), уполномоченные выступать в таком качестве от имени государства – Российской Федерации, тогда как в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" государственные органы не могут выступать учредителями акционерных обществ, если иное не установлено законом;
2) величина уставного капитала определяется по данным баланса в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. №66, а по ст. 26 федерального закона минимальный уставный капитал для открытых акционерных обществ должен составлять не менее 1 000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества;
3) установлен статус "Золотой акции", предоставляющей особые права ("вето") ее владельцу (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392), тогда как в соответствии со ст. 31 федерального закона каждой обыкновенной акции предоставляется одинаковый объем прав;
4) в соответствии с планом приватизации привилегированные акции типа А в пределах 25% уставного капитала подлежали бесплатной передаче работникам предприятия, а ст. 34 федерального закона устанавливает, что все акции при размещении подлежат оплате;
5) учредительными документами акционерного общества являлись устав и план приватизации (см. п. 5. 10 Типового устава акционерного общества, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721, в редакции от 16 ноября 1992 г.), тогда как в настоящее время согласно ст. 11 федерального закона учредительным документом является только устав общества;
6) указанным Типовым уставом АО была предусмотрена только очная форма проведения общего собрания акционеров, тогда как в ст. 50 федерального закона установлены три формы проведения общего собрания: очная, заочная и смешанная;
7) при учреждении АО члены совета директоров и генеральный директор назначались соответствующим комитетом по управлению имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392), а в соответствии со ст. ст. 48 и 65 федерального закона назначение генерального директора при учреждении общества может быть в компетенции либо общего собрания акционеров, либо совета директоров, а совет директоров избирается при учреждении общества общим собранием акционеров;
8) согласно п. 7. 1 Типового устава АО председателем совета директоров являлся генеральный директор, то есть допускалось совмещение постов руководителя единоличного исполнительного органа общества и руководителя совета директоров (наблюдательного совета) общества, а п. 2 ст. 66 федерального закона устанавливает, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета);
9) по Указу Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392, в состав совета директоров автоматически входили генеральный директор (или его представитель), представитель фонда имущества (комитета) иди доверительного собственника, представитель трудового коллектива и местного представительного органа (по месту расположения или регистрации предприятия), тогда как в соответствии со ст. 66 федерального закона члены совета директоров избираются годовым общим собранием акционеров;
10) по Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721 (см. п. 7) за должностными лицами администрации преобразуемого предприятия закреплялись правомочия правления акционерного общества, а в соответствии со ст. 65 федерального закона образование исполнительного органа может находиться либо в компетенции общего собрания, либо в компетенции совета директоров общества;
11) ликвидационная комиссия создавалась по решению совета директоров (п. 13 Типового устава), тогда как ст. ст. 21, 22, 23 федерального закона устанавливают, что ликвидационная комиссия создается только решением общего собрания по представлению совета директоров.
В дополнение к сказанному следует отметить, что изменения в уставы акционерных обществ, находящихся в процессе приватизации и подпадающих под действие законодательных и нормативно-правовых актов о приватизации, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" вносятся в части, не противоречащей законодательству и нормативно-правовым актам о приватизации в Российской Федерации.
Как показал анализ опыта работы многих экспертов, в связи с отсутствием законодательного определения понятия "окончание процесса приватизации" на практике часто возникали спорные вопросы. Они касались правового положения акционерных обществ, пакеты акций которых по решению соответствующих государственных органов закреплены в государственной (муниципальной) собственности или которыми принято решение о выпуске (объявлении) "Золотой акции".
Следует также иметь в виду, что сложившаяся практика разрешения споров во многом исходила из того, что общие положения акционерного законодательства начинали применяться к акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, с момента отчуждения последней принадлежащей государству акции или до прекращения особых прав, предоставленных "Золотой акцией" (письмо Высшего арбитражного суда от 28 июля 1995 г. №С1-7/ОП-434).
