logo
БАНДУРИН А

2.1. Современное состояние законодательства о деятельности корпораций в России

Принятый в 1997 г. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) и введенный в действие с 1 января 1996 г. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. №206-ФЗ, сохранив преемственность с предыдущими нормативно-правовыми актами, определили новое правовое пространство для деятельности корпоративных объединений, в том числе акционерных обществ (АО), организационно-правовую форму которых приняло большинство экономических субъектов Российской Федерации.

До введения этих актов в действие правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ осуществлялось подзаконными актами исполнительной власти, а именно Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. №590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах" и Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. №255.

После введения в действие Федерального закона "Об акционерных обществах" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. №262 "О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "Об акционерных обществах" Постановление Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" и Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. №255 "О внесении изменений в Положение об акционерных обществах", утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601", утратили юридическую силу.

В отношении Постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. №590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах" следует отметить, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1997 г. №52-ФЗ до принятия Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" названное выше Постановление действует в настоящее время в части, не противоречащей Гражданскому кодексу (ч. 1) Российской Федерации.

С началом проведения экономических реформ, инициировавших проведение широкомасштабной приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ, образующихся в процессе приватизации, осуществляется нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, основополагающими из которых являются:

Таким образом, впервые правовое регулирование организации и деятельности корпоративных объединений в Российской Федерации осуществляется на уровне Гражданского кодекса РФ и Федерального закона, которые стабилизировали правовую ситуацию и заполнили юридический вакуум, существовавший до их принятия.

Следует отметить, что Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ, как и любые другие юридические акты действуют не изолированно, а в современном конституционном пространстве, в сочетании с другими актами, во все более расширяющейся и усложняющейся системе правовых отношений корпоративного права, образуя структуры общенационального и глобального масштаба.

Применительно к юриспруденции эти глобальные структуры можно назвать правовыми полями, где, например, современное российское поле такого рода уже мыслится как сегмент мирового. И вполне естественно, что в ходе исследования нам непременно придется обращаться к взаимосвязям интересующего нас закона (и законов) с другими юридическими актами.

В целом, согласно теории права, Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу РФ оцениваемую нами систему источников акционерного права независимо от отраслевой принадлежности можно представить в следующем виде:

При этом, на наш взгляд, целесообразно остановиться лишь на тех вопросах, непосредственное рассмотрение которых позволит более основательно проанализировать и понять проблематику правового регулирования деятельности корпоративных объединений в нынешней России.

Вместе с тем, есть еще один круг вопросов, относящийся к основному набору исходных понятий и терминологическому ряду, который используется в данной книге.

Дело в том, что нам не обязательно придется говорить о ключевых правовых понятиях после предлагаемого исторического экскурса. Такие понятия в настоящее время уже более или менее вырисовались, они уже используются. Тем не менее, в различных трудах есть их разночтение, встречаются разные толкования на разных этапах, в разных странах, у разных авторов, даже несмотря на то, что они, казалось бы, относятся к наиболее строгой нормативно-правовой, а не к исторической, философской и даже экономической лексике. Примеры такого разночтения содержит современное отечественное законодательство, где многие Федеральные конституционные и другие законы и нормативные акты предваряются определением круга понятий.

При всем обилии правовых понятий в данной книге к числу отправных надо отнести, прежде всего, следующие: корпорация, акционерное общество, акционер, акция, акционерное право, правовое регулирование, корпоративное управление, корпоративное право.

Термин "корпорация" достаточно подробно рассмотрен ранее, поэтому здесь рассмотрим другие понятия и определения, которые необходимо знать для дальнейшего исследования. Прежде всего, необходимо отметить, что в российском деловом лексиконе понятие "корпорация" прежде всего ассоциируется и зачастую заменяется понятием "акционерное общество", которое употребляется во всех законодательных и нормативных правовых актах. С юридической точки зрения, на наш взгляд, разница между этими понятиями несущественная, однако, с точки зрения экономики понятие "корпорация", по нашему мнению, имеет более широкое значение. Тем не менее, для дальнейшего юридического анализа термины "корпорация" и "акционерное общество" нами понимаются как синонимы.

Определение акционерного общества дает ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах". Акционерным обществом (далее – общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Это определение соответствует ст. 95 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

До введения в действие ч. 1 ГК РФ использовалась несколько иная формулировка: Акционерным признавалось общество, имеющее уставный капитал, разделенный на определенное число акций равной номинальной стоимости и несущее ответственность по обязательствам только своим имуществом.

Федеральный закон отмечает, что акционерное общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Акционерное общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления лицензии на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия лицензии не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных лицензией и им сопутствующих.

Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его название и указание на то, что общество является акционерным. Для граждан России, многих исследователей-юристов и других специалистов это очень разные условия понимания сути акционирования, особенно в обстановке, когда россияне многие десятилетия были отторгнуты от этой правовой теории и практики.

Правовое положение акционерного общества, а также права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Далее, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть понятие акции. С точки зрения закона:

Акция – это эмиссионная ценная бумага, которая подтверждает право ее владельца (акционера) участвовать в управлении обществом, в его прибылях и распределении остатков имущества при ликвидации общества.

В России акции оплачиваются акционерами в рублях, иностранной валюте или путем предоставления иного имущества в собственность либо в пользование акционерного общества. Стоимость акции выражается в рублях независимо от формы внесения вклада. Акционерам может выдаваться сертификат на суммарную номинальную стоимость акций.

Каждая акция неделима. В случае, если одна и та же акция принадлежит нескольким лицам, все они по отношению к акционерному обществу признаются одним акционером и могут осуществлять свои права через одного из них или через общего представителя. Акция должна содержать соответствующие реквизиты.

В мировой практике, а теперь и в России, существует большой круг самых разнообразных акций, что крайне важно знать, учитывать и использовать в правовом регулировании деятельности АО.

В настоящее время в России есть все основания вести речь о возникновении и оформлении акционерного права. Его можно рассматривать как подотрасль гражданского права, содержащую целостную систему норм, регулирующих деятельность акционерных обществ.

Под правовым регулированием применительно к данному материалу, как правило, понимается совокупность приемов, способов, средств воздействия права на общественные отношения граждан, связанные с деятельностью корпоративных объединений – акционерных обществ. При этом важно учитывать следующие обстоятельства:

С этим связан и особый интерес, и внимание со стороны государства к акционерным обществам, к законодательному регулированию их деятельности, к обеспечению им соответствующих гарантий, защиты, безопасности.

Возникает необходимость осмысления и определения разнообразных норм, устанавливаемых самими акционерными обществами для себя и самостоятельно регулирующими их внутреннюю жизнь, ее особенности, детали и т. п. (акционерные корпоративные нормы).

Теперь заострим внимание на принципиальной характеристике акционерных обществ и их правового положения в нынешних условиях, когда соответствующие нормы уже определены ГК РФ и законом "Об акционерных обществах".

В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного федерального закона его действие распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено самим законом или другими федеральными законами.

Однако особенности создания и правового положения в сфере банковской, инвестиционной и страховой деятельности тех акционерных обществ, которые созданы на базе реорганизованных по Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, обслуживающих сельхозпроизводителей (а именно: предприятия материально-технического снабжения, ремонтные, сельхозхимии, строительные, семеноводческие, перерабатывающие), определяются другими федеральными законами и, таким образом, выведены из сферы правового регулирования Федерального закона "Об акционерных обществах".

Особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации предприятий, и тем самым получили свое логическое подтверждение соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 96 и п. 5 ст. 98, ст. 217).

Еще раз подчеркнем, что в соответствии с упомянутым законом (ст. 2) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверявших обязательные права акционеров по отношению к обществу.

Здесь очень важно подчеркнуть, что акционерное общество является юридическим лицом с момента государственной регистрации. В юридической практике это означает, что оно:

На наш взгляд, необходимо конкретизировать некоторые правовые нормы, регулирующие деятельность акционерных обществ в современной России.

Одним из исходных является фирменное наименование акционерного общества. Оно должно содержать указания на организационно-правовую форму и тип (открытое или закрытое), и если фирменное наименование общества зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством, то общество имеет исключительное право на его использование. Местонахождение акционерного общества определяется местом его государственной регистрации, а при изменении почтового адреса, указание которого является обязательным, общество должно уведомить об этом органы государственной регистрации.

Наряду с этим, новым с правовой точки зрения является то, что теперь в России акционерное общество не несет ответственность (см. также "ответственность юридического лица") по обязательствам своих акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, когда банкротство общества вызвано действиями (бездействием) лиц (в том числе акционеров), имеющих право давать обязательные для общества указания. Такая формулировка позволяет нам утверждать, что спустя многие десятилетия нормы российского права совпадают с международными нормами.

Также в соответствии с международными деловыми правилами Закон определил два типа акционерных обществ (открытое и закрытое), что должно отражаться в Уставе и фирменном наименовании каждого АО. Если же учредителем акционерного общества выступает Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации или муниципальное образование (кроме акционерных обществ, созданных в процессе приватизации), то такое акционерное общество может быть только открытым (п. 4 ст. 7).

В законе достаточно четко определены критерии, по которым различаются оба типа акционерных обществ, чего не было при правовой неразберихе, существовавшей до принятия анализируемого федерального закона, когда противоречащие друг другу нормы содержались в подзаконных актах исполнительной власти (о которых упоминалось выше) и Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Число акционеров открытых акционерных обществ не ограничено. Открытые акционерные общества не только имеют право проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу, но также вправе проводить закрытую подписку, если это право предусмотрено уставом общества и решением общего собрания акционеров о размещении дополнительных акций.

Важно отметить, что такая возможность, непредусмотренная в действовавшем ранее законодательстве, имеет значение, прежде всего, для привлечения крупных инвестиций, в том числе иностранных. В определенных случаях акционерному обществу целесообразнее договориться с конкретным инвестором и именно в расчете на него произвести эмиссию акций (в том числе дополнительную), не размещая при этом акции в открытой продаже.

Федеральным законом предусмотрено, что правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены случаи обязательного размещения открытыми акционерными обществами акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции по открытой подписке. Закрытое АО распространяет свои акции по закрытой подписке по решению учредителей.

Также в законе установлено, что число акционеров закрытых акционерных обществ не может быть более 50, за исключением закрытых акционерных обществ, созданных до 1 января 1996 г., то есть до введения в действие Федерального закона "Об акционерных обществах".

Теперь, на наш взгляд, необходимо проанализировать процесс организационно-правового регулирования деятельности акционерного общества. В закрытых акционерных обществах действуют следующие правила:

Если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50 чел., то оно в таком случае должно преобразоваться в открытое акционерное общество.

Акционерное общество может создавать филиалы и представительства на территории Российской Федерации и за ее пределами (ст. 5). Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, действуют на основании положения, утвержденного создавшим их обществом, наделяются имуществом (учитываемым как на их отдельных балансах, так и на балансе общества), осуществляют деятельность от имени создавшего их акционерного общества. Причем последнее несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Сведения о филиалах и представительствах должны содержаться в уставе общества.

Такая трактовка позволяет нам говорить о глубокой продуманности, рациональной структуре и юридической прозрачности деятельности обществ. В отношении учредительных документов общества федеральным законом установлено, что единственным учредительным документом акционерного общества является его устав.

Действовавшие ранее правовые акты, в первую очередь Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. №601, определяли в качестве учредительных документов акционерного общества заявку на регистрацию, протокол учредительного собрания и устав. Правовыми актами о приватизации, а именно Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1392, было установлено, что к учредительным документам общества, созданного в процессе приватизации, наряду с уставом относится и план приватизации акционерного общества.

В настоящее время Федеральный закон "Об акционерных обществах" установил обязательные сведения (реквизиты), которые должен содержать устав акционерного общества (ст. 11), а именно:

Уставом может быть ограничено число акций или голосов, предоставляемых одному акционеру.

Следует отметить, что наряду с обязательными сведениями, вносимыми в устав, последний может содержать и другие положения, если они не противоречат Федеральному закону "Об акционерных обществах" и иным федеральным законам, а все изменения и дополнения в устав акционерного общества (утверждение устава в новой редакции) вносятся по решению общего собрания акционеров, за исключением предусмотренных законом случаев увеличения уставного капитала.

В рамках современной российской юридической практики одним из ключевых вопросов и этапов при создании акционерных обществ является их государственная регистрация. По общему правилу, установленному законом (ст. 13), акционерное общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц. В соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц, акционерное общество считается созданным с момента государственной регистрации (ст. 8).

В ст. 25 Федерального закона "Об акционерных обществах", определяющей понятие "уставный капитал акционерного общества", получила развитие концепция уставного капитала, представленная в корпоративном праве многих европейских государств. Согласно этой концепции уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества акционерного общества, гарантирующий соблюдение интересов его кредиторов.

При учреждении акционерного общества все акции размещаются среди его учредителей, количество и номинал размещенных акций каждой категории определяются уставом акционерного общества, все акции общества являются именными. Определен минимальный размер уставного капитала, составляющий для открытых акционерных обществ не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества, для закрытых акционерных обществ – не менее 100 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации общества.

Новациями закона являются нормы об объявленных акциях, которые акционерное общество вправе размещать дополнительно (ст. 27), и кумулятивных акциях (акциях, дивиденды по которым или определенная часть дивидендов в случае их невыплаты накапливаются и выплачивается впоследствии).

В соответствии с федеральным законом уставом акционерного общества может быть определено количество, номинал объявленных акций, права по ним, порядок и условия их размещения. Изменения устава, затрагивающие положения об объявленных акциях, принимаются общим собранием акционеров (п. 5 ст. 48).

Федеральным законом предусмотрены акции двух категорий (обыкновенные и привилегированные). Привилегированные акции могут быть нескольких типов (А, Б). Для принципиально новой российской правовой практики важно учитывать и отражать многообразие условий и явлений экономической жизни при переходе к рынку. Поэтому сейчас различают следующие виды акций:

Этот важный факт свидетельствует об очень большой правовой работе среди населения, которую надлежит и впредь вести в России. Наряду с этим следует отметить, что правовые акты о приватизации предприятий в Российской Федерации, а именно Типовой устав акционерного общества, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721, впервые детально определил понятие "привилегированные акции" по каждому типу (А и Б), а также права по ним, порядок выплаты дивидендов и т. д.

Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г. №1395 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" также впервые установил понятие "Золотая акция" и ее правовой статус и предоставил обладателям акций этого типа специальные полномочия (право "вето"), позволяющие, например, государству в процессе приватизации сохранить контроль над отдельными акционерными обществами в определенных отраслях промышленности. Перечень отраслей, в процессе приватизации предприятий которых предусматривается выпуск и объявление "Золотой акции", определен указами Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 и от 22 июля 1994 г. №1535.

Для всех обыкновенных акций общества установлены одинаковые номинал и права. Эти акции являются голосующими, размер дивиденда и ликвидационная стоимость по ним заранее не определены.

Привилегированные акции, как уже отмечалось выше, могут быть нескольких типов. Для каждого типа определены номинал, набор прав, дивиденд (в сумме, в процентах, иным способом). Если дивиденд и (или) ликвидационная стоимость не определены, они выплачиваются на тех же условиях, что и по обыкновенным акциям.

В определенных случаях владельцам привилегированных акций предоставлено право голоса:

Необходимо подчеркнуть, что определение в законе случаев, при которых владельцам привилегированных акций предоставляется право голоса, существенно расширяет возможности зашиты владельцами акций этой категории прав, предоставленных им законом.

Уставом акционерного общества может быть также определен порядок конвертации привилегированных акций определенного типа в акции другого типа или в обыкновенные акции. В этом случае уставом предусматривается право голоса по таким привилегированным акциям.

В настоящее время в связи с введением в действие Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ отношения, возникающие при эмиссии ценных бумаг, особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе и порядок ведения реестра акционеров акционерного общества, регулируются вышеупомянутым федеральным законом, а федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг именуется теперь Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Особое внимание в современной правовой и экономической теории и практике привлекает гл. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах", которая характеризует общее собрание акционеров как высший орган управления акционерного общества.

При анализе этой главы закона возникает необходимость отметить основные присутствующие в ней новации. Именно они, как показывает опыт, очень существенно изменили и обогатили нашу жизнь, тем более, когда в сферу интересов акционерных обществ попадают многие миллионы российских граждан. Это обусловлено тем, что в России из 2,6 млн. юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества.

В ст. 50 федерального закона установлено, что решение общего собрания акционеров может быть принято с помощью заочного голосования (опросным путем), то есть без совместного присутствия акционеров на общем собрании с использованием бюллетеней для голосования.

Если акционер получил бюллетень заблаговременно, он вправе отправить его по почте либо голосовать лично, присутствуя на собрании акционеров. На практике упомянутая форма проведения собрания получила название смешанной.

Анализ показывает, что в настоящее время нормальное, регулярное функционирование акционерных обществ стало возможно, так как закон устанавливает, что дату и порядок проведения собрания, порядок оповещения акционеров, перечень информации для подготовки участников общего собрания определяет совет директоров акционерного общества. На годовых собраниях акционеров, которые надлежит проводить через 2-6 месяцев после окончания финансового года, решаются вопросы по выборам совета директоров и ревизионной комиссии, утверждению аудитора и рассмотрению годовых отчетов.

Остальные собрания акционеров именуются внеочередными и проводятся по решению совета директоров, которое, в свою очередь, принимается либо по инициативе самого совета, либо по требованию ревизионной комиссии или аудитора, либо, наконец, по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10% голосующих акций. Инициатор собрания вправе определить повестку дня, которую совет директоров не может изменить. Тем не менее, совет директоров может отказать в созыве собрания, если, к примеру, какие-то вопросы, вынесенные на обсуждение собрания, не соответствуют требованиям закона.

Компетенция общего собрания акционеров определена таким образом, что решения общего собрания по некоторым вопросам принимаются либо квалифицированным большинством голосов (три четверти), либо простым большинством голосов. Решение некоторых вопросов может быть передано в компетенцию совета директоров, а определенные решения принимаются только по предложению совета директоров.

Как указывается в законодательстве, квалифицированным большинством голосов, то есть большинством в три четверти владельцев голосующих акций, участвующих в собрании, принимаются следующие вопросы:

Далее, по нашему мнению, следует выделить те вопросы, решения по которым принимаются только по предложению совета директоров:

В практике деятельности акционерных обществ в различных регионах России по ряду вопросов решения могут быть переданы совету директоров (наблюдательному совету), если это будет оговорено в уставе. В частности, как показывает опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Башкортостана, такими вопросами являются:

С развитием современного российского права претерпел изменения и порядок формирования повестки дня общего собрания акционеров. Теперь владелец не менее 2% голосующих акций вправе внести в совет директоров одно или два мотивированных предложения (в ранее действовавших актах такого права у данной категории акционеров не было), а совет директоров в течение 15 дн. должен либо включить вопросы в повестку дня, либо дать обоснованный отказ. Веским аргументом для такого отказа может быть несоответствие предлагаемых пунктов повестки дня общего собрания акционеров требованиям федерального закона.

Иначе, чем прежде, решается вопрос о правомочности или, как определяет закон, кворуме общего собрания акционеров.

Федеральным законом "Об акционерных обществах", как и ранее действовавшими актами, кворум определен в половину голосов размещенных голосующих акций акционерного общества. Но в случае отсутствия кворума повторное собрание можно будет считать состоявшимся при наличии хотя бы 30% размещенных голосующих акций. Ранее повторное общее собрание было правомочно в любом случае.

Единственным исключением стало введение кворума для акционерных обществ с числом акционеров более 500 тыс. чел., для которых кворум при проведении повторного общего собрания может быть уменьшен, однако это должно быть оговорено в уставе общества.

Таким образом, на основании вышесказанного можно с достаточной уверенностью утверждать, что идет развитие деловой практики и норм корпоративного права даже в нынешних трудных российских условиях.

Фактически повсеместно в регионах России все более утверждается правовая практика функционирования исполнительных органов акционерных обществ. В частности, гл. 8 Федерального закона "Об акционерных обществах" определяет компетенцию и полномочия совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и порядок образования и полномочия исполнительного органа общества.

Как и в мировой практике, в российских акционерных обществах совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества и принимает практически все решения, за исключением вопросов, решение по которым может принимать только общее собрание акционеров.

При числе владельцев голосующих акций менее 50 функции совета директоров может осуществлять общее собрание, при этом решение вопросов о проведении общего собрания и его повестке возлагается на определенное лицо или орган.

По решению общего собрания членам совета директоров может выплачиваться вознаграждение или компенсация расходов, связанных с их членством. Число членов совета директоров для небольших обществ не регламентировано, а если акционеров более тысячи, в совете директоров должно быть не менее семи членов. Рациональный характер такой нормы позволяет содействовать эффективному функционированию акционерного общества.

Члены совета директоров избираются общим собранием акционеров со сроком полномочий в течение одного года (количество переизбраний неограничено), причем общее собрание акционеров вправе прервать полномочия любого из членов совета директоров либо всего совета директоров в полном составе. Необходимо отметить, что это – правовая новация, так как в соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 член совета директоров избирался на два года и не мог быть переизбран досрочно ни при каких обстоятельствах.

При выборах совета директоров перечень представленных кандидатур утверждается советом директоров, а до введения в действие настоящего закона кандидатуры в совет директоров могли выдвигаться путем самовыдвижения и ставились на голосование при соблюдении кандидатом сроков выдвижения и иных требований, установленных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601.

В настоящее время гарантию пропорционального представительства при избрании в совет директоров предоставляет кумулятивное голосование, когда на каждую голосующую акцию приходится число голосов, равное общему числу членов совета. Эти голоса могут быть отданы одному кандидату или распределены между несколькими. При избрании совета директоров кумулятивным голосованием его полномочия могут быть прекращены только по отношению ко всему составу совета директоров. Правовая реализация данных механизмов позволит, на наш взгляд, приобщить граждан России к новому восприятию права именно как инструмента защиты экономических интересов личности.

Члены исполнительного органа не могут составлять большинство в совете директоров. Председатель совета директоров избирается большинством голосов членов совета и может быть переизбран в любое время. Заседания совета директоров созываются председателем совета по его инициативе или по требованию одного из членов совета директоров, ревизионной комиссии или аудитора, исполнительного органа. Кворум определяется уставом и должен составлять не менее половины от числа избранных членов совета. Решения принимаются большинством голосов, передача голосов другому члену совета не допускается.

Характерно, что в настоящее время законодательно запрещено совмещение постов генерального директора, являвшегося единоличным исполнительным органом, и председателя совета директоров. Следует отметить, что возможность подобного совмещения постов руководителя, то есть единоличного исполнительного органа, и председателя наблюдательного совета было установлено правовыми актами о приватизации, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. №721. Произошедшая правовая эволюция служит, на наш взгляд, наглядной иллюстрацией того, как по крупицам, маленькими частями формировалась новая правовая практика акционирования.

Анализ норм закона, устанавливающих перечень вопросов, которые совету директоров запрещено отдавать в компетенцию исполнительных органов акционерного общества, приводит к выводу, что в настоящее время правовой статус совета директоров заметно вырос и при определенной конструкции устава общества совет директоров становится полновластным хозяином акционерного общества.

Также нам представляется, что расширение полномочий наблюдательного совета позволит многим акционерным обществам, в том числе созданным в процессе приватизации, более оперативно и на высоком профессиональном уровне решать стратегические вопросы, определяющие экономическую политику общества.

Решения по всем вопросам руководства текущей деятельностью, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров, принимаются единоличным исполнительным органом акционерного общества (директором, генеральным директором) либо наряду с единоличным исполнительным органом и правлением (дирекцией) коллегиальным исполнительным органом. В случае необходимости общее собрание вправе передать полномочия исполнительного органа общества по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Компетенция каждого органа определяется уставом.

Как уже отмечалось выше, единоличным исполнительным органом акционерного общества является его директор, который, в частности, действует от имени общества без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штатное расписание, издает приказы. Правление (дирекция) действует на основании устава и положения (регламента), утвержденного советом директоров и устанавливающего сроки и порядок созыва правления и принятия решений. Заседания правления проводит директор (генеральный директор), подписывающий документы от имени общества и действующий без доверенности в соответствии с решениями правления.

В настоящее время закон устанавливает ответственность лиц, входящих в органы управления общества, то есть члены совета директоров, директор, члены коллегиального исполнительного органа, управляющая организация или управлявший должны действовать в интересах акционерного общества, добросовестно и разумно. Указанные лица несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные их действиями (либо бездействием), причем ответственность нескольких лиц является солидарной. Члены коллегиального органа, голосовавшие против таких решений или не голосовавшие вовсе, ответственности не несут.

Также важной новацией следует считать норму, закрепляющую право акционерного общества или акционера (акционеров), владеющих не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций, обратиться в суд с иском к лицам, входящим в органы управления акционерного общества.

В ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" впервые законодательно закреплено понятие "рыночная стоимость". Первое упоминание об этом понятии появилось в Гражданском кодексе Российской Федерации, однако, правовое определение рыночной стоимости введено только лишь в указанном федеральном законе; в соответствии с законом "рыночной стоимостью имущества... является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобретать, согласен был бы его приобрести". По нашему мнению, данный закон лишь продекларировал основные принципы, расшифровывающие это понятие.

По-видимому, более детально определить методику оценки, возможные подходы к ее проведению, способы этой оценки и ее общую концепцию поможет новый федеральный закон, регулирующий оценочную деятельность. Тем не менее, следует отметить, что подобная примерная методика уже разработана и урегулирована законодательством и нормативно-правовыми актами о приватизации в Российской Федерации.

Анализируя правовое определение рыночной цены, нам кажется уместным отметить, что закон предоставил это право совету директоров, за исключением случаев определения ее судом или иным уполномоченным органом. Члены совета директоров, заинтересованные в сделке, не участвуют в определении рыночной цены, в этом случае к оценке может быть привлечен независимый оценщик (аудитор).

Независимый оценщик, как это установлено в настоящее время, обязательно привлекается при выкупе акций у акционеров общества, а если котировки этих акций публикуются в печати, то эти данные должны учитываться в ходе оценки. При проведении оценки обыкновенных акций принимаются во внимание размер чистых активов акционерного общества, цена, предложенная покупателем, и другие факторы по желанию оценщика.

Если владелец акций – государство или муниципальное образование, то обязательным условием оценки является привлечение для ее проведения государственного финансового контрольного органа.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. №1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" установлено, что советы директоров акционерных обществ, не менее 25% голосующих акций которых находится в государственной собственности, обязаны привлекать независимых оценщиков для определения рыночной стоимости имущества акционерного общества по требованию лиц, представляющих государство в совете директоров, либо уполномоченного государственного органа.

Государственным финансовым контрольным органом, привлекаемым в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", является Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению при Министерстве Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Новым словом для отечественной юриспруденции стал тот факт, что отдельная глава Закона (гл. 10) посвящена крупным сделкам, к которым относятся совершаемые обществом сделки или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению или отчуждению имущества, стоимость которого превышает 25% балансовой стоимости активов общества, сделка или несколько сделок по размещению обыкновенных акций в количестве, превышающем 25% ранее размещенных обыкновенных акций, а также приобретение каким-либо лицом 30 и более процентов обыкновенных акций.

В данной книге, рассматривающей практику функционирования современных корпоративных объединений – акционерных обществ России, важно отметить, что если стоимость упомянутого выше имущества составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов акционерного общества на дату совершения сделки, то решение о такой сделке должно быть принято советом директоров единогласно либо вынесено на решение общего собрания акционеров. Сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества, совершается лишь по решению квалифицированного большинства общего собрания.

В порядке правового регулирования ст. 80 Закона предусмотрен порядок цивилизованного метода скупки контрольного пакета акций общества путем приобретения каким-либо лицом 30 и более процентов обыкновенных акций акционерного общества.

В соответствии с указанной статьей лицо, намеренное самостоятельно или совместно с аффилированными лицами приобрести 30 или более процентов размещенных обыкновенных акций акционерного общества, обязано не менее чем за месяц письменно известить общество о таком намерении. Не позднее чем через месяц после осуществления скупки 30% акций лицо, осуществившее их покупку, обязано предложить остальным акционерам продать ему принадлежащие им акции по цене, которая не должна быть ниже цены в период осуществления предыдущей покупки акций.

При несоблюдении какого-либо из этих требований владелец консолидированного пакета, вне зависимости от величины этого пакета, будет представлен на собрании не более чем 30% голосов.

Однако, на наш взгляд, в настоящее время существенным недостатком нормы об аффилированных лицах является то обстоятельство, что в законодательстве Российской Федерации, в том числе и в ее антимонопольном законодательстве, нет четкого законодательного определения аффилированного лица. Не поясняют эту норму и понятия в должной мере публикации отечественных юристов.

Несмотря на то, что деятельность корпораций регулируется специализированными законодательными и нормативными актами, которые имеют узкую специализацию, участники корпоративных объединений подпадают под действие и других законов, которые зачастую носят несистемный характер и нуждаются в структуризации и унификации. В результате такой несистемности страдают не только граждане, но и предпринимательские структуры, поэтому нами рассмотрены общие проблемы отечественного законодательства, как правовой среды функционирования корпораций.