logo
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В РФ государственными внебюджетными фондами являются: 1. Пенсионный фонд РФ; 2. Фонд социального страхования РФ; 3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с БК, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

Первые целевые внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан.

Расходы и доходы ГВФ формируются самостоятельно и не включаются в федеральный бюджет, однако эти средства имеют бюджетную форму, и по каждому ГВФ составляется самостоятельный бюджет, а порядок их образования и использования регулируется БК РФ.

Правительство РФ в законодательно установленном порядке вносит в Госдуму проекты ФЗ о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются отдельными ФЗ. Бюджетным кодексом РФ для каждого из ГВФ конкретного прописаны источники их формирования и размеры поступлений по каждому из них.

ГВФ предназначены для реализации следующих конституциональных прав граждан:

1)права на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;

2)права на социальное обеспечение по возрасту;

3)права на социальное обеспечение в случае безработицы;

4)права на социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, указанных законод-ом РФ о социальном обеспечении.

Признаки ГВФ:

  1. Ср-ва ГВФ не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

  2. Расходование ср-в ГВФ осущ-ся исключительно на цели, определенные законод-ом РФ, субъ РФ, регламентирующим их деят-ть.

3. Ср-ва ГВФ находятся в федеральной соб-ти и управляются органами гос-ой власти РФ.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

Наиболее весомый источник средств государственных социальных внебюджетных фондов – единый социальный налог.

Пенсионный фонд РФ – фонд д.с., образ-й вне фед. бю-та, предназн-й для фин. обеспечения, защиты граждан от особого вида соц-го риска – утраты заработка вследствии потери трудосп-ти при наступлении старости, инвалидности, для нетрудосп-х членов семьи – смерть кормильца, для отд-х категорий трудящихся – длительного выполнения опр-ой проф-й деят-ти.

Ф-ции пенс-го фонда: получ-е от плательщиков страх-х взносов, необ-х для финансирования выплат гос. пенсий; организацию банка данных по платежам страх-х взносов в ПФ РФ; индивид-й учет поступ-их в ПФ РФ от работающих граждан обяз-ых страх-х взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размера гос-ых пенсий за сч-т вносимых гражданами ср-в; междунар-е сотрудничество РФ по воприсам относ-ся к компетенции ПФ.

ФСС РФ – фонд д.с. образ-й вне фед-го бю-та, предназн-й для реализации прав граждан на соц-ое обеспеч-ие по болезни, инвалидности. в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (БК РФ).

В наст-ее время через ФСС пров: соц. стр-ие на случай нетрудосп-ти в рез-те общего заболевания, материнства и смерти, а так же соц. стр. от несч. сл. на пр-ве и проф. забол-ий.

ФСС вып. след . ф-ции: концентрир-т ден. ср-ва гос-ва на соц спт-е; обеспеч. гарантиях гос-м пособий гражданам по временной нерудосп-ти, беременности и родам и др. законным основам; оплату путевок на санат-но-курорт. лечение раб-ов; участие в разработке и реализации гос. проф. охраны здоровья раб-ов и соц. страх-ия; частичное финансир-ие санаториев и прафелакториев, оздоравит-х лагерей для детей.

Фонды ОМС – ден. фонды, предн-ые для финансир-ия гарантир-ым гос-ом мед. помощи населению.

ФОМС: (на 2009 год в ред ФЗ от 28 апреля 2009 г)

Доходы: 119 млрд.

Расходы: 118 млрд.

ПФ: Доходы: 3 трл 282 млрд 951 млн 83 тыс 100 руб

Расходы: 3 трл 041 млрд руб.

ФСС: Доходы: 415 млрд руб.

Расходы 414 млрд.руб.