logo search
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.

Органы управления финансами делятся на органы общей компетенции и специализированные органы управления.

1. Президент и его аппарат. Участвует в управлении: ставит цели и задачи фин политики в своих ежегодных бюджетных посланиях Федеральному Собранию. Президент подписывает ФЗ, после чего они вступают в действие.

2.Федеральное Собрание в составе 2-х палат. (законодательная власть). Принимает законодательство, регламентирует финансовые отношения, вносят поправки в законы, например ФЗ «О бюджете».

3. Правительство РФ осуществляет общее управление экономикой страны, в т.ч. финансами.

4. Минфин РФ осуществляет непосредственное управление финансами. После административной реформы 2004 г. Минфин выполняет нормотворческие функции, т.е. принимает различные нормативно-правовые акты, инструкции, положения, а функции непосредственного управления и надзора выполняют Федеральные службы, находящиеся в ведении Минфина (Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора).

5. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

6. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

(5) и (6) находятся в ведении Правительства РФ

7. ЦБ РФ. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

8. Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

9. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, на него возложены функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Счетная палата РФ. Задачами Счетной палаты являются:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Финансовый аппарат – совокупность органов управления финансами. ФА – это управляющая система, осуществляет основные полномочия, которые содержатся в нормативно-правовых актах. Управляемая системы – это финансовые отношения и финансовые ресурсы.

К финансовому аппарату относятся: высший орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат- Государственной Думы и Совета Федерации; законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления, осуществляющие управление финансами через комиссии и комитеты по финансам и финансовой политике; счетные палаты и др. структуры; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, которые управляют финансами через систему финансовых органов; органы налоговой службы и службы налоговой полиции, таможенной службы; финансового управления министерств и ведомств; дирекции внебюджетных фондов и страховых организаций; финансовые службы и отделы предприятий различных форм собственности и др.

Финансовый аппарат целенаправленно воздействует на финансы, осуществляя оперативное управление ими.

В процессе управления финансами финансовый аппарат использует методы и приемы, характерные для всех сфер и звеньев финансовой системы: прогнозирование и планирование; финансирование; налогообложение; стимулирование и санкционирование финансовой деятельности, системы финансовых расчетов, амортизационных отчислений; финансовый контроль и др. Многоплановость финансовых отношений не исключает возможности применения финансового аппарата специфических методов воздействия на финансы. Выработанные управленческого решения в области финансовой деятельности финансовый аппарат оформляет в виде законов, постановлений, решений, инструкций, расчетов, планов, программ и др. В составе финансового выделяется аппарат федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления. В условиях демократизации общества, расширения финансовой самостоятельности субъектов Федерации возрастает роль финансовых субъектов Федерации и местного самоуправления в управлении финансовыми ресурсами своих территорий. Результативность оперативного управления финансами зависит от организации деятельности финансового аппарата, уровня квалификации и компетентности его служащих.

Финансовый аппарат составляют:

а). финансовые органы государства;

б). страховые органы;

в). финансовые службы предприятий.

12. Министерство финансов РФ в системе управления финансами: функции, полномочия, организационная структура. Министр финансов и его функции.

В соответствии с Постанов-ем Прав-ва РФ № 329 Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия:

1. Право устанавливать общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

2. На федеральном уровне устанавливается разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

3. В компетенции органов гос власти РФ находятся вопросы:

• установления порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, проектов бюд¬жетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также бюджета внебюдж фондов;

• утверждения и исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением.

4.Утверждение бюджетной классификации РФ.

5.Обладают рядом полномочий в области регулирования государственного и муниципального долга (управления, порядок осуществления заимствований, предоставления кредитов иностранным государ¬ствам, погашения и обслуживания внеш¬него долга).

6. Регулируют межбюджетных отношений (устанавливать общие принципы и условия предоставления бюджетных кредитов, финансовой помощи из федерального бюджета).

7. Осуществляют контроль за использованием переданных в нижестоящие бюджеты средств.

8. Должны устанавливаться государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвоз-вратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней гарантируется государством.

Министерство финансов РФ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам;

2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников Министерства и находящихся в ведении Министерства федеральных служб, других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;

4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

5. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства и подведомственных ему федеральных служб.

Мин-во финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей устанавливается Правительством РФ.

Структурными подразделениями Минфина РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Министр финансов РФ:

1. распределяет обязанности между своими заместителями;

2. утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству;

3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

4. решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

6. утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении;

7. вносит в Правительство проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности федеральных служб и фонде оплаты труда их работников;

8. вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов и другие документы.

9. дает поручения подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение;

10. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных Министерству федеральных служб заместителей руководителей федеральных служб, руководителей территориальных органов федеральных служб, кроме случаев, установленных указами Президента РФ;

11. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.

Финансирование расходов на содержание Минфина РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Минфин РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством.

Структура Минфина:

Департамент управления делами и контроля

Департамент бюджетной политики и методологии

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики

Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов

Департамент финансовой политики

Департамент межбюджетных отношений

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

Правовой департамент

Департамент бюджетной политики в отраслях экономики

Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа

Административный департамент

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и муниципальной службы

Департамент долгосрочного финансового планирования

Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета