17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключений аудитора.
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный контроль и общественный контроль, контроль со стороны коммерческих банков за организациями.
Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов.
К задачам финансового контроля относят: (1) проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений; (2) выявление резервов роста финансовых ресурсов; (3) правильность составления и исполнения бюджета; (4) правильность ведения бухгалтерского учета; (5) обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юр лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам.
Основной задачей негосударственного финансового контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе, в форме централизованных фондов денежных средств. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей:
работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю;
этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически;
отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования.
Общественный контроль – контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов.
Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение организациями-клиентами установленного порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии с кредитным договором могут осуществлять и иные виды контроля финансово-хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль
Появление аудита связано с появлением акционерных компаний, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы вынуждены искать стороннего независимого специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бух учета и бухгалтерской отчетности организаций и ИП.
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бух учета законодательству РФ.
Аудиторская организация – это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая соответствующие аудиту услуги.
В практике аудиторской деятельности различают след виды аудита:
по отношению к пользователям информации:
внешний аудит осуществляется независимыми аудиторами (фирмами) на основе договоров с организациями. Особенностью внешнего аудита является то, что аудиторы, проводящие проверку не имеют на проверяемом предприятии никаких интересов. Сокрытие указанных обстоятельств может стать основанием для аннулирования лицензии. Предприятие самостоятельно выбирает аудитора или фирму для проведения проверки.
Внутренний аудит осуществляется специальной службой предприятия непосредственно подчиненной руководству хозяйствующего субъекта. Внутренний аудит необходим для предотвращения нерационального расхода, потерь или хищений материальных ценностей, своевременного предупреждения и разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей.
с точки зрения направленности аудит может быть:
аудит банков;
аудит страховых организаций;
аудит бирж, инвестиционных и внебюджетных фондов
общий аудит.
по времени осуществления:
первоначальный – проводится впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиентов;
согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и основан на знании специфика клиента;
оперативный аудит – кратковременная аудиторская проверка для выяснения общей оценки бух учета, отчетности, соблюдения законодательства
по отношению к требованиям законодательства:
инициативный (добровольный), когда он проводится по заказу заинтересованной стороны. Характер и масштаб такой проверки зависят от желания клиента.
обязательный аудит, предусматривается законом и предприятие обязано приглашать аудиторов для проверки. Объем и порядок проведения обязательного аудита четко установлен органами государственного управления и определен перечень предприятий, которые подвергаются ежегодной обязательной аудиторской проверке. Обязательный аудит проводят только аудиторские фирмы.
Критерии обязательности аудита: (1) организационно-правовая форма экономического субъекта – ОАО; (2) вид деятельности – банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные внебюджетные и благотворительные фонды; (3) финансовые показатели деятельности: если объем выручки от реализации продукции за год превышает в 500 000 раз МРОТ, если сумма активов баланса на конец отчетного года превышает в 200 000 раз МРОТ; (4) источники формирования уставного капитал – госуд унитарные предприятия и муниц унитарные предприятия; организации в уставных капиталах которых доля госуд собственности не менее 25%.
В зависимости от результатов проверки, заключение может быть безоговорочно положительное или модифицированное.
Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению, что фин и бухг отчетность дает достоверное представление о фин положении клиента.
Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:
факты, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица.
факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.
Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий не на столько существенно, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку: «за исключением влияния обстоятельств…».
Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема настолько существенно, что аудитор не может получить достаточные доказательства, и значит не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой отчетности.
Отрицательное мнение следует выражать тогда, когда влияние какого-либо разногласия настолько существенно для финансовой отчетности, что может ввести в заблуждение пользователей данной отчетности.
Заведомо ложное аудиторское заключение – это заключение, составленное без проведения аудиторской проверки. Признается только по решению суда.
- Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- Финансовые ресурсы общества и источники их формирования.
- Финансовая система рф, её основные звенья и их взаимосвязь
- Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны
- Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в социально-экономическом развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит (гк): сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
- 10. Управление финансами: понятие, объект, суб-ты упр-я, функциональные элементы, их хар-ка.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключений аудитора.
- Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 24. Финансы индивидуальных предпринимателей: понятие, особенности формирования и использования финансовых ресурсов, государственная поддержка индивидуальных предпринимателей.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28.Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики
- Бюджетное устройство рф: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений.
- 4. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- Бюджетный кодекс: общая характеристика
- Доходы федерального бюджета: определение структура, количественные характеристики в % к ввп
- 2) Неналоговых доходов:
- Расходы федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в % к ввп
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- 5) Жилищно-коммунальное хозяйство:
- 6) Охрана окружающей среды:
- 7) Образование:
- 10) Социальная политика:
- 11) Межбюджетные трансферты:
- 8. Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 9. Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм
- 10. Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- 11. Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 12. Бюджетная классификация рф: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 2) Неналоговых доходов:
- 15. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета: понятие, источники формирования, направления расходования.
- 16. Резервный фонд и фонд национального благосостояния назначение, источники формирования, управление средствами фондов
- 1) Налоговые доходы:
- 2) Неналоговые доходы:
- 19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования.
- 20. Консолидированный бюджет рф: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 21. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 22. Фонд социального страхования: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 23.Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориального фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 24. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- 25. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 24. Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 27. Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники бюджетного процесса и их полномочия, концепция реформирования.
- 28.Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления проекта федерального бюджета
- 2 Чтение.
- 3 Чтение.
- 30. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации и исполнение федерального бюджета
- 31. Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
- 32. Меры ответственности за бюджетные правонарушения.
- Налоги в экономической системе государства: экономическая сущность, функции, элементы налога их характеристика, значение в доходах государства и органов местного самоуправления
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристики отдельных групп налогов.
- 5.Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели и задачи. Налоговые органы в рф, их права и обязанности
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание, формы. Налоговая политика рф на современном этапе социально-экономического развития страны
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность
- 9. Роль и место нк рф в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и второй.
- 10. Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организаций. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей.
- 12. Единый социальный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты
- 13. Акцизы, сущность, порядок исчисления, вычеты, предусмотренные для налогоплательщиков по акцизам.
- 14. Ндс: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов
- 10% Эта ставка применяется при реализации:
- 18% Эта ставка применяется по остальным товарам, работам, услугам.
- 15. Ндфл: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налог и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 16. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 17. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы рф.
- 18. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Местные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов муниципальных образований.
- 20. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
- 21. Основные налоговые теории и современные интерпретации.