logo
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

28.Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления проекта федерального бюджета

Положение о составлении проекта бюджета утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №1010

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных

Составление бюджета основывается на:

- Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

- прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:

- объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году;

- уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).

Основные этапы составления проекта федерального бюджета:

Бюджетная комиссия до 1 ноября года, предшествующего текущему финансовому году, утверждает график подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта ФБ, представленный Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

до 15 декабря года бюджетная комиссия рассматривает и согласовывает проект основных направлений налоговой и таможенно-тарифной и бюджетной политики, формирование и использование нефтегазовых доходов ФБ, а также общий (предельный) объем и предварительное (укрупненное) распределение бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств РФ, принимает решения о представлении на рассмотрение Правительства РФ концепций долгосрочных (федеральных) целевых программ, предлагаемых для реализации начиная с очередного финансового года или планового периода.

Правительство Российской Федерации до 30 декабря года, предшествующего текущему финансовому году: рассматривает уточненный прогноз социально-экономического развития РФ на текущий финансовый год, очередной финансовый год и первый год планового периода; утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ.

Правительство Российской Федерации одобряет до 15 февраля текущего финансового года основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период.

Субъекты бюджетного планирования направляют до 1 марта текущего финансового года в МЭРиТ, МФ предложения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые программы, а также в Министерство регионального развития - предложения в части, касающейся комплексного территориального развития.

Бюджетная комиссия рассматривает и согласовывает до 1 апреля текущего финансового года представляемые не позднее 15 марта текущего финансового года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации предложения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые программы.

Субъекты бюджетного планирования - федеральные органы исполнительной власти представляют до 1 апреля текущего финансового года в Правительственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации проекты докладов о результатах и основных направлениях деятельности в части, касающейся определения целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования на очередной финансовый год и плановый период.

Правительство Российской Федерации одобряет до 15 апреля текущего финансового года:

а) сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период;

б) предложения по изменению структуры действующих расходных обязательств РФ начиная с очередного финансового года или планового периода;

в) основные направления бюджетной политики, прогнозируемые изменения объема и структуры доходов и расходов бюджетов, сбалансированность соответствующих бюджетов, формирование и использование нефтегазовых доходов федерального бюджета, общий (предельный) объем и укрупненное распределение бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств Российской Федерации;

г) предложения по подготовке и реализации начиная с очередного финансового года или планового периода бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые программы.

Субъекты бюджетного планирования направляют до 1 мая текущего финансового года в МЭРиТ и Минфин Российской Федерации предложения по изменению объема и (или) структуры расходных обязательств Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода и предложения по объему и (или) структуре расходных обязательств Российской Федерации на второй год планового периода в части, обусловленной проектами долгосрочных (федеральных) целевых программ, а также в Министерство регионального развития - предложения в части, касающейся комплексного территориального развития и предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Бюджетная комиссия рассматривает и согласовывает до 1 июня текущего финансового года представляемые не позднее 15 мая текущего финансового года Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации данные предложения (см. предыдущий абзац).

Правительство Российской Федерации до 15 июня текущего финансового года:

а) утверждает основные характеристики федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

б) одобряет распределение общего (предельного) объема бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на исполнение принимаемых расходных обязательств Российской Федерации;

в) утверждает долгосрочные (федеральные) целевые программы, предлагаемые для реализации начиная с очередного финансового года (планового периода), а также изменения, вносимые в утвержденные долгосрочные (федеральные) целевые программы;

г) принимает акты о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые программы;

д) принимает иные решения, необходимые для подготовки проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Субъекты бюджетного планирования - федеральные органы исполнительной власти представляют до 15 июля текущего финансового года в Правительственную комиссию по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также в Минфин и МЭРиТ и Министерство регионального развития проекты докладов о результатах и основных направлениях деятельности на очередной финансовый год и плановый период, подлежащие уточнению до 1 ноября текущего года с учетом рассмотрения проекта ФБ Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации рассматривает не позднее 20 августа текущего финансового года проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также документы, материалы и проекты федеральных законов, подлежащие внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектами указанных федеральных законов, и вносит их не позднее 26 августа текущего финансового года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

29. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации и порядок рассмотрения и утверждения федерального закона о федеральном бюджете

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 26 августа текущего года. Одновременно с проектов представляются следующие документы:

- основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;

- предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год;

- прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период;

- оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;

- прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации;

- пояснительную записку к проекту федерального закона о федеральном бюджете;

- расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

- реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета;

- перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;

- методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;

- основные показатели государственного оборонного заказа;

- отчеты о реализации долгосрочных целевых программ;

- федеральную адресную инвестиционную программу;

- верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;

- верхний предел и проект структуры государственного внутреннего долга РФ по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

- проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;

- проект программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- проект программы государственных гарантий Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

- предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;

- расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода.

Центральный банк Российской Федерации до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

Предварительно этот направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов законодательству.

Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.

Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы.

Проект федерального закона в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

1 чтение. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу.

При рассмотрении в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции и основные направления бюджетной и налоговой политики.

Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

- прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;

- приложение к федеральному закону устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не утверждены БК;

- общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

- объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;

- верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

- нормативная величина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;

- дефицит (профицит) федерального бюджета.

В течение 15 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по законопроекту и предложения о принятии или об отклонении законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

На основании заключений комитетов Комитет по бюджету готовит свое заключение по законопроекту, а также проект постановления Государственной Думы о принятии (или отклонении) в первом чтении проекта федерального закона и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации а также доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта. В случае принятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума может:

- передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов. В случае передачи законопроекта в согласительную комиссию в течение 10 дней комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета.

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;

- вернуть указанный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку. В случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона и возвращения его на доработку в Правительство РФ Правительство в течение 20 дней дорабатывает законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения;

- поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 30 дней после сформирования.