logo
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.

Важной составной частью фин-ой пол-ки явл-ся уст-ие фин-го механизма, при помощи которых происходит осущ-ие всей деятельности гос-ва в области финансов.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ – представляет собой систему уст-ых гос-ом форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Фин. мех-зм это внешняя оболочка финансов проявляющаяся в фин-ой тактике.

К элементам фин-го мех-зма относят формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, кот-е используются при определении доходов и расходов гос-ва, организации бю-ой системы, финансов предприятий.

Финансовый мех-зм – наиболее динамичная часть фин-ой пол-ки. Его изменение происходит в связи с решением различных тактических задач, и поэтому фин-й мех-зм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в эк-ки и соц-ой сферы страны. Одно и то же фин-ое отношение может быть организовано гос-ом по разному. Так, отношения возникающие между гос-ом и ЮЛ по формированию бю-та, могут строиться на основе взимания налогов или налоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегос-ых и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и др-ие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Фин-й мех-зм подразделяют на директивный и регулирующий.

Директивный фин-ый механизм разрабатывается для фин-ых отношений, в кот-х непосредственно участвует гос-во. В его сферу включаются налоги, гос-й кредит, расходы бю-та, бю-е финансирование, организация бю-го устройства и бю-го процесса, фин-е планирование. В этом случае гос-ом детально разрабатывается вся система организации фин-ых отношений, обязательная для всех участников.

Регулирующий финансовый мех-зм опред-т основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы гос-ва. Такая разновидность фин-го мех-зма характерна для организации внутренних фин-ых отношений на частных предприятиях. В этом случае гос-во уст-ет общий порядок использования фин-ых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных поатежей, предприятие самостоятельно определяет направление их использования.

Реализация целей и задач фин-ой пол-ки осуществление полноценного применения различных приемов организации фин-х отношений на централиз-х и децентрализ-х уровнях, кот-е в совокупности опред-ют содержание механизма достижения целей и задач фин-й пол-ки или фин-го мех-зма.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ – совокупность видов, форм организации фин-х отношении, специфич-их методов формирования и использ-я фин-х рес-сов и способов их количественного определения.

Вид организации фин-х отношений явл-ся исходным, первичным элементом фин-го мехаизма, поскольку определяется способ их выражения и появления в соотв-х фин-х ресурсах (Например, конкр-й вид налоговых платежей).

Под формой организации фин-х отношений понимается внешний порядок их организации, то есть установления мех-зма аккумуляции, перераспределения и использования фин-х ресурсов и условий его реализации на практике. (Например, различные формы расходов бю-та).

Методами организации фин-х отношений в фин-ой науке называют способы формирования фин-х ресурсов и практического осущ-ия операций, связанных с финансами.

Способы количественного определения параметров фин-го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объемы бю-х ассигнований и пр.), явл-ся наиболее мобильной частью фин-го механизма. К способам колич-го опред-ия нормативов фин-го механизма относятся способы исчисления бю-х доходов, способы опред-ия необх-го объема фин-ой помощи соотв-щим бю-ам, способы начисл-я Ам. и т.п.

Фин-й мех-зм явл-ся инструментом осущ-ия фин-ой пол-ки гос-ва, регионов и муницип-го образования. используя различные элементы фин-го мех-зма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей фин-ой пол-ки, решение ее тактических и стратегич-х задач. При этом корректировка элементов фин-го мех-зма происходит путем изменения соответствующих норм фин-го права, в кот. уст-ны четкие правила функционирования каждого структурированного Эл-та фин-го мех-зма. Т.о. перестройка фин-го мех-зма в соответствие с ходом соц-го и эк-го развития гос-ва обязательно регламентируется соотв-щими нормативно-правовыми док-ми.

С целью упорядочения, структурирования, приведения в опр-ю систему фин-й механизм принято классифицировать:

- в зависимости от состава сфер и звеньев фин-й системы, функционир-е кот-й обеспеч-т фин-й мех-зм, он включает: фин-й мех-зм субъектов хоз-ия; мех-зм гос-го и муницип-х финансов.

- по воздействию на общественное производство: механизм мобилизации и исп-ия фин-х ресурсов; мех-зм фин-го рег-ия общ-го произ-ва.

Изменение соотв-щих элементов фин-го мех-зма в зависимости от условий эк-го и соц-го развития общества предопределяет возможности его колич-ые и качественные воздействия на эк-ку и соц. сферы.

Количественное воздействия фин-го мех-зма выраж-ся через объем и пропорции мобилизации субъектами хоз-ия и органами власти фин. ресурсов и их распределения между сферами и звеньями фин-ой системы гос-ва.

Качественное воздействие фин-го мех-ма связано с использ-м таких методов формир-я и направлений использ-я фин-х рес-сов, форм оргпнизации фин-х отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хоз-ия, так и эк-ки в целом.