Таким образом, если планом приватизации было предусмотрено закрепление пакета акций в государственной (муниципальной) собственности или принято решение о выпуске при эмиссии акций "Золотой акции", то нормы Федерального закона "Об акционерных обществах", по общему мнению, следовало применять в части, не противоречащей законодательству и нормативно-правовым актам о приватизации. До раскрепления и продажи закрепленного в государственной (муниципальной) собственности пакета акций или "Золотой акции" правовое регулирование деятельности акционерных обществ осуществлялось законодательством и нормативно-правовыми актами о приватизации в полном объеме.
Отметим также, что при этом на практике приходилось учитывать, что отсутствие решения о продлении сроков закрепления или продажи пакета акций, ранее зарезервированного в государственной (муниципальной) собственности, не давало оснований считать, что срок приватизации предприятия, определенный планом приватизации, истек, поскольку в приватизационном законодательстве не было определения того, что понимать под фактическим выполнением плана приватизации.
Однако позднее, в соответствии с введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. №1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" и в целях применения положений п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" было установлено, что окончанием срока приватизации, определенного планом приватизации предприятия, следует считать последнюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций либо окончания их закрепления в государственной собственности.
Таким образом, в случае отсутствия решения государственного органа о пролонгации срока закрепления в государственной (муниципальной) собственности пакета акций либо продления срока действия "Золотой акции" срок приватизации предприятия следует считать оконченным.
Необходимо отметить, что при подготовке проекта указа №1210 предполагалось внести некоторые изменения в Типовой устав акционерного общества, созданного в процессе приватизации, и подкорректировать некоторые положения Указов Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721 и от 29 января 1992 г. №66 в связи с введением в действие Федерального закона "Об акционерных обществах". Но эта работа не была доведена до логического конца, вследствие чего подавляющее большинство акционерных обществ вносило изменения в свои уставы на свой страх и риск. Ныне уже существует и действует вариант проекта Типового устава акционерного общества, созданного в процессе приватизации. Он приведен в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Защиту интересов государства или муниципальных образований призвана обеспечить специальная норма Федерального закона "Об акционерных обществах" (п. 4 ст. 28). Требование, установленное этой статьей, говорит о невозможности превышения срока, на который пакет акций закреплен в государственной или муниципальной собственности, а по истечении этого срока, независимо от того, были ли приватизированы закрепленные акции, общество имеет право увеличивать свой уставный капитал путем выпуска дополнительных акций независимо от того, что доля государства или муниципального образования в уставном капитале уменьшается.
Относительно механизма сохранения доли государства или муниципального образования при размещении дополнительных акций упомянутый федеральный закон не определил порядка проведения процедуры для сохранения государственной доли. Что, по-видимому, не случайно – наиболее эффективно такой порядок может определить совет директоров (наблюдательный совет) при условии, что Уставом общества или решением общего собрания может быть предусмотрено, что совет директоров вправе принимать решение об увеличении уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
Следовательно, если этот вопрос будет находиться в компетенции совета директоров, то последний вправе в решении об утверждении итогов размещения дополнительных акций определить механизм проведения названной процедуры.
В завершение данного анализа, нужно совершенно определенно подчеркнуть, что приватизация, акционирование, правовое регулирование этих процессов объективно привели к формированию гражданина России – собственника.
В этой связи, на сегодня можно выделить следующие группы собственников (акционеров) в России:
а) внешние акционеры:
государство;
инвесторы (владельцы крупных пакетов акций, неконсолидированные вкладчики);
б) внутренние акционеры:
администрация предприятий;
трудовой коллектив.
По имеющимся подсчетам на конец 1998 г. собственно распределение голосующих акций показывает, что в настоящее время располагают долями собственности:
1) трудовой коллектив – 52%;
2) администрация предприятий – 27%;
3) крупные сторонние инвесторы – 12%.
Однако это вовсе еще не безоговорочный показатель подлинного влияния тех или иных групп в жизни акционерных обществ и даже в корпоративном управлении.
И когда сегодня заходит речь о понятии "эффективного собственника", анализ показывает, что наряду с правовыми нормами, сказываются и внутренние условия, и среда жизнедеятельности:
1) Наличие у предприятия внешнего собственника, например, крупной корпорации, содействует лучшему решению таких вопросов его функционирования и развития, как
обеспечение качественного менеджмента;
приоритет задач долгосрочного развития;
доступ к финансовым ресурсам;
взаимодействие с властями;
привлекательность для новых инвестиций.
2) Наличие же внутреннего корпоративного собственника благоприятствует таким проявлениям, как
заинтересованность работников в конечном результате;
стабильность состава;
приоритет социальных задач;
содействие улучшению материального положения работников;
более строгое соблюдение прав других акционеров.
Понятно, что и внутренний, и внешний корпоративный собственник особо заинтересованы в эффективном управлении акционерным обществом, и в этой связи, в четком установлении и совершенствовании соответствующих норм права.
Все сказанное довольно подробно и основательно раскрывает значение, суть и своеобразие правового регулирования акционирования в процессе приватизации.
Вместе с тем, проведенный нами анализ нормативной базы акционирования и ее применения вполне можно продолжать и с привлечением других новых материалов и обширного опыта, приобретенного в России и других странах.
Но в целом задачи, которые мы определяли для данного раздела решены. Исследование показало, сколь сложный, актуальный и ответственный процесс уже удалось осуществить в 90-е гг. и теперь его надо успешно завершить на рубеже XX и XXI вв.
- Введение
- Раздел 1. Общие аспекты управления корпорациями Глава 1. Общие аспекты деятельности корпораций
- 1.1. Российские корпорации в современной экономике
- Этапы становления корпоративного управления
- Баланс интересов
- Направления и этапы реформирования деятельности
- Типы корпоративных объединений
- Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
- Формирование исходных данных для управления корпорацией
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- 1.2. Экономическая среда деятельности российских корпораций
- Финансовые результаты
- Активы корпораций
- Инвестиционная активность корпораций
- Динамика валютного рынка
- Совершенствование фондовых механизмов
- Формирование стратегии корпорации
- 1.3. Модели корпоративного управления развитых рынков капитала
- Англо-американская модель2
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав совета директоров
- Законодательная база
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпорации, требующие одобрения акционеров
- Взаимоотношения между участниками
- Японская модель
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав совета директоров
- Особенности промышленной политики
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпораций, требующие одобрения акционеров
- Взаимодействие между участниками
- Немецкая модель5
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав Правления ("Vorstand") и наблюдательного совета ("Aufsichtsrat")
- Законодательная база
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпорации, требующие одобрения акционеров
- Взаимодействие между участниками
- 1.4. Зарубежный опыт функционирования корпораций Мировой рынок иностранных инвестиций
- Специфика корпоративных объединений
- Корпоративные объединения сша
- Японские сюданы
- Южнокорейские чеболи
- Корпоративные объединения Германии
- Глава 2. Правовое регулирование деятельности корпораций
- 2.1. Современное состояние законодательства о деятельности корпораций в России
- 2.2. Правовая среда функционирования корпораций Законодательство должно быть системным
- Необходимо координировать законотворческую деятельность органов власти
- Законы, не обеспеченные финансированием
- Законы, которые следует принять в первую очередь
- Система правового регулирования
- 2.3. Особенности российского корпоративного законодательства
- 2.4. Правовое регулирование составления консолидированной корпоративной отчетности
- Определение понятий дочерних и материнских компаний, зависимых обществ и контроля
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Глава 3. Региональная Деятельность корпораций
- 3.1. Система формирования финансовых отношений в регионе
- Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 3.2. Общие принципы инвестиционной политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 3. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- Взаимосвязь отдельных целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в регионе
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Инвестиционная среда
- Раздел 2. Финансовый поток корпорации как объект управления Глава 4. Кредитная деятельность корпораций
- 4.1. Разработка плана финансирования инвестиционного портфеля
- Риск промежуточной ликвидности
- Финансирование за счет выпуска акций
- Ссудное финансирование
- Правительственная помощь
- Привлечение финансовых ресурсов
- 4.2. Инвестиционная привлекательность корпорации
- Оценка формальных показателей
- Факторный анализ рентабельности активов
- Факторный анализ рентабельности собственного капитала
- Факторный анализ убытков предприятия
- 4.3. Привлечение дополнительных источников финансирования
- Варианты финансирования
- 1. Эмиссия обыкновенных акций
- 2. Эмиссия привилегированных акций
- 3. Эмиссия корпоративных облигаций
- 4. Получение банковских кредитов
- Бизнес-планирование и финансовый анализ как основа привлечения финансирования
- 4.4. Организация депозитарного обслуживания корпорации
- Основные термины
- Функции регистратора
- Анализ опыта регистраторской деятельности
- Алгоритм организации реестра Технология работы
- Информационные возможности регистратора
- Штат регистратора
- Эмиссия
- Снятие реестра. Подготовка собрания. Организация выплаты дивидендов
- Внедрение технологии регистратора
- Основы концепции депозитария корпорации Основные термины
- Функции депозитария
- Анализ опыта депозитарной деятельности
- Основные проблемы организации депозитарной деятельности
- Организация обслуживания обращения акций корпораций на фондовом рынке
- Организация эмиссии. Вторичный рынок
- Глава 5. Финансовая деятельность корпораций
- 5.1. Понятие финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы Государство
- Кредитные учреждения
- Место корпоративных финансов в финансовой системе государства
- 5.2. Стратегия управления финансами корпорации Структура корпоративной системы управления
- Финансовая стратегия корпорации
- 5.3. Применение международных стандартов финансовой отчетности в российских условиях
- Основные положения международных учетных стандартов Принципы международных стандартов финансовой отчетности
- Раздельное ведение счетов финансового и управленческого учета
- Нормы и принципы международных стандартов, применяемые в российской системе бухгалтерского учета Российская учетная практика и мсфо
- Основные направления трансформации российской системы бухгалтерского учета Необходимость перехода к международным стандартам финансовой отчетности
- Что дает использование мсфо
- Этапы преобразования российской системы учета
- 1. Приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с новыми экономическими условиями, формирование правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами:
- 2. Реорганизация системы нормативного регулирования:
- 3. Формирование бухгалтерской профессии:
- 4. Реорганизация системы подготовки кадров:
- Главные направления реформирования системы бухгалтерского учета Реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
- Формирование бухгалтерской профессии, соответствующей требованиям новой экономической реальности
- Реорганизация системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров
- 5.4. Оптимизация учетной политики с целью улучшения финансового состояния корпорации
- 1. Оценка запасов и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов.
- 2. Вариант учета и погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
- 3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
- 4. Учет процесса приобретения и заготовления материалов.
- 5. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
- 6. Учет ремонта производственных основных средств.
- 7. Вариант группировки и списания затрат на производство.
- 8. Способ (база) распределения накладных расходов между объектами учета.
- 9. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
- 10. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.
- 11. Учет курсовых разниц.
- 12. Порядок оценки кредиторской задолженности.
- Глава 6. Инвестиционная деятельность корпораций
- 6.1. Инвестиционный портфель Составляющие инвестиционного портфеля
- Структура портфеля
- Функции корпорации по управлению инвестиционным портфелем
- Инвестиционная стратегия
- 6.2. Определение экономической эффективности инвестиционного портфеля
- Определение показателей эффективности инвестиционного портфеля
- Методический подход к оценке эффективности инвестиционного портфеля
- Чистый приведенный доход
- Внутренняя норма доходности
- Срок окупаемости инвестиций
- Рентабельность проекта
- Сравнение показателей эффективности
- 6.3. Определение стоимости пакета акций Стратегия поглощения
- Оценка дисконтного потока средств ("дпс")
- Вычисление свободного потока средств
- Вычисление дисконтной ставки
- Вычисление конечной стоимости
- Метод сравнительного анализа компаний
- Сравнительный анализ операции
- Анализ заменяемой стоимости
- Российская специфика оценки пакетов акций
- 6.4. Методы принятия решения на корпоративное инвестирование Порядок принятия высшим менеджментом корпорации решения на инвестирование
- Анализ альтернатив управленческого решения на корпоративное инвестирование
- Раздел 3. Производственный поток корпорации как объект управления Глава 7. Инновационная деятельность корпораций
- 7.1. Инновационный процесс корпорации
- 7.2. Проектирование структуры корпоративного инновационного центра Научно-техническая и инновационная деятельность
- Основные направления работ по созданию инновационного центра в рамках корпорации
- Базисные положения и этапы проектирования
- Организационная структура и функциональные схемы
- 7.3. Инновационная стратегия корпорации Методы выбора инновационной стратегии
- Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
- 7.4. Управление внедрением инноваций Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия
- Управление процессом подготовки производства новой техники
- 7.5. Американский корпоративный опыт управления инновационной деятельностью
- Основные формы организации работ по реализации инновационных решений
- Венчурные предприятия
- Глава 8. Производственная деятельность корпораций
- 8.1. Планирование и организация производственных процессов в корпорации Планирование производственной структуры
- Деятельности корпорации
- 8.2. Зарубежный опыт планирования производства
- Современные тенденции планирования производства
- Международные концепции управления производством
- Планирование производственных ресурсов
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства (гпгп)
- Спрос гпгп
- Общее планирование мощностей
- Mrp или планирование потребностей в материалах
- Crp или планирование потребностей в мощностях
- Drp или планирование потребностей в распределении
- 8.3. Мотивация участников производственных процессов
- Мотивационные модели зарубежных стран, их сущность и содержание
- Опыт апробации мотивационных моделей на предприятиях России
- Мотивация участников технологических цепочек
- 8.4. Контроль функционирования технологического процесса Первый этап контроля: контроль взаимодействия предприятий
- Второй этап контроля: анализ влияния факторов на изменение показателя взаимодействия
- Третий этап контроля: выявление узкого места в цепочке
- Глава 9. Управление качеством продукции
- 9.1. Координация управления качеством в рамках корпорации
- Организационные формы управления качеством
- Решения внешней направленности: рынок или корпоративная иерархия
- Решения внутренней направленности: управление качеством в корпоративной иерархии
- Анализ трансакционных издержек, связанных с обеспечением качества
- 9.2. Основные этапы развития систем качества
- 9.3. Понятие и аспекты качества продукции Понятие качества
- Аспекты качества продукции
- 9.4. Основные принципы контроля качества Контроль качества
- Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку
- Стандарты статистического приемочного контроля
- Управление запасами и товарная политика. Создание системы логистики
- Назначение и типы запасов
- Системы управления запасами
- 10.2. Методика оперативного управления затратами и закупками Оперативное управление затратами
- Регулирующие параметры при управлении запасами
- И условно-переменные
- Финансовая сущность метода "директ-костинг"
- Расчет суммы постоянных затрат корпорации
- Оценка эффективности затрат
- Оперативное управление закупками
- 10.3. Методика оперативного управления дебиторской задолженностью Общее понятие дебиторской задолженности
- Отраслевые клиринговые центры
- Принципы функционирования клиринговых палат
- Функции финансовой части процесса клиринга
- Процедура взаиморасчетов в Клиринговой палате
- Процедура взаиморасчетов состоит из следующих этапов:
- Продажа дебиторской задолженности Факторинг
- Форфейтинг
- Глава 11. Антикризисное управление корпорациями
- 11.1. Анализ проблем и диагностика причин низкой инвестиционной привлекательности корпорации Общеэкономический анализ корпорации
- Анализ спада производства
- Анализ общего финансового состояния
- Анализ ликвидности
- Анализ финансовой устойчивости
- Анализ вероятности банкротства
- 11.2. Методика повышения инвестиционной привлекательности несостоятельного предприятия
- Корпорация на различных стадиях банкротства Скрытая стадия банкротства
- Финансовая неустойчивость
- Явное банкротство
- Процесс стабилизации
- Наблюдение
- Диспетчирование товарно-финансовых потоков несостоятельной корпорации
- 11.3. Методика анализа возможностей финансового оздоровления корпорации
- Анализ продукции
- Анализ внутренней структуры
- Анализ внешнего окружения
- Прогноз финансового состояния корпорации. Разработка путей ее оздоровления
- Глава 12. Управление корпоративной собственностью
- 12.1. Сущность, критерии эффективности и методы управления корпоративной собственностью Содержание процесса управления корпоративной собственностью
- Цели, задачи и критерии эффективности управления корпоративной собственностью
- Критерии эффективности управления корпоративной собственностью
- Выделение корпоративной собственности и ее структуризация
- Классификация корпоративной собственности
- 1. По видам корпоративной собственности:
- 2. По отраслевому признаку:
- 3. По степени ликвидности:
- 4. По величине доли (пакета акций):
- 5. По степени индустриализации:
- 6. По степени участия на рынке производимой продукции:
- Классификация методов управления кс
- 12.2. Управление долями в уставных капиталах и пакетами акций Критерий эффективности использования корпоративных пакетов акций
- Доходность к погашению
- Дивидендная ставка
- Ликвидность
- Динамика курсовой стоимости
- Меры по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в корпоративной собственности
- Формирование цикла управления корпоративными пакетами акций
- Программа реализации корпоративных пакетов акций
- Управление пакетами акций предприятий
- Недопущение обесценения пакета акций
- Немедленная продажа пакета
- Стратегия "Инвестиций"
- Проблемы Двойное налогообложение
- Обеспечение контроля
- Проведение предварительной работы
- Управление пакетами акций и отладка рыночной инфраструктуры
- Введение акций в листинг Российской Торговой Системы (ртс)
- Вывод акций на международные рынки
- 12.3. Управление корпоративным недвижимым имуществом Цикл управления корпоративным недвижимым имуществом
- Инвентаризация и учет недвижимого имущества
- Оценка стоимости и правового положения объекта недвижимого имущества
- Метод оценки по сравнимым продажам
- Методы соотнесения и экстракции
- Метод капитализации земельной ренты (метод развития)
- Метод капитализации дохода
- Прогнозирование будущих доходов
- Капитализация будущих доходов
- Оценка эффективности использования объектов недвижимости
- Планирование вариантов использования недвижимости
- Реализация запланированных мероприятий Алгоритм реализации мероприятий
- Проведение открытого конкурса
- Контроль использования корпоративного недвижимого имущества
- 12.4. Управление нематериальными активами корпораций Нематериальные объекты корпоративной собственности
- Виды нематериальных объектов корпоративной собственности
- Объекты промышленной собственности
- Объекты авторского права
- Синтетические оис
- Программные продукты
- Конструкторская документация
- Аудиовизуальные произведения
- Информационные ресурсы
- Клиентура
- Информация, связанная с недвижимостью
- Образование
- Хозяйственный оборот нос
- Принципы учета нма
- Амортизация
- Передача прав
- Права по распоряжению патентом
- Передача прав на "ноу-хау"
- Авторский договор и авторское вознаграждение
- Особенности авторских договоров на уступку прав на ппп
- Цикл управления нос
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения Приложение 1
- Приложение 2
- Бандурин Александр Владимирович деятельность корпораций
- 103055, Москва, ул. Палиха, 2а