Опыт апробации мотивационных моделей на предприятиях России
Анализ мотивационных моделей предприятий зарубежных стран позволил разработать свою общую мотивационную модель и ее разновидности в соответствии с приведенной классификацией мотиваторов и апробировать их на российских предприятиях. Апробация показала, что реализация систем мотивации в любом коллективе требует, как правило, больших затрат по фонду заработной платы и премиальным системам. Затраты эти должны составить до 30% объема продаж, а не 10-15%, как делается это сегодня на российских предприятиях. Исходя из предлагаемой концепции мотивации с учетом результатов исследования на предприятиях России и накопленного опыта организации стимулирования предлагается модель мотивации, включающая в себя:
Таблица 18
Факторы мотивации работников
Гигиенические факторы | Мотивирующие факторы |
Заработная плата | интересная работа увлекательная постановка вопросов |
Социальные блага | многосторонность, возможность повышения звания |
Условия работы: физические, внешние | самостоятельность и полномочия |
Статус | свой участок работы |
Климат на предприятии, рабочая атмосфера, обстановка | возможность добиться ощутимых результатов |
Отношение к начальству и коллегам | признание достижений выражается в увеличении:
|
материальное стимулирование (оплата по труду, премиальные системы);
моральное поощрение, в котором проявляется объективный характер личных моральных интересов отдельного индивида, признание его значимости;
социально-натуральное поощрение;
поощрение социально-должностной карьеры;
дополнительное поощрение за достижения в труде;
социальное.
Модель мотивации в общем виде приведена на рис. 58 в соответствии с изложенной выше классификацией и структурой мотивов.
Материальные мотивы:
1. Повышение должностного оклада:
за увеличение объема;
за рост квалификации;
за совмещение должностей, выполнение объема работ с меньшей численностью
работников;
Мотиваторы | |
Материальные | Социальной карьеры |
Моральные | Дополнительные стимулы |
Социальные | Социально-натуральные |
Рис. 58. Мотивационная модель
за увеличение объема продаж.
2. Премирование:
за внедрение новых разработок и новой техники:
за изготовление продукции на экспорт;
за повышение качества продукции;
по итогам работы за год;
за внедрение хозрасчета и снижение трудоемкости работ и т. д.
Моральные стимулы:
1. корпоративные;
2. муниципального, городского, регионального значения;
3. республиканского значения;
4. государственного значения;
5. межгосударственного значения;
6. международные моральные стимулы.
Мотивы социальной карьеры:
1. Стремление быть признанным в своем коллективе.
2. Неуклонное повышение своих знаний после окончания университета, колледжа.
3. Долгосрочное обеспечение денежного дохода.
4. Расширение области полномочий в принятии решений.
5. Полная реализация своего творческого потенциала.
6. Неуклонное продвижение по службе.
7. Избрание в руководящие органы управления (технические, экономические, социальные, управленческие, правовые).
8. Избрание в руководящие органы управления (всей иерархии снизу доверху).
9. Участие в работе межгосударственных органов и совместных предприятий.
10. Избрание руководителей (фирмы, концерна, холдинга) в государственные органы управления.
Дополнительные стимулы:
1. Стимулирование УР за участие, разработку и внедрение рационализаторских предложений и изобретений.
2. Разовые выплаты за вклад в создание прибыли предприятия.
3. За участие в создании акционерного капитала.
4. Разовые выплаты из сберегательных фондов.
5. Льготная продажа акций и облигаций своим работникам.
6. Разовые выплаты по итогам года.
7. Выплата дивидендов по акциям.
Социально-натуральные:
1. Выделение работникам на заработную плату товаров, выпускаемых предприятием.
2. Покупка для работников продукции широкого спроса других предприятий (машины, телевизоры и другая бытовая техника).
3. Строительство и выделение в пользование работникам на бесплатной основе или с частичной оплатой дач, гаражей и т. д.
4. Льготная покупка вышеперечисленных товаров, включая продукты питания.
5. Выделение льготных кредитов.
6. Представление отсрочки платежей на определенный период.
Социальные:
1. Бесплатное пользование дошкольными учреждениями.
2. Бесплатное питание на работе.
3. Бесплатное медицинское обслуживание.
4. Кредитование бесплатного получения образования.
5. Оплата транспортных расходов.
6. Бесплатное пользование спортивными сооружениями.
7. Досрочный выход на пенсию за счет предприятия.
8. Повышение квалификации за счет предприятия.
9. Материальные гарантии по безработице.
10. Покупка для работников жилья.
11. Снижение норм выработки в связи с ухудшением здоровья.
12. Скидка на покупку товаров.
13. Выделение беспроцентных кредитов.
Из шести блоков предложенной мотивационной модели попытаемся рассмотреть содержание лишь одного – блока социальной карьеры, который также представляет собой определенную модель.
Мотивация социальной карьеры ИУР должна учитывать всю иерархию возможного должностного роста, допустим, в рамках отдельного предприятия, должна быть ориентирована исключительно на личностные характеристики конкретного кандидата, его потенциальные возможности занимать должность соответствующего уровня управления.
Стремление сразу должность директора предприятия можно приветствовать, но на практике оно оказывается несбыточным явлением. Тогда возникает вопрос: как же построить модель социальной карьеры менеджера и применить соответствующую модель мотивации? По нашему мнению, она может быть представлена в виде пирамиды подчиненности (рис. 59)
Система мотивации в данной пирамиде предусматривает для каждой ступени социальной карьеры свои меры материального, социального, морального и натурального поощрения.
Модель мотивации трудовой деятельности молодого менеджера должна охватывать широкую гамму средств, удовлетворяющих первичные физиологические потребности (достаточная заработная плата, отдельная комната в гостинице для молодых специалистов, хорошие условия для занятий спортом и других видов отдыха, наличие учебной базы для совершенствования профессионального мастерства и др.).
Рис. 59. Модель социальной карьеры
На второй ступени социальной карьеры, которая также не должна превышать одного года, менеджер выполняет функции мастера производственного участка с численностью работающих 25-30 чел. Накопленные на первой ступени опыт работы и профессиональные знания не обогащаются умением установить социально-психологические контакты с работниками данного участка и руководителями участков смежников, от которых зависит в той или иной степени результативность деятельности коллектива, руководимого молодым менеджером. На этой ступени проверяются возможности менеджера управлять коллективом с учетом его умения правильно и своевременно реагировать на реакцию работников на обязательные условия выполнения нормативов, условий и оплаты труда.
Мотивационная модель в данном случае повторяет потребности первой ступени и дополняется более высокими притязаниями на получение лучшего жилья, получения мест в дошкольных учреждениях, если в этом есть необходимость, причем на льготных условиях.
Система мотивации может предусматривать выделение беспроцентных денежных кредитов для удовлетворения социально-бытовых нужд менеджера, повышение должностного оклада и размера премий в зависимости от результатов деятельности. В частности, опрос молодых менеджеров о роли мотивационных факторов в трудовой деятельности и социальной карьере можно подкрепить результатами социологического опроса, проведенного в фирмах США, которые измеряют свою значимость не только денежными, но и другими мотиваторами.
Ниже приводится классификация мотиваторов, их удельный вес и роль в деятельности. В частности:
престиж, удовольствие, удовлетворение – 22,5%;
власть и право принятия решений – 26,5%;
оплата труда – 16,3%;
возможность внести вклад в дело – 15,0%;
карьера – 4,8%;
присутствие элемента состязательности – 3,8%;
возможность самореализации как личности – 1,3%;
На третьей и четвертой ступенях социальной карьеры менеджер руководит коллективами численностью 75-125 чел. Для того, чтобы перейти на другую, более высокую ступень социальной карьеры, он должен не только поддерживать накопленные знания, но и неуклонно обогащать их путем обязательного и регулярного посещения занятий непосредственно на предприятиях, в вузах, колледжах или посреднической фирме. На этом этапе менеджеры должны получить максимум профессиональных знаний в разных областях (управление коллективом, механизм мотивации, организационная культура, планирование производственной деятельности, принятие управленческих решений, использование методов анализа непредвиденных ситуаций, делегирование полномочий, управление межличностными отношениями и т. д.).
Мотивационная модель на этих двух ступенях гарантируется более высоким уровнем заработной платы, расширением сферы предоставляемых социальных благ более высокого порядка, чем на нижних ступенях, убежденностью в стабильности рабочего места, самостоятельностью в принятии решений на данном уровне управления, признанием со стороны руководимого коллектива. На этом уровне социально-экономические потребности менеджеров удовлетворяются не менее чем на 75%.
На пятой и шестой ступенях, являющихся своего рода медианными, так как эти две ступени мало чем отличаются, за редким исключением по роду выполняемых функциональных обязанностей, и, в общем, эти две ступени можно отнести к среднему звену управления. Каким квалификационным требованиям менеджеры должны отвечать? И какими качественными характеристиками должны обладать менеджеры для своего продвижения к верхним ступеням управления?
По-нашему мнению, они должны владеть в полном объеме всем багажом теоретических знаний в области менеджмента (конкуренция, маркетинг, оргструктуры, стили управления, планирование, принятие решений, делегирование полномочий и др.).
На этой стадии социальной карьеры осложняется процедура получения дополнительных знаний исключительно возрастным цензом, так как на большинстве обследованных предприятий должности заместителей и начальников цехов занимают менеджеры в возрасте от 40 до 50 лет. В это время, как правило, значительно меньше стремящихся к дальнейшей социальной карьере. Приблизительно 50% опрошенных менеджеров данного уровня управления полагают, что того, чего они достигли, вполне достаточно. Однако оставшиеся 50% менеджеров считают, что для дальнейшей карьеры им необходимы дополнительные знания в области искусства управления, особенно в области социально-психологических основ менеджмента, управления личным временем (рабочим, нерабочим и свободным), планирования и анализа производственной деятельности, маркетинга, а также организации совместных предприятий.
Мотивационная модель на этом уровне управления способствует реализации потенциала менеджера на 75-80%, социально-экономических потребностей примерно на 85%, личных деловых и квалификационных качеств – на 70%. Приведенные данные являются результатами интервьюирования этой категории работников.
На последних ступенях иерархии управления (мы включили в эту группу заместителей директоров, исполнительных директоров и генеральных директоров) и социальной карьеры, желаемой вершины для многих менеджеров, требования в квалификационном плане несопоставимы, естественно, со всеми другими уровнями управления. Именно на этих ступенях претворяется в жизнь весь творческий потенциал руководителя. Для того чтобы занять названные должности, кандидат на конкретную должность должен иметь возможность обогащать свои знания. Об этих требованиях написано много книг научно-методического характера, описывающих определенный опыт подбора и расстановки кадров. По нашему мнению, подбор менеджера верхнего уровня управления, допустим, для российских предприятий, можно осуществить по специально разработанной образовательной программе, предусматривающей индивидуальный характер обогащения знаниями, включающей:
участие в работе консультативных органов управления вышестоящего уровня (научно-практических конференциях, симпозиумах, советах директоров города);
реализацию целевых ориентиров в области межличностных отношений, гибкости в управлении людьми, определении своего лидерства;
апробацию на практике накопленного опыта в области подготовки и принятия решений с участием работников своего предприятия;
своевременное реагирование на ценность предлагаемых нововведений и апробацию их на практике;
объективную оценку своих личных качеств при достижении вершины социальной карьеры;
постоянное консультирование по актуальным проблемам с научными работниками, крупными специалистами, посредническими фирмами, если таковые функционируют;
участие в работе постоянно действующего семинара регионального уровня для менеджеров верхнего уровня (руководителей предприятий).
Модель мотивации менеджеров верхнего уровня управления, как свидетельствуют результаты исследований, практически полностью удовлетворяет их потребности (директора обеспечены достаточно комфортабельным жильем, дачными участками и коттеджами, автомашинами служебными и личными, высоким уровнем заработной платы, другими социальными благами). Являясь руководителями предприятий, они, как правило, решают, по всем перечисленным параметрам, проблемы своих детей и родственников.
