10. Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
Бюджетный прогноз – это система аргументированных и взаимосвязанных научно-обоснованных оценок возможных путей развития бюджета как объекта прогнозирования и необходимых для их достижений институциональных мер (политических, организационных, экономических, финансовых). Цель прогноза – помочь органам государственного управления и планирования выработать необходимые решения по регулированию экономических, финансовых и социальных процессов в будущем, которые будут испытывать на себе влияние вновь открытых тенденций и закономерностей. Прогнозирование предшествует бюджетному планированию. Бюджетные прогнозы могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Бюджетные прогнозы классифицируют по различным признакам:
- по функциональному назначению: прогнозы тенденций развития экономики, прогнозы стабильного развития внешней экономической среды, прогнозы развития отраслей промышленности, прогнозы развития НТП, прогнозы воспроизводства основного капитала и т.д.
- по методам разработки: пассивные (изучение информации за прошлый период и перенос закономерностей на будущее) и активные (основой является использование системы экономической динамики);
- по объекту прогноза: прогнозы интегрированного типа (ВВП, совокупные доходы или расходы бюджета), прогнозы развития секторов экономики, прогнозы отдельных макроэкономических показателей;
- по количеству прогнозируемых объектов: частные, двойные, прогнозы, исследующие более двух объектов;
- по форме выражения результатов: описательные и количественные.
Методы прогнозирования– это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза.
Экстраполяция - метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Фактически он представляет собой перенос на будущее тенденций прошлого. Эффективно применяется для краткосрочных планов.
Нормативный метод – заключается в определении путей и сроков достижения возможных целей. Он заключается в прогнозе достижения желаемых сочетаний явления на основе заранее заданных норм, стимулов и целей. Часто используется для целевых прогнозов.
Метод экспертных оценок – подразумевает использование специалиста, который может сделать вывод об объекте прогнозирования. Применяется чаще всего для долгосрочных прогнозов.
Метод аналогии – предполагает перенос знаний об одном предмете на другой.
Комбинированный метод – представляет собой применение нескольких методов одновременно. В этом случае возможно как изучение мнений экспертов, так и исследование объективных закономерностей.
Моделирование – построение заместителя оригинала, имеющего с ним такое сходство, которое позволяет получить новое знание об объекте. Модели могут быть материальными и идеальными. При бюджетном планировании используются как правило идеальные модели.
Модели микромеделирования составляются на основе выборок деклараций о доходах юридических и физических лиц, информации об объемах реализации и других данных. С их помощью рассчитываются налоговые обязательства каждого плательщика, включенного в выборку. После расчеты обобщаются и распространяются на всех налогоплательщиков и получаются итоговые показатели налоговых поступлений.
Метод построения модели расчета общего равновесия. Расчет производится на основе информации, полученной из различных источников, которая сводится в общую базу данных. Главным элементов является таблица экономических ресурсов и объема продукции, которая позволяет распределить потоки товаров и услуг по отраслям, конечным потребителям. Недостатком данной модели является необходимость использования большого объема информации.
Модели микромоделирования и расчета общего равновесия используют данные прошлых периодов, которые экстраполируются для составления прогноза уровня экономической активности. Обе модели отличаются сложностью и требуют большого объема информации и средств. Часто необходимые данные отсутствуют, что приводит к ошибкам.
Работы по прогнозированию осуществляются поэтапно.
Началом работы служит разработка задания на план или прогноз, т.е. выработка нормативного док-та в котором определены объект, цель, задачи, порядок разработки плана (прогноза). Кроме того при достаточно большом кол-ве исполнителей может составляться координационный план, в котором содержаться перечень орг-й, их взаимодействие, задачи исполнителей, сроки выполнения и порядок передачи результатов.
1 этап – прогнозная ретроспекция. Определение объекта прогнозирования и прогнозного фона. Изучается инф-я о действующем налоговом законодательстве, о предполагаемом объеме фин помощи, о видах расходов перераспр-нии между б-ми, нормативы гос затрат на предоставление гос услуг. Формируются и обосновываются тенденция развития экономики и соц-й сферы на планируемый период.
2 этап – прогнозный или планируемый диагноз. Производится описание объекта исследования с целью выявления тенденции развития и выбора модели и методов пл-я и пр-я. Осущ-ся корректировка бюд-й и нал-й политики на среднеср-ую перспективу и разграничение бюд-х полномочий доходных источников м/д органами власти.
3 этап – проспекция. Обширная разработка плана или прогноза, которая вкл в себя расчет прогнозируемых показателей на заданный период, синтез отдельных составляющих плана (прогноза).
4 этап – оценка плана (прогноза). Определение степени его достоверности, точности, обоснованности. Эта оценка производится исходя из программ СЭР тер-й, принятой бюд-й, нал-й политики и методики формирования МБО.
- Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- Финансовые ресурсы общества и источники их формирования.
- Финансовая система рф, её основные звенья и их взаимосвязь
- Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны
- Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в социально-экономическом развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит (гк): сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
- 10. Управление финансами: понятие, объект, суб-ты упр-я, функциональные элементы, их хар-ка.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключений аудитора.
- Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 24. Финансы индивидуальных предпринимателей: понятие, особенности формирования и использования финансовых ресурсов, государственная поддержка индивидуальных предпринимателей.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28.Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики
- Бюджетное устройство рф: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений.
- 4. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- Бюджетный кодекс: общая характеристика
- Доходы федерального бюджета: определение структура, количественные характеристики в % к ввп
- 2) Неналоговых доходов:
- Расходы федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в % к ввп
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- 5) Жилищно-коммунальное хозяйство:
- 6) Охрана окружающей среды:
- 7) Образование:
- 10) Социальная политика:
- 11) Межбюджетные трансферты:
- 8. Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 9. Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм
- 10. Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- 11. Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 12. Бюджетная классификация рф: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 2) Неналоговых доходов:
- 15. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета: понятие, источники формирования, направления расходования.
- 16. Резервный фонд и фонд национального благосостояния назначение, источники формирования, управление средствами фондов
- 1) Налоговые доходы:
- 2) Неналоговые доходы:
- 19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования.
- 20. Консолидированный бюджет рф: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 21. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 22. Фонд социального страхования: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 23.Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориального фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 24. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- 25. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 24. Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 27. Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники бюджетного процесса и их полномочия, концепция реформирования.
- 28.Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления проекта федерального бюджета
- 2 Чтение.
- 3 Чтение.
- 30. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации и исполнение федерального бюджета
- 31. Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
- 32. Меры ответственности за бюджетные правонарушения.
- Налоги в экономической системе государства: экономическая сущность, функции, элементы налога их характеристика, значение в доходах государства и органов местного самоуправления
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристики отдельных групп налогов.
- 5.Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели и задачи. Налоговые органы в рф, их права и обязанности
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание, формы. Налоговая политика рф на современном этапе социально-экономического развития страны
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность
- 9. Роль и место нк рф в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и второй.
- 10. Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организаций. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей.
- 12. Единый социальный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты
- 13. Акцизы, сущность, порядок исчисления, вычеты, предусмотренные для налогоплательщиков по акцизам.
- 14. Ндс: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов
- 10% Эта ставка применяется при реализации:
- 18% Эта ставка применяется по остальным товарам, работам, услугам.
- 15. Ндфл: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налог и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 16. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 17. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы рф.
- 18. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Местные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов муниципальных образований.
- 20. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
- 21. Основные налоговые теории и современные интерпретации.