Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
Важной составной частью фин-ой пол-ки явл-ся уст-ие фин-го механизма, при помощи которых происходит осущ-ие всей деятельности гос-ва в области финансов.
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ – представляет собой систему уст-ых гос-ом форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Фин. мех-зм это внешняя оболочка финансов проявляющаяся в фин-ой тактике.
К элементам фин-го мех-зма относят формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, кот-е используются при определении доходов и расходов гос-ва, организации бю-ой системы, финансов предприятий.
Финансовый мех-зм – наиболее динамичная часть фин-ой пол-ки. Его изменение происходит в связи с решением различных тактических задач, и поэтому фин-й мех-зм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в эк-ки и соц-ой сферы страны. Одно и то же фин-ое отношение может быть организовано гос-ом по разному. Так, отношения возникающие между гос-ом и ЮЛ по формированию бю-та, могут строиться на основе взимания налогов или налоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегос-ых и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и др-ие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
Фин-й мех-зм подразделяют на директивный и регулирующий.
Директивный фин-ый механизм разрабатывается для фин-ых отношений, в кот-х непосредственно участвует гос-во. В его сферу включаются налоги, гос-й кредит, расходы бю-та, бю-е финансирование, организация бю-го устройства и бю-го процесса, фин-е планирование. В этом случае гос-ом детально разрабатывается вся система организации фин-ых отношений, обязательная для всех участников.
Регулирующий финансовый мех-зм опред-т основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы гос-ва. Такая разновидность фин-го мех-зма характерна для организации внутренних фин-ых отношений на частных предприятиях. В этом случае гос-во уст-ет общий порядок использования фин-ых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных поатежей, предприятие самостоятельно определяет направление их использования.
Реализация целей и задач фин-ой пол-ки осуществление полноценного применения различных приемов организации фин-х отношений на централиз-х и децентрализ-х уровнях, кот-е в совокупности опред-ют содержание механизма достижения целей и задач фин-й пол-ки или фин-го мех-зма.
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ – совокупность видов, форм организации фин-х отношении, специфич-их методов формирования и использ-я фин-х рес-сов и способов их количественного определения.
Вид организации фин-х отношений явл-ся исходным, первичным элементом фин-го мехаизма, поскольку определяется способ их выражения и появления в соотв-х фин-х ресурсах (Например, конкр-й вид налоговых платежей).
Под формой организации фин-х отношений понимается внешний порядок их организации, то есть установления мех-зма аккумуляции, перераспределения и использования фин-х ресурсов и условий его реализации на практике. (Например, различные формы расходов бю-та).
Методами организации фин-х отношений в фин-ой науке называют способы формирования фин-х ресурсов и практического осущ-ия операций, связанных с финансами.
Способы количественного определения параметров фин-го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объемы бю-х ассигнований и пр.), явл-ся наиболее мобильной частью фин-го механизма. К способам колич-го опред-ия нормативов фин-го механизма относятся способы исчисления бю-х доходов, способы опред-ия необх-го объема фин-ой помощи соотв-щим бю-ам, способы начисл-я Ам. и т.п.
Фин-й мех-зм явл-ся инструментом осущ-ия фин-ой пол-ки гос-ва, регионов и муницип-го образования. используя различные элементы фин-го мех-зма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей фин-ой пол-ки, решение ее тактических и стратегич-х задач. При этом корректировка элементов фин-го мех-зма происходит путем изменения соответствующих норм фин-го права, в кот. уст-ны четкие правила функционирования каждого структурированного Эл-та фин-го мех-зма. Т.о. перестройка фин-го мех-зма в соответствие с ходом соц-го и эк-го развития гос-ва обязательно регламентируется соотв-щими нормативно-правовыми док-ми.
С целью упорядочения, структурирования, приведения в опр-ю систему фин-й механизм принято классифицировать:
- в зависимости от состава сфер и звеньев фин-й системы, функционир-е кот-й обеспеч-т фин-й мех-зм, он включает: фин-й мех-зм субъектов хоз-ия; мех-зм гос-го и муницип-х финансов.
- по воздействию на общественное производство: механизм мобилизации и исп-ия фин-х ресурсов; мех-зм фин-го рег-ия общ-го произ-ва.
Изменение соотв-щих элементов фин-го мех-зма в зависимости от условий эк-го и соц-го развития общества предопределяет возможности его колич-ые и качественные воздействия на эк-ку и соц. сферы.
Количественное воздействия фин-го мех-зма выраж-ся через объем и пропорции мобилизации субъектами хоз-ия и органами власти фин. ресурсов и их распределения между сферами и звеньями фин-ой системы гос-ва.
Качественное воздействие фин-го мех-ма связано с использ-м таких методов формир-я и направлений использ-я фин-х рес-сов, форм оргпнизации фин-х отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хоз-ия, так и эк-ки в целом.
- Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- Финансовые ресурсы общества и источники их формирования.
- Финансовая система рф, её основные звенья и их взаимосвязь
- Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны
- Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в социально-экономическом развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит (гк): сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
- 10. Управление финансами: понятие, объект, суб-ты упр-я, функциональные элементы, их хар-ка.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключений аудитора.
- Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 24. Финансы индивидуальных предпринимателей: понятие, особенности формирования и использования финансовых ресурсов, государственная поддержка индивидуальных предпринимателей.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28.Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики
- Бюджетное устройство рф: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений.
- 4. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- Бюджетный кодекс: общая характеристика
- Доходы федерального бюджета: определение структура, количественные характеристики в % к ввп
- 2) Неналоговых доходов:
- Расходы федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в % к ввп
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- 5) Жилищно-коммунальное хозяйство:
- 6) Охрана окружающей среды:
- 7) Образование:
- 10) Социальная политика:
- 11) Межбюджетные трансферты:
- 8. Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 9. Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм
- 10. Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- 11. Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 12. Бюджетная классификация рф: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 2) Неналоговых доходов:
- 15. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета: понятие, источники формирования, направления расходования.
- 16. Резервный фонд и фонд национального благосостояния назначение, источники формирования, управление средствами фондов
- 1) Налоговые доходы:
- 2) Неналоговые доходы:
- 19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования.
- 20. Консолидированный бюджет рф: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 21. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 22. Фонд социального страхования: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 23.Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориального фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 24. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- 25. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 24. Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 27. Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники бюджетного процесса и их полномочия, концепция реформирования.
- 28.Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления проекта федерального бюджета
- 2 Чтение.
- 3 Чтение.
- 30. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации и исполнение федерального бюджета
- 31. Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
- 32. Меры ответственности за бюджетные правонарушения.
- Налоги в экономической системе государства: экономическая сущность, функции, элементы налога их характеристика, значение в доходах государства и органов местного самоуправления
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристики отдельных групп налогов.
- 5.Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели и задачи. Налоговые органы в рф, их права и обязанности
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание, формы. Налоговая политика рф на современном этапе социально-экономического развития страны
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность
- 9. Роль и место нк рф в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и второй.
- 10. Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организаций. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей.
- 12. Единый социальный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты
- 13. Акцизы, сущность, порядок исчисления, вычеты, предусмотренные для налогоплательщиков по акцизам.
- 14. Ндс: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов
- 10% Эта ставка применяется при реализации:
- 18% Эта ставка применяется по остальным товарам, работам, услугам.
- 15. Ндфл: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налог и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 16. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 17. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы рф.
- 18. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Местные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов муниципальных образований.
- 20. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
- 21. Основные налоговые теории и современные интерпретации.