Более высокая модель мотивации социальной карьеры менеджеров состоит в назначении или избрании на более высокую должность в рамках района, города, региона, республики или страны в целом, а также избрание в законодательные органы власти перечисленных выше уровней управления. Общими методами работы при решении проблем социальной карьеры, т. е. при продвижении от низшей к высшей ступени иерархии управления могут быть:
подготовка и наличие списка резерва на конкретную должность, который утверждается руководителями предприятий;
уточнение критериев для назначения на конкретную должность;
проведение тестирования, включая интервьюирование претендующих на должность более высокого уровня управления;
отбор из всего списка кандидатов на должность наиболее вероятных кандидатов;
ознакомление с вероятными кандидатами на должность коллектива, которым им предстоит руководить;
обеспечение кандидатов на должность информацией о производственной и социально-психологической обстановке в коллективе, которым им предстоит руководить;
избрание или назначение на должность.
Таким образом, модель реализации социальной карьеры с учетом мотивационных факторов и социально-экономических потребностей включает в себя широкий круг вопросов, преимущественно не теоретического, а прикладного характера. Модель предусматривает совершенствование механизма подбора и расстановки кадров, формы повышения квалификации или квалификационных требований и будет способствовать, по мнению автора, более четкой организации этой работы на предприятиях.
Решение конкретных проблем социальной карьеры менеджера и применение мотивационных моделей усложняется по мере его перехода от низшей к высшей ступени управления, так как это связано с изменениями технико-технологических факторов, требованиями к личностным характеристикам, социально-экономическими и психологическими условиями, современными методами управления, усложнением процедуры применения мотивационных систем.
- Введение
- Раздел 1. Общие аспекты управления корпорациями Глава 1. Общие аспекты деятельности корпораций
- 1.1. Российские корпорации в современной экономике
- Этапы становления корпоративного управления
- Баланс интересов
- Направления и этапы реформирования деятельности
- Типы корпоративных объединений
- Организация единой финансовой, инвестиционной и кредитной деятельности
- Формирование исходных данных для управления корпорацией
- Общие требования к финансовой отчетности корпорации
- Консолидированная отчетность корпорации
- 1.2. Экономическая среда деятельности российских корпораций
- Финансовые результаты
- Активы корпораций
- Инвестиционная активность корпораций
- Динамика валютного рынка
- Совершенствование фондовых механизмов
- Формирование стратегии корпорации
- 1.3. Модели корпоративного управления развитых рынков капитала
- Англо-американская модель2
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав совета директоров
- Законодательная база
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпорации, требующие одобрения акционеров
- Взаимоотношения между участниками
- Японская модель
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав совета директоров
- Особенности промышленной политики
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпораций, требующие одобрения акционеров
- Взаимодействие между участниками
- Немецкая модель5
- Ключевые участники
- Структура владения акциями
- Состав Правления ("Vorstand") и наблюдательного совета ("Aufsichtsrat")
- Законодательная база
- Требования к раскрытию информации
- Действия корпорации, требующие одобрения акционеров
- Взаимодействие между участниками
- 1.4. Зарубежный опыт функционирования корпораций Мировой рынок иностранных инвестиций
- Специфика корпоративных объединений
- Корпоративные объединения сша
- Японские сюданы
- Южнокорейские чеболи
- Корпоративные объединения Германии
- Глава 2. Правовое регулирование деятельности корпораций
- 2.1. Современное состояние законодательства о деятельности корпораций в России
- 2.2. Правовая среда функционирования корпораций Законодательство должно быть системным
- Необходимо координировать законотворческую деятельность органов власти
- Законы, не обеспеченные финансированием
- Законы, которые следует принять в первую очередь
- Система правового регулирования
- 2.3. Особенности российского корпоративного законодательства
- 2.4. Правовое регулирование составления консолидированной корпоративной отчетности
- Определение понятий дочерних и материнских компаний, зависимых обществ и контроля
- Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности
- Глава 3. Региональная Деятельность корпораций
- 3.1. Система формирования финансовых отношений в регионе
- Характерные особенности региональной экономики
- Основные аспекты регионального управления
- Индикаторы региональных интересов. Цели и задачи регионального развития
- Региональная бюджетная политика
- Сущность финансов субъектов рф
- Региональная финансовая политика
- 3.2. Общие принципы инвестиционной политики региона Инвестиционная политика как элемент промышленной политики региона
- Общие соображения в пользу промышленной политики
- Цели промышленной политики
- 3. Непрерывный и соразмерный экономический рост
- Взаимосвязь отдельных целей
- Цели и задачи инвестиционной политики региона
- Основные принципы инвестиционной политики в регионе
- Возможные меры поддержки и стимулирования инвесторов в регионе
- Региональная система управления инвестициями
- 1. Региональный брендинг:
- 2. Корпоративный брендинг:
- 3. Фискальные меры:
- Рынки факторов
- Товарные рынки
- Совершенный рынок
- Рынок инвестиций
- Кругооборот инвестиций
- Инвестиционная среда
- Раздел 2. Финансовый поток корпорации как объект управления Глава 4. Кредитная деятельность корпораций
- 4.1. Разработка плана финансирования инвестиционного портфеля
- Риск промежуточной ликвидности
- Финансирование за счет выпуска акций
- Ссудное финансирование
- Правительственная помощь
- Привлечение финансовых ресурсов
- 4.2. Инвестиционная привлекательность корпорации
- Оценка формальных показателей
- Факторный анализ рентабельности активов
- Факторный анализ рентабельности собственного капитала
- Факторный анализ убытков предприятия
- 4.3. Привлечение дополнительных источников финансирования
- Варианты финансирования
- 1. Эмиссия обыкновенных акций
- 2. Эмиссия привилегированных акций
- 3. Эмиссия корпоративных облигаций
- 4. Получение банковских кредитов
- Бизнес-планирование и финансовый анализ как основа привлечения финансирования
- 4.4. Организация депозитарного обслуживания корпорации
- Основные термины
- Функции регистратора
- Анализ опыта регистраторской деятельности
- Алгоритм организации реестра Технология работы
- Информационные возможности регистратора
- Штат регистратора
- Эмиссия
- Снятие реестра. Подготовка собрания. Организация выплаты дивидендов
- Внедрение технологии регистратора
- Основы концепции депозитария корпорации Основные термины
- Функции депозитария
- Анализ опыта депозитарной деятельности
- Основные проблемы организации депозитарной деятельности
- Организация обслуживания обращения акций корпораций на фондовом рынке
- Организация эмиссии. Вторичный рынок
- Глава 5. Финансовая деятельность корпораций
- 5.1. Понятие финансовой системы
- Основные субъекты финансовой системы Государство
- Кредитные учреждения
- Место корпоративных финансов в финансовой системе государства
- 5.2. Стратегия управления финансами корпорации Структура корпоративной системы управления
- Финансовая стратегия корпорации
- 5.3. Применение международных стандартов финансовой отчетности в российских условиях
- Основные положения международных учетных стандартов Принципы международных стандартов финансовой отчетности
- Раздельное ведение счетов финансового и управленческого учета
- Нормы и принципы международных стандартов, применяемые в российской системе бухгалтерского учета Российская учетная практика и мсфо
- Основные направления трансформации российской системы бухгалтерского учета Необходимость перехода к международным стандартам финансовой отчетности
- Что дает использование мсфо
- Этапы преобразования российской системы учета
- 1. Приведение концепции бухгалтерского учета в соответствие с новыми экономическими условиями, формирование правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами:
- 2. Реорганизация системы нормативного регулирования:
- 3. Формирование бухгалтерской профессии:
- 4. Реорганизация системы подготовки кадров:
- Главные направления реформирования системы бухгалтерского учета Реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
- Формирование бухгалтерской профессии, соответствующей требованиям новой экономической реальности
- Реорганизация системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров
- 5.4. Оптимизация учетной политики с целью улучшения финансового состояния корпорации
- 1. Оценка запасов и расчет фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов.
- 2. Вариант учета и погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
- 3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
- 4. Учет процесса приобретения и заготовления материалов.
- 5. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
- 6. Учет ремонта производственных основных средств.
- 7. Вариант группировки и списания затрат на производство.
- 8. Способ (база) распределения накладных расходов между объектами учета.
- 9. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
- 10. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.
- 11. Учет курсовых разниц.
- 12. Порядок оценки кредиторской задолженности.
- Глава 6. Инвестиционная деятельность корпораций
- 6.1. Инвестиционный портфель Составляющие инвестиционного портфеля
- Структура портфеля
- Функции корпорации по управлению инвестиционным портфелем
- Инвестиционная стратегия
- 6.2. Определение экономической эффективности инвестиционного портфеля
- Определение показателей эффективности инвестиционного портфеля
- Методический подход к оценке эффективности инвестиционного портфеля
- Чистый приведенный доход
- Внутренняя норма доходности
- Срок окупаемости инвестиций
- Рентабельность проекта
- Сравнение показателей эффективности
- 6.3. Определение стоимости пакета акций Стратегия поглощения
- Оценка дисконтного потока средств ("дпс")
- Вычисление свободного потока средств
- Вычисление дисконтной ставки
- Вычисление конечной стоимости
- Метод сравнительного анализа компаний
- Сравнительный анализ операции
- Анализ заменяемой стоимости
- Российская специфика оценки пакетов акций
- 6.4. Методы принятия решения на корпоративное инвестирование Порядок принятия высшим менеджментом корпорации решения на инвестирование
- Анализ альтернатив управленческого решения на корпоративное инвестирование
- Раздел 3. Производственный поток корпорации как объект управления Глава 7. Инновационная деятельность корпораций
- 7.1. Инновационный процесс корпорации
- 7.2. Проектирование структуры корпоративного инновационного центра Научно-техническая и инновационная деятельность
- Основные направления работ по созданию инновационного центра в рамках корпорации
- Базисные положения и этапы проектирования
- Организационная структура и функциональные схемы
- 7.3. Инновационная стратегия корпорации Методы выбора инновационной стратегии
- Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
- 7.4. Управление внедрением инноваций Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия
- Управление процессом подготовки производства новой техники
- 7.5. Американский корпоративный опыт управления инновационной деятельностью
- Основные формы организации работ по реализации инновационных решений
- Венчурные предприятия
- Глава 8. Производственная деятельность корпораций
- 8.1. Планирование и организация производственных процессов в корпорации Планирование производственной структуры
- Деятельности корпорации
- 8.2. Зарубежный опыт планирования производства
- Современные тенденции планирования производства
- Международные концепции управления производством
- Планирование производственных ресурсов
- Стратегическое планирование
- Бизнес-планирование
- Планирование объемов продаж и производства
- Планирование ресурсов
- Главный план-график производства (гпгп)
- Спрос гпгп
- Общее планирование мощностей
- Mrp или планирование потребностей в материалах
- Crp или планирование потребностей в мощностях
- Drp или планирование потребностей в распределении
- 8.3. Мотивация участников производственных процессов
- Мотивационные модели зарубежных стран, их сущность и содержание
- Опыт апробации мотивационных моделей на предприятиях России
- Мотивация участников технологических цепочек
- 8.4. Контроль функционирования технологического процесса Первый этап контроля: контроль взаимодействия предприятий
- Второй этап контроля: анализ влияния факторов на изменение показателя взаимодействия
- Третий этап контроля: выявление узкого места в цепочке
- Глава 9. Управление качеством продукции
- 9.1. Координация управления качеством в рамках корпорации
- Организационные формы управления качеством
- Решения внешней направленности: рынок или корпоративная иерархия
- Решения внутренней направленности: управление качеством в корпоративной иерархии
- Анализ трансакционных издержек, связанных с обеспечением качества
- 9.2. Основные этапы развития систем качества
- 9.3. Понятие и аспекты качества продукции Понятие качества
- Аспекты качества продукции
- 9.4. Основные принципы контроля качества Контроль качества
- Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку
- Стандарты статистического приемочного контроля
- Управление запасами и товарная политика. Создание системы логистики
- Назначение и типы запасов
- Системы управления запасами
- 10.2. Методика оперативного управления затратами и закупками Оперативное управление затратами
- Регулирующие параметры при управлении запасами
- И условно-переменные
- Финансовая сущность метода "директ-костинг"
- Расчет суммы постоянных затрат корпорации
- Оценка эффективности затрат
- Оперативное управление закупками
- 10.3. Методика оперативного управления дебиторской задолженностью Общее понятие дебиторской задолженности
- Отраслевые клиринговые центры
- Принципы функционирования клиринговых палат
- Функции финансовой части процесса клиринга
- Процедура взаиморасчетов в Клиринговой палате
- Процедура взаиморасчетов состоит из следующих этапов:
- Продажа дебиторской задолженности Факторинг
- Форфейтинг
- Глава 11. Антикризисное управление корпорациями
- 11.1. Анализ проблем и диагностика причин низкой инвестиционной привлекательности корпорации Общеэкономический анализ корпорации
- Анализ спада производства
- Анализ общего финансового состояния
- Анализ ликвидности
- Анализ финансовой устойчивости
- Анализ вероятности банкротства
- 11.2. Методика повышения инвестиционной привлекательности несостоятельного предприятия
- Корпорация на различных стадиях банкротства Скрытая стадия банкротства
- Финансовая неустойчивость
- Явное банкротство
- Процесс стабилизации
- Наблюдение
- Диспетчирование товарно-финансовых потоков несостоятельной корпорации
- 11.3. Методика анализа возможностей финансового оздоровления корпорации
- Анализ продукции
- Анализ внутренней структуры
- Анализ внешнего окружения
- Прогноз финансового состояния корпорации. Разработка путей ее оздоровления
- Глава 12. Управление корпоративной собственностью
- 12.1. Сущность, критерии эффективности и методы управления корпоративной собственностью Содержание процесса управления корпоративной собственностью
- Цели, задачи и критерии эффективности управления корпоративной собственностью
- Критерии эффективности управления корпоративной собственностью
- Выделение корпоративной собственности и ее структуризация
- Классификация корпоративной собственности
- 1. По видам корпоративной собственности:
- 2. По отраслевому признаку:
- 3. По степени ликвидности:
- 4. По величине доли (пакета акций):
- 5. По степени индустриализации:
- 6. По степени участия на рынке производимой продукции:
- Классификация методов управления кс
- 12.2. Управление долями в уставных капиталах и пакетами акций Критерий эффективности использования корпоративных пакетов акций
- Доходность к погашению
- Дивидендная ставка
- Ликвидность
- Динамика курсовой стоимости
- Меры по повышению эффективности управления пакетами акций, находящихся в корпоративной собственности
- Формирование цикла управления корпоративными пакетами акций
- Программа реализации корпоративных пакетов акций
- Управление пакетами акций предприятий
- Недопущение обесценения пакета акций
- Немедленная продажа пакета
- Стратегия "Инвестиций"
- Проблемы Двойное налогообложение
- Обеспечение контроля
- Проведение предварительной работы
- Управление пакетами акций и отладка рыночной инфраструктуры
- Введение акций в листинг Российской Торговой Системы (ртс)
- Вывод акций на международные рынки
- 12.3. Управление корпоративным недвижимым имуществом Цикл управления корпоративным недвижимым имуществом
- Инвентаризация и учет недвижимого имущества
- Оценка стоимости и правового положения объекта недвижимого имущества
- Метод оценки по сравнимым продажам
- Методы соотнесения и экстракции
- Метод капитализации земельной ренты (метод развития)
- Метод капитализации дохода
- Прогнозирование будущих доходов
- Капитализация будущих доходов
- Оценка эффективности использования объектов недвижимости
- Планирование вариантов использования недвижимости
- Реализация запланированных мероприятий Алгоритм реализации мероприятий
- Проведение открытого конкурса
- Контроль использования корпоративного недвижимого имущества
- 12.4. Управление нематериальными активами корпораций Нематериальные объекты корпоративной собственности
- Виды нематериальных объектов корпоративной собственности
- Объекты промышленной собственности
- Объекты авторского права
- Синтетические оис
- Программные продукты
- Конструкторская документация
- Аудиовизуальные произведения
- Информационные ресурсы
- Клиентура
- Информация, связанная с недвижимостью
- Образование
- Хозяйственный оборот нос
- Принципы учета нма
- Амортизация
- Передача прав
- Права по распоряжению патентом
- Передача прав на "ноу-хау"
- Авторский договор и авторское вознаграждение
- Особенности авторских договоров на уступку прав на ппп
- Цикл управления нос
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения Приложение 1
- Приложение 2
- Бандурин Александр Владимирович деятельность корпораций
- 103055, Москва, ул. Палиха, 